Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:57, курсовая работа
Цель исследования: изучить и теоретически обосновать современные проблемы семейного воспитания младших школьников.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать педагогическую, психологическую, методическую литературу;
- раскрыть сущность семенного воспитания;
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Историко-теоретические основы семейного воспитания
1.1. Научные подходы к проблеме семейного воспитания
1.2. Современные проблемы семейного воспитания младших школьников
Выводы по I главе
ГЛАВА II. Педагогическая опытно-экспериментальная работа
1.1. Систематизация стилей воспитания в семье
1.2. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы
Выводы по II главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..
В связи
с усилением
Кроме
вышеперечисленных направлений, в современном
обществе формируются новые направления
воспитательной работы, такие как экономическое
и правовое. Экономическое воспитание
направлено на формирование экономического
мышления современного человека в масштабах
семьи, производства, всей страны. Оно
ставит целью развитие деловых качеств
человека, таких как бережливость, предприимчивость,
расчетливость, и накопление знаний в
сфере экономики, хозяйства, налогообложения.
Правовое
воспитание основано на воспитание уважительного
отношения к Конституции и правам человека,
а также критического отношения к тем,
кто их нарушает. Оно предполагает знание
человеком своих прав и обязанностей и
ответственность за их нарушение.
МЕТОДЫ
воспитания
Для приведения
в действие поставленных целей и
задач воспитательного процесса можно
использовать различные сочетания методов,
приемов и средств. Методом воспитания
является система воспитательных и образовательных
средств, характеризующих совместную
деятельность педагогов и воспитанников.
В целом, метод воспитания является одним
из инструментов, как воздействия, так
и взаимодействия между людьми. Методы
воздействия на личность оказывают комплексное
воздействие на воспитанника и крайне
редко применяются изолированно друг
от друга. Поэтому любая классификация
методов воспитания условна. Рассмотрим
некоторые основные методы воздействия
и взаимодействия и их характерные особенности.
Убеждение
является одним из методов воспитания.
Сущность его заключается во всестороннем
воздействии на разум, чувства, волю
воспитанника с целью формирования у него
необходимых жизненных качеств. Объект
воздействия выбирается в зависимости
от формируемых качеств, то есть при убеждении
человека в истинности чего-либо с помощью
логики, происходит воздействие на его
разум; при воспитании любви к Родине,
близким, прекрасному, обращение происходит
к чувствам человека. Убеждение как метод
реализуется посредством бесед, диспутов,
а также примеров из реальности или художественной
литературы.
Пример
как один из методов воспитания заключен
в убедительном образце для подражания.
Однако его психолого-педагогический
эффект не только в приспособительской
деятельности. Он представляет собой анализ
деятельности образца, стремление воспитанника
быть похожим на идеал. В качестве примера
может быть не только положительный, но
отрицательный «идеал». В этом случае
ребенок будет стараться преодолеть в
себе те негативные особенности, которые
он заметил у «образца». Особое значение
имеет личный пример воспитателя. Воздействие
на воспитанника находится в прямой зависимости
от авторитета педагога. «Без авторитета
невозможен воспитатель», - говорил А.С.Макаренко.
Следующий
метод воспитания – приучение. Приучение
предполагает формирование способностей
к организованным действиям и
разумному поведению с целью
выработки хороших привычек. Приучение
достигается через систему упражнений,
предполагающих демонстрацию процесса
воспитателем и копирование воспитанником.
Но упражнение лишь на начальных этапах
можно рассматривать как повторение. В
дальнейшем это этап совершенствования
на пути к идеалу. Данный метод способствует
самоорганизации воспитанника и проникает
во все сферы его деятельности.
Группа
методов, которые следует рассмотреть
далее – методы стимулирования,
главное назначение которых –
дополнительное стимулирование влияния
и усиление действия рассмотренных ранее
методов, которые принято называть основными.
Из методов стимулирования рассмотрим
следующие: поощрение и наказание.
Поощрение
как метод воспитания направлен
на эмоциональное утверждение
Наказание является древнейшим из методов воспитания. Оно ориентировано на сдерживание негативных действий человека. Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься над собственным поведением, проступками, а также порождает потребность и желание изменить свое поведение. Но наказание не должно приносить воспитуемому ни морального унижения, ни физического страдания, поэтому не рекомендуются коллективные наказания. Виды наказаний, как и поощрений, могут быть самыми разнообразными: замечание, общественное порицание, упрек, отстранение от коллектива, ироническая шутка и т.д.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Семейное
воспитание, систематическое
В
классово-антагонистических
В
социалистическом обществе
Главные
линии Семейного. Воспитания .: постоянное
(но не навязчивое) направление
деятельности ребёнка (игровой,
Главное направление Семейного. воспитания. в период пребывания ребёнка в детском саду и в школе — постоянная координация усилий родителей с деятельностью детских учреждений. Единство воспитательного воздействия семьи и школы выражает единство общественного и семейного начала в воспитании будущих строителей коммунизма. Взрослые члены семьи помогают школьнику в учёбе и рациональном использовании свободного времени для всестороннего развития.
Проблемы
в семейном воспитании связаны с
отклонением в поведении детей.
Отклоняющееся поведение - это поведение,
которое противоречит общепринятым
правовым или нравственным нормам.
Отклоняющееся
поведение детей в семье
Непослушание наиболее распространенная в дошкольном и младшем школьном возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам родителей, нравственным нормам общественного поведения. Может выступать в форме шалости, озорства, проступка.
Шалость - краткий, эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, изобретательность. Особенности шалости: ее положительный тон, переживание огромного удовольствия от сделанного и обязательно доброе отношение к окружающим.
Озорство - тоже эпизод в поведении ребенка. В нем также проявляются выдумка, инициатива, активность. Но в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства - досадить, отомстить или получить выгоду для себя.
Проступок
- это уже социально опасное
явление. Отличие проступков от озорства
в их повторяемости и
Детский
негативизм проявляется как
Средства предупреждения и преодоления негативизма: доброжелательные отношения в семье, чуткое, бережное отношение к переживаниям ребенка, устранение случаев несправедливости, разумная требовательность и уважительная форма обращения к нему в процессе взаимодействия.
Упрямство - психическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения ребенка, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям родителей. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких мотивов. Упрямство проявляется также и в желании продолжать начатое действие даже в тех случаях, если становится очевидным, что оно бессмысленно и не приносит пользы.
Для борьбы с упрямством в семье необходимо создать обстановку требовательности, но вместе с тем и доброжелательности друг к другу. Ребенок не должен прибегать к психологической защите.
Капризы - нецелесообразные действия и поступки, необоснованное противодействие и сопротивление указаниям, советам и требованиям взрослых. Внешне капризы проявляются в недовольстве, раздражительности, плаче, двигательном перевозбуждении.
Действия по профилактике капризов на всех возрастных уровнях: укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон обращения с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы.
Своеволие
возникает как результат
Информация о работе Проблемы семейного воспитания младшего школьника в современном обществе