Проблемы семейного воспитания младшего школьника в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить и теоретически обосновать современные проблемы семейного воспитания младших школьников.

Задачи исследования:

- изучить и проанализировать педагогическую, психологическую, методическую литературу;

- раскрыть сущность семенного воспитания;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Историко-теоретические основы семейного воспитания

1.1. Научные подходы к проблеме семейного воспитания

1.2. Современные проблемы семейного воспитания младших школьников

Выводы по I главе



ГЛАВА II. Педагогическая опытно-экспериментальная работа

1.1. Систематизация стилей воспитания в семье

1.2. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы

Выводы по II главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..

Работа содержит 1 файл

Проблемы семейного воспитания младшего школьника в современном обществе.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

Приходится  встречаться и с другим типом  реализации сверхценных идеалов  воспитания. В психологическую консультацию обратилась мама десятилетнего мальчика с жалобами на увеличивающееся заикание, которое возникло впервые у сына в пятилетнем возрасте. На занятиях с ребенком в игровой группе было обнаружено, что заикание - хотя и наиболее заметное, но частное, речевое, проявление более общей способности ребенка. У него сформировалась привычка к задержке любой ответной реакции. Оказалось, что действенный или речевой ответ на любой вопрос или поведение партнеров по игре мальчик давал после продолжительной паузы. Сомнений в трудности понимания вопроса или ситуации не было. Мальчик прекрасно учился, играл на скрипке, много читал, справлялся со всеми тестами на сообразительность. И все же в общении любой ответственный сигнал сопровождался задержкой. Постепенно выяснилось, что причина кроется в том, как мама реализовывала сознательно принятые, особо значимые для нее цели воспитания. Она исходила из достаточно привлекательных с точки зрения нравственности принципов о всеобщей доброте, всепрощении, невозможности причинить боль, о "непротивлении злу". С первых же дней жизни подобные принципы, которые для ребенка оборачивались всевозможными ограничениями его активности, сопровождали каждый шаг, каждое действие малыша. В этом примере нарушение поведения возникло как следствие реализации сверхценных родительских требований без учета особенностей этапа развития, возрастных возможностей ребенка.  

Как видно  из приведенных примеров, предоставление ребенку той или иной меры независимости, более короткая или длинная дистанция, определяются теми мотивами, которые "осмысливают" воспитание. Казалось, что, если единственным или основным мотивом воспитания является потребность эмоционального контакта, или потребность достижения, или потребность смысла жизни, воспитание проводится на укороченной дистанции и ребенок ограничивается в своей самостоятельности. При реализации определенной системы воспитания, когда мотив воспитания как бы отодвигается о ребенка, дистанция может быть любой, это определяется уже не столько личностными установками родителей или особенностями детей, сколько рекомендациями избранной системы. Но проблема независимости отчетливо проявляется и здесь. Она выглядит как проблема несвободы ребенка в проявлении присущих ему индивидуальных качеств. Подобно этому регулирующие воспитание сверхценные мотивы родителей ограничивают свободу развития присущих ребенку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход.  

Цели  воспитания  

Будущие родители, конечно же, задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка... Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание. Некоторые авторы пытались проследить, как связаны черты характера родителей с чертами характера ребенка. Они полагали, что особенности характера или поведения родителей прямо проецируются на поведение ребенка. Думали, что если мать проявляет склонность к тоске, подавленности, то и у ее детей будут заметны такие же способности. При более пристальном изучении этого вопроса все оказалось значительно сложнее. Связь личности родителей и воспитанных особенностей поведения ребенка не столь непосредственна. Многое зависит от типа нервной системы ребенка, от условий жизни семьи. Теперь психологам понятно, что одна и та же доминирующая черта личности или повеления родителя способна в зависимости от разных условий вызывать и самые разные формы реагирования, а в дальнейшем и устойчивого поведения ребенка. Например, резкая, вспыльчивая, деспотичная мать может вызвать в своем ребенке как аналогичные черты - грубость, несдержанность, так и прямо противоположные, а именно подавленность, робость. Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер. Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности.

Выводы: Всех сложностей внутрисемейных отношений невозможно избежать. Процесс воспитания здоровой и полноценной личности сложен и непрост. Но целенаправленная, продуманная программа воспитания ребенка, в семье понимание его проблем, учет личных качеств конкретного маленького человека, забота о его физическом и нравственном здоровье, сочетание в процессе воспитания разумной требовательности с любовью и взаимопониманием помогут вырастить достойного члена общества. 
 
 
 

ГЛАВА II. Педагогическая опытно-экспериментальная работа   

                                                              СТИЛИ  

Виды  воспитания классифицируются по принципу многообразия целей воспитания, процессов  и способов их достижения. Рассмотрим несколько классификаций стилей воспитания, первая из которых – по институциональному признаку. Под институтами воспитания понимают общественные организации и структуры, призванные оказывать воспитательное воздействие на личность. Главным институтом воспитания является семья. Влияние семьи отличается особой продолжительностью во времени. Дома ребенок проводит примерно две трети своего времени. Привычки, полученные в семье, сохраняются на всю жизнь. Воспитание в семье предполагает включение его в ряд домашних обязанностей, постепенное усложнение заданий и видов деятельности. Сила семейного воспитания в его глубокой эмоциональности, кроме того отношения с любимыми и любящими родителями отличаются предельной доверительностью.  

Так как  в раннем детстве главным способом познания ребенка является непосредственное воспроизведение слов и действий окружающих, поэтому есть необходимость  в ограничении внешнего отрицательного влияния. Но вследствие этого семья  как институт воспитания может нанести самый большой вред ребенку, поскольку оно не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи, их интеллектуального и культурного уровня развития.  

Школьное  воспитание предоставляет широкие  возможности для оказания разностороннего  воспитательного воздействия на ребенка. Каждый человек, с которым ребенок сталкивается в школе, несет в себе для него что-то новое. В данных условиях большую роль играет личность учителя и позитивный характер общения со сверстниками. Кроме того, воспитание в школе может происходить непосредственно через предметы общегуманитарного цикла. Так же, как и в семейном, в школьном воспитании есть свои слабые стороны, одна из которых – обезличенность. Часто учителя, в отличие от членов семьи, уделяют всем детям совершенно одинаковое внимание, забывая о том, что каждый из них – индивидуальность и требует особого подхода, именно поэтому требуется совмещение школьного и семейного воспитания, особенно в начальной школе.  

Внешкольное воспитание предполагает решение воспитательных задач во внешкольных детских учреждениях. Ему присущи те же особенности, что и школьному воспитанию.  

Разнообразное воспитательное воздействие осуществляется через средства массовой информации. Основное преимущество их состоит в  том, что в качестве источника влияния могут быть использованы образцы педагогики и культуры. Готовя литературу, фильмы для детей, можно взвесить и оценить их воспитательное воздействие, причем оно отразится на ребенке независимо от индивидуальности и опыта преподавателя или воспитателя. Однако есть существенный недостаток средств массовой информации как института воспитания. Влияние этого источника рассчитано на среднюю личность, поэтому ребенок не всегда может правильно понять и оценить происходящее, а также средства массовой информации не обладают обратной связью.  

Кроме вышеуказанных институтов воспитания можно также выделить конфессиональное (религиозное)  воспитание, реализуемое  посредством религиозных традиций и обрядов, приобщением к системе  церковных ценностей, обращенных к сердцу, к вере в божественное происхождение человека. Так как в современном мире около 90% населения верующие, то роль конфессионального воспитания велика.  

Также воспитание можно классифицировать по стилю отношений между воспитателем и воспитанником. По этому признаку различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.  

Авторитарное  воспитание – тип, в рамках которого определенная идеология принимается  как единственно возможная истина во взаимоотношениях между людьми. Чем выше воспитатель находится на социальной лестнице, тем сильнее выражено принуждение ребенка к следованию данной идеологии. В данном случае воспитание осуществляется как оперирование природой человека и манипулирование им. Авторитарный стиль характеризуется централизацией руководства. В этом случае все решения принимаются воспитателем единолично, без какого-либо совета с воспитуемым. Управление деятельностью  воспитанников происходит с помощью приказов, которые отдаются в жесткой или мягкой форме, в виде просьб, которые нельзя не выполнить. Воспитатель также ведет строгий контроль над деятельностью ребенка, требователен к выполнению его распоряжений. В этом стиле воспитания инициатива не поощряется или поощряется в строго определенных пределах.  

Следующий стиль – демократический.  Он характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении его обучения, досуга, интересов. Воспитатель, принимая решения,  советуется с воспитанником, давая ему возможность высказать свое мнение, сделать самостоятельный выбор. Контроль над ребенком ведется постоянно, но в отличие от авторитарного стиля, всегда отмечаются положительные стороны работы, результаты и достижения, а также обращается внимание на те моменты, которые требуют дополнительной доработки и специальных упражнений. Таким образом, демократический стиль -  стиль,  при котором  у двух взаимодействующих сторон есть способ договориться, но нет возможности заставить друг друга что-либо сделать.  

Либеральный  стиль подразумевает отсутствие активной деятельности со  стороны педагога. Преподаватель является лишь соединяющим звеном в цепи взрослый – педагог – ребенок. Для того, чтобы подтолкнуть ребенка к деятельности, ему приходится уговаривать его. Роль педагога состоит в решении каких-либо несущественных вопросов, контроля поведения и деятельности воспитанника от случая к случаю. Такой педагог отличается слабым влиянием на ход воспитания и незначительной ответственностью за результат, то есть является как бы сторонним наблюдателем всего происходящего.  

Попустительский  стиль характеризуется неосознанным равнодушием педагога к учебным  достижениям, воспитанности и культуре ребенка. Происходит это по одной  из нескольких причин: от чрезмерной любви  к ребенку, от идеи полной свободы ребенка во всем, от полнейшего равнодушия воспитателя к ребенку и его судьбе. Но независимо от причины такого отношения, педагог ориентируется на удовлетворение интересов ребенка, не задумываясь о последствиях, не ставя перспектив личного роста ребенка. Главный принцип – не препятствовать желаниям ребенка, возможно даже в ущерб его здоровью, развитию интеллекта, духовности. В жизни не один из стилей применяется в процессе воспитания в «чистом виде». Каждый педагог применяет свой стиль воспитания, в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в данный момент, а также применительно к индивидуальным качествам ребенка. Кардинальная смена стиля и резкий переход с одного на другой является радикальным событием, так как каждый стиль основан на личностных качествах педагога и может привести к перелому в жизни ребенка.  

Кроме вышеперечисленных стилей воспитания существуют еще и модели воспитания, основывающиеся на определенных философских  концепциях.  

Выделяют  идеалистическую модель воспитания. Его последователи рассматривают воспитание как создание идеальных условий для воспитуемого, в которых заложенные в душе идеи достигли бы вершины в своем развитии. Основное назначение воспитания в этой доктрине сводится к открытию воспитаннику высшего мира идей и помощи в превращении полученных знаний в содержание личности ребенка. Таким образом, посредством воспитания осуществляется переход от природного начала в человеке к духовному.  

Прагматизм  как философия воспитания рассматривает  его не как подготовку человека к  дальнейшей жизни, а как жизнь ребенка в настоящем. Следовательно, прагматизм ставит своей целью научить воспитуемого решать жизненные проблемы по мере их возникновения. То есть, в процессе воспитания педагог должен приучить воспитанника не к приспособлению к реальной действительности, а активному поиску путей преобразования условий для улучшения условий своей жизни. Основой воспитания считается взаимодействие воспитанника с реальной средой, как природной, так и социальной, то есть существует направленность на индивидуальное саморазвитие ребенка. На практике эта концепция воспитывает крайних прагматиков и индивидуалистов.  

Основной  в воспитании стала реалистическая модель. Реализм исходит из идеи передачи воспитаннику опыта и знаний с учетом его возрастных возможностей в том виде, в котором он сможет их сразу усвоить. Воспитание должно строиться в помощь воспитаннику в освоении того, что побуждает его к определенному поведению и видам деятельности. Недостаток концепции в том, что в результате происходит воздействие на сознание человека, при этом не уделяется достаточно внимания эмоционально-образной сфере личности.  

Информация о работе Проблемы семейного воспитания младшего школьника в современном обществе