Проблемы семейного воспитания младшего школьника в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить и теоретически обосновать современные проблемы семейного воспитания младших школьников.

Задачи исследования:

- изучить и проанализировать педагогическую, психологическую, методическую литературу;

- раскрыть сущность семенного воспитания;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Историко-теоретические основы семейного воспитания

1.1. Научные подходы к проблеме семейного воспитания

1.2. Современные проблемы семейного воспитания младших школьников

Выводы по I главе



ГЛАВА II. Педагогическая опытно-экспериментальная работа

1.1. Систематизация стилей воспитания в семье

1.2. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы

Выводы по II главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..

Работа содержит 1 файл

Проблемы семейного воспитания младшего школьника в современном обществе.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

В связи  с усилением природоохранительной деятельности, с необходимостью рационального использования природных богатств становится актуальной такая грань личностного развития ребенка, как экологическая воспитанность. Экологическое воспитание призвано формировать отношение к природе как к общественной ценности, а также бережное отношение к ресурсам, флоре и фауне. В целом оно основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле, и того, что каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологических катастроф.  

Кроме вышеперечисленных направлений, в современном обществе формируются новые направления воспитательной работы, такие как экономическое и правовое. Экономическое воспитание направлено на формирование экономического мышления современного человека в масштабах семьи, производства, всей страны. Оно ставит целью развитие деловых качеств человека, таких как бережливость, предприимчивость, расчетливость, и накопление знаний в сфере экономики, хозяйства, налогообложения.  

Правовое  воспитание основано на воспитание уважительного  отношения к Конституции и правам человека, а также критического отношения к тем, кто их нарушает. Оно предполагает знание человеком своих прав и обязанностей и ответственность за их нарушение.  

МЕТОДЫ  воспитания  

Для приведения в действие поставленных целей и  задач воспитательного процесса можно использовать различные сочетания методов, приемов и средств. Методом воспитания является система воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и воспитанников. В целом, метод воспитания является одним из инструментов, как воздействия, так и взаимодействия между людьми. Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на воспитанника и крайне редко применяются изолированно друг от друга. Поэтому любая классификация методов воспитания условна. Рассмотрим некоторые основные методы воздействия и взаимодействия и их характерные особенности.  

Убеждение является одним из методов воспитания. Сущность его заключается во всестороннем воздействии на разум, чувства, волю воспитанника с целью формирования у него необходимых жизненных качеств. Объект воздействия выбирается в зависимости от формируемых качеств, то есть при убеждении человека в истинности чего-либо с помощью логики, происходит воздействие на его разум; при воспитании любви к Родине, близким, прекрасному, обращение происходит к чувствам человека. Убеждение как метод реализуется посредством бесед, диспутов, а также примеров из реальности или художественной литературы.  

Пример  как один из методов воспитания заключен в убедительном образце для подражания. Однако его психолого-педагогический эффект не только в приспособительской деятельности. Он представляет собой анализ деятельности образца, стремление воспитанника быть похожим на идеал. В качестве примера может быть не только положительный, но отрицательный «идеал». В этом случае ребенок будет стараться преодолеть в себе те негативные особенности, которые он заметил у «образца». Особое значение имеет личный пример воспитателя. Воздействие на воспитанника находится в прямой зависимости от авторитета педагога. «Без авторитета невозможен воспитатель», - говорил А.С.Макаренко.  

Следующий метод воспитания – приучение. Приучение  предполагает формирование способностей к организованным действиям и  разумному поведению с целью  выработки хороших привычек. Приучение достигается через систему упражнений, предполагающих демонстрацию процесса воспитателем и копирование воспитанником. Но упражнение лишь на начальных этапах можно рассматривать как повторение. В дальнейшем это этап совершенствования на пути к идеалу. Данный метод способствует самоорганизации воспитанника и проникает во все сферы его деятельности.  

Группа  методов, которые следует рассмотреть  далее – методы стимулирования, главное назначение которых –  дополнительное стимулирование влияния и усиление действия рассмотренных ранее методов, которые принято называть основными. Из методов стимулирования рассмотрим следующие: поощрение и наказание.  

Поощрение как метод воспитания направлен  на эмоциональное утверждение успешно  производимых действий и нравственных поступков, стимулирование к совершению новых. Чувство удовлетворения, испытанное поощренным воспитанником, вызывает у него прилив сил, энергии, и как следствие, сопровождается высокой степенью старания и результативностью. Но главный эффект от поощрения – возникновение острого желания испытывать чувство удовлетворения как можно чаще. Целесообразность поощрения возрастает при работе с неуверенными в себе, застенчивыми детьми. В то же время, поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Виды поощрения могут быть различными: похвала, награда, ответственное поручение, прощение за проступок.  

Наказание является древнейшим из методов воспитания. Оно ориентировано на сдерживание негативных действий человека. Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься над собственным поведением, проступками, а также порождает потребность и желание изменить свое поведение. Но наказание не должно приносить воспитуемому ни морального унижения, ни физического страдания, поэтому не рекомендуются коллективные наказания. Виды наказаний, как и поощрений, могут быть самыми разнообразными: замечание, общественное порицание, упрек, отстранение от коллектива, ироническая шутка и т.д.

                          ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ

                                           Семейное воспитание

Семейное  воспитание, систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада. Главная и общая задача Семейного  воспитания. — подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях; более узкая, конкретная — усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи. Цели и средства Семейного. воспитания. обусловлены общественно-экономическим строем, уровнем развития культуры; он  обычно строится на основе идеологии, морали и системы взаимоотношений того социального слоя, к которому относится семья. неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей. 

  В  классово-антагонистических формациях   носит классовый (при феодализме  — сословный) характер, испытывает  значительное влияние религии и консервативных традиций. При капитализме в содержании, средствах и методах Семейного. воспитания. проявляются глубокие противоречия, отражающие антагонизмы буржуазного общества и его семейно-бытовых отношений. У основной массы детей, принадлежащих к господствующему классу, в процессе Семейного. воспитания. развиваются эгоизм, материальный расчёт, стремление к наживе, что порождает глубокие конфликты между детьми и взрослыми, зачастую вызывает ненависть детей к родителям. «На высшей ступени своего развития принцип частной собственности противоречит принципу семьи» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 334); это полностью относится и к Семейному. воспитанию. В пролетарских семьях по мере осознания рабочими своих классовых интересов и задач Семейного. Воспитания . всё более пронизывается революционными идеями. С ростом влияния идей научного социализма ведущее значение приобретает воспитание коллективизма, пролетарского интернационализма, ненависти к эксплуататорам, общественной активности и стремления к борьбе против угнетения и т. п.; оно осуществляется в постоянной борьбе с господствующей идеологией, которая стремится привить детям трудящихся взгляды, способствующие сохранению эксплуататорского строя и их угнетённого положения в нём. 

  В  социалистическом обществе цель  Семейного. воспитания. — заложить  основы всестороннего развития  личности: умственного, нравственного,  эстетического, физического, приучить  детей к труду, помочь им  понять и выполнять правила  социалистического общежития, развить у них интерес к самостоятельной творческой деятельности. Успешное Семейного. воспитания., сущность которого — установление соответствия формируемых семьей качеств ребёнка требованиям социалистического общества, возможно лишь при соблюдении взрослыми членами семьи ряда необходимых условий: строгого руководствования в семейных отношениях принципами коммунистической морали, создания атмосферы теплоты и внимательности друг к другу, единства требований и выдержанности в отношении к детям, систематического вовлечения их в сферу трудовых и общественных интересов старших. 

  Главные  линии Семейного. Воспитания .: постоянное (но не навязчивое) направление  деятельности ребёнка (игровой,  затем — участия в домашних  делах и т. д.); помощь ему  в расширении идейного, умственного кругозора, серьёзное, вдумчивое объяснение сути явлений, о которых ребёнку следует знать и к которым он проявляет интерес; формирование у него высоких нравственных качеств: коллективизма, патриотизма, интернационализма, уважения к старшим, честности и правдивости, дисциплинированности и добросовестного отношения к обязанностям в семье, бережного отношения к вещам как результату труда людей, любви к природе и умения воспринимать её красоту; ознакомление ребёнка с произведениями литературы, искусства; поощрение занятий физкультурой и спортом и т. п. (см. также Коммунистическое воспитание, Трудовое воспитание, Физическое воспитание, Эстетическое воспитание). Педагогическая наука ориентирует родителей на постепенное увеличение масштабов и усложнение содержания информации ,а также на систематическое повышение требований к детям в зависимости от возраста. 

  Главное  направление Семейного. воспитания. в период пребывания ребёнка в детском саду и в школе — постоянная координация усилий родителей с деятельностью детских учреждений. Единство воспитательного воздействия семьи и школы выражает единство общественного и семейного начала в воспитании будущих строителей коммунизма. Взрослые члены семьи помогают школьнику в учёбе и рациональном использовании свободного времени для всестороннего развития.

                                           Проблемы семейного  воспитания

Проблемы  в семейном воспитании связаны с  отклонением в поведении детей. Отклоняющееся поведение - это поведение, которое противоречит общепринятым правовым или нравственным нормам. 
 

Отклоняющееся поведение детей в семье классифицируют в зависимости от степени его  социальной опасности, а также от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Наиболее характерными отклонениями являются:

Непослушание наиболее распространенная в дошкольном и младшем школьном возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам родителей, нравственным нормам общественного поведения. Может выступать в форме шалости, озорства, проступка.

Шалость - краткий, эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, изобретательность. Особенности шалости: ее положительный тон, переживание огромного удовольствия от сделанного и обязательно доброе отношение к окружающим.

Озорство - тоже эпизод в поведении ребенка. В нем также проявляются выдумка, инициатива, активность. Но в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства - досадить, отомстить или получить выгоду для себя.

Проступок - это уже социально опасное  явление. Отличие проступков от озорства в их повторяемости и заблаговременной продуманности, что говорит уже  о складывающихся негативных чертах характера.

Детский негативизм проявляется как немотивированное и неразумное сопротивление ребенка  влиянию на него окружающих людей. 2 разновидности негативизма: пассивный (ребенок выражает свое нежелание  выполнить просьбу или требование старших) и активный (ребенок поступает противоположным образом по сравнению с тем, что от него требуют).

Средства  предупреждения и преодоления негативизма: доброжелательные отношения в семье, чуткое, бережное отношение к переживаниям ребенка, устранение случаев несправедливости, разумная требовательность и уважительная форма обращения к нему в процессе взаимодействия.

Упрямство - психическое состояние, очень близкое  к негативизму. Это отрицательная  особенность поведения ребенка, выражающаяся в необоснованном и  нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям родителей. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких мотивов. Упрямство проявляется также и в желании продолжать начатое действие даже в тех случаях, если становится очевидным, что оно бессмысленно и не приносит пользы.

Для борьбы с упрямством в семье необходимо создать обстановку требовательности, но вместе с тем и доброжелательности друг к другу. Ребенок не должен прибегать  к психологической защите.

Капризы - нецелесообразные действия и поступки, необоснованное противодействие и сопротивление указаниям, советам и требованиям взрослых. Внешне капризы проявляются в недовольстве, раздражительности, плаче, двигательном перевозбуждении.

Действия  по профилактике капризов на всех возрастных уровнях: укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон обращения с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы.

Своеволие возникает как результат развивающейся  самосостоятельности и волевого элемента в поведении ребенка, его стремления самоутвердиться и неумения избрать для этого адекватные средства.

Информация о работе Проблемы семейного воспитания младшего школьника в современном обществе