Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:57, курсовая работа
Цель исследования: изучить и теоретически обосновать современные проблемы семейного воспитания младших школьников.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать педагогическую, психологическую, методическую литературу;
- раскрыть сущность семенного воспитания;
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Историко-теоретические основы семейного воспитания
1.1. Научные подходы к проблеме семейного воспитания
1.2. Современные проблемы семейного воспитания младших школьников
Выводы по I главе
ГЛАВА II. Педагогическая опытно-экспериментальная работа
1.1. Систематизация стилей воспитания в семье
1.2. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы
Выводы по II главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА В СОВРЕМЕННОМ
ОБЩЕСТВЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
…………………………………………………………………3
ГЛАВА
1. Историко-теоретические
основы семейного воспитания
1.1. Научные
подходы к проблеме семейного воспитания
1.2. Современные
проблемы семейного воспитания младших
школьников
Выводы по I главе
ГЛАВА
II. Педагогическая опытно-экспериментальная
работа
1.1. Систематизация
стилей воспитания в семье
1.2. Содержание
и результаты опытно-экспериментальной
работы
Выводы
по II главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Преобразования, осуществляемые в российском обществе в настоящее время, актуализируют роль воспитательного потенциала семьи в формировании личности ребенка. Семейное воспитание является основой формирования и развития личности
Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют различия. В отличие от обучение, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.
Таким образом, воспитание в значительной степени носит целенаправленный характер, который предполагает определенное направление воспитательной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей.
Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или иным обществом.
Однако главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе. Также следует отметить, что в качестве идейной базы воспитательного процесса следует придерживаться принципов гуманизма. То есть воспитывать в человеке «общечеловеческие ценности», не имеющие исторических и государственных границ. Именно они и определяют собой цели воспитания на различных этапах развития человечества. Эти цели, главным образом связаны с понятием морали и нравственности, а также с тем, что происходит с личностью и вокруг нее. Но наряду с «общечеловеческими ценностями» существуют цели, которые ставят перед воспитанием текущие процессы в обществе, данная государственная формация. Специальными целями сегодняшнего этапа развития общества и государства являются воспитание инициативного, предприимчивого, стремящегося к успеху человека.
Объект исследования: семейное воспитание младших школьников.
Предмет исследования: современные проблемы семейного воспитания младшего школьника.
Цель исследования: изучить и теоретически обосновать современные проблемы семейного воспитания младших школьников.
Гипотеза исследования: семейное воспитание младших школьников будет более эффективности если:
- определить
сущность и содержание
- систематизировать проблемы стилей воспитания в семье.
Задачи исследования:
- изучить
и проанализировать
- раскрыть сущность семенного воспитания;
-
Методы исследования:
- анализ
психолого-педагогических
- беседе;
- письменным опрос;
- анкетирование;
- педагогическое наблюдение.
Теоретической основой исследования
База исследования:
Структура
исследования: курсовая работа состоит
из
ГЛАВА 1. Историко-теоретические основы семейного воспитания
1.1.
Научные подходы
к проблеме семейного
воспитания
Успех воспитательного процесса как единства цели и средств ее достижения проявляется как повышение степени индивидуальной активности воспитанника. Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое и другие направления воспитания. Умственное воспитание ориентированно на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. В раннем детстве умственное воспитание тесно связано с физическим. У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их деятельность. Наиболее правильный путь интеллектуального развития ребенка – общение со взрослыми и детьми старшего возраста, в результате которого расширяется кругозор, и пополняется словарный запас ребенка. Для умственного развития дошкольника чрезвычайно важным являются игры-занятия. Полезны игры, в которых используются одинаковые по форме, но различные по величине и цвету, предметы, а также ролевые игры, в которых ребенок подражает действиям взрослых в быту. Таким образом, умственное воспитание основывается на:
- развитии воли, памяти, сообразительности как основ познавательного;
- воспитательного и образовательного процессов;
- формирование культуры учебного и трудового процессов
развитие
личностных качеств – расширение
кругозора и словарного запаса, воображения,
самостоятельности и
стимулирование
интереса к работе с книгой
Решение
задач умственного воспитания осуществляется
посредством обучения и образования,
различных олимпиад и викторин, бесед
со старшими о науке и ее деятелях, приобщения
к творческим занятиям, исследованиям
и экспериментам.
Второе
направление воспитательного
Нравственное
становление человека также является
одним из направлений воспитательной
деятельности. Сущность нравственного
воспитания заключается в формировании
у ребенка системы отношений к обществу,
другим людям, самому себе. В содержание
нравственного воспитания входит развитие
у детей чуткости и отзывчивости, доброты
и честности, способности к сопереживанию,
уважения к людям в сочетании с требовательностью
к ним. Особое значение имеет формирование
дисциплинированности и культуры поведения.
Главный путь нравственного формирования
ребенка – общение со взрослыми, и чем
богаче общение, тем активнее эмоциональное
восприятие ребенком окружающего мира,
тем шире возможности нравственного воспитания.
Также необходимо проведение бесед и диспутов
на примере художественных произведений
и практических ситуаций. Таким образом,
нравственное воспитание включает в себя
вооружение ребенка знанием норм нравственности
и морали, а также формирование у него
поведения в соответствии с этими нормами.
Важнейшей
предпосылкой всестороннего гармонического
развития личности ребенка является
его трудовое воспитание. Целями его
являются: развитие добросовестного, ответственного
и творческого отношения к любому труду,
накопление профессионального опыта как
условия выполнения важнейшей обязанности
человека.
В раннем возрасте трудовая деятельность ребенка тесно связана с игрой. Ребенку нравятся поручения, содержащие элементы игры и доставляющие эстетическое наслаждение. Одновременно здесь заложена возможность воспитать у ребенка понимание необходимости труда, его пользы. Для реализации задач трудового воспитания используются различные приемы и методы:
организация труда в кружках по интересам
различные виды поощрения трудовой деятельности и творчества
творческие выставки, конкурсы и соревнования, оценка их качества
временные
и постоянные домашние обязанности,
дежурство в учебных заведениях, а также
систематическое участие в общественно-полезном
труде, обучение технологиям и приемам
трудовой деятельности и т.д.
Фундамент
здоровья закладывается в детстве.
От того, насколько правильно будет
организовано физическое воспитание,
во многом будет зависеть его самочувствие,
настроение, успехи в учебе. Оно способствует
росту трудовых возможностей воспитуемого,
совершенствует его нравственно-волевые
качества, является средством гармонического
развития. Основными целями физического
воспитания являются правильное физическое
развитие, тренировка двигательных навыков
и вестибулярного аппарата, различные
процедуры закаливания, воспитание силы
воли и характера, повышающих работоспособность
человека. Комплекс средств физического
воспитания включает в себя правильный
режим дня, рациональное питание, привитие
культурно-гигиенических навыков, занятия
физкультурой и спортом.
Эстетическое
воспитание имеет целью развитие
творческих способностей, умения понимать
и ценить прекрасное в жизни и искусстве,
обогащение духовного мира ребенка. Кроме
того, необходимо научить его замечать
красивое в природе, общественной жизни,
искусстве, помочь воспитаннику выработать
правильные эстетические суждения и оценки,
а также развить способности, приобщить
ребенка к художественному творчеству.
Особенно
большая роль в воспитании эстетического
вкуса ребенка отводится его
первым игрушкам. Они учат познавать
жизнь и являются источником первых
эстетических впечатлений. Воспитательное
значение имеют эстетическая организация
труда, привлекательное оформление комнат,
классов и аудиторий в учебных заведениях,
художественный вкус, проявляющийся в
стилистике одежды и прочем. В эстетическом
воспитании большое значение имеет развитие
чувства любви к природе. Эстетически
развитый человек способен не только наслаждаться
красотой и творить по законам красоты,
но и активно бороться со всякими проявлениями
безобразного, низменного, фальшивого.
Информация о работе Проблемы семейного воспитания младшего школьника в современном обществе