Проблемы формирования толерантной личности школьника на уроках истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение проблемы формирования толерантной личности школьника на уроках истории.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать теоретические основания педагогики толерантности, ее понятийный аппарат и основные концептуальные положения и подходы к определению сути толерантности.
-рассмотреть теоретические аспекты толерантности, в том числе педагогический, психологический и философский подход к проблеме формирования толерантности;
-охарактеризовать методологию воспитания толерантности;
- изучить традиционные и инновационные технологии позволяющие работать в направлении формирования толерантной личности школьника;

Содержание

1. Введение
2. Теоретические аспекты толерантности
2.1. Понятие толерантности и её характеристика.
2.2.Педагогические аспекты толерантности:
2.2.1. Аспекты толерантности личности
2.2.2. Толерантный учитель. Какой он?
2.3. Формирование толерантной личности школьника на уроках истории
3.1. Задачи школы в воспитании толерантности
3.2. Возможности уроков истории в воспитании толерантности
3.3. Традиционные и инновационные технологии формирования толерантности на уроках истории.

Работа содержит 1 файл

толер.doc

— 151.50 Кб (Скачать)
gn="justify">         вновь утвердить веру в основные  права человека, в достоинство  и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин  и в равенство прав больших  и малых наций, и          

         создать условия, при которых  могут соблюдаться справедливость  и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и  других источников международного  права, и           

         содействовать социальному прогрессу  и улучшению условий жизни  при большей свободе,          

         и в этих целях          

         проявлять терпимость и жить  вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, и           

         объединить наши силы для поддержания  международного мира и безопасности, и          

         обеспечить принятием принципов  и установление методов, чтобы  вооруженные силы применялись  не иначе как в общих интересах,  и          

         использовать международный аппарат  для содействия экономическому  и социальному прогрессу всех  народов,          

         решили объединить наши усилия  для достижения этих целей».       

       Обращаясь к приведенному тексту, мы обычно сосредотачиваемся  на целях, которые ставили перед  собой государства – учредители ООН и с перечисления которых  начинается преамбула Устава. Но не менее важен вопрос, с помощью  каких средств предполагалось достичь этих целей. И здесь выясняется, что первое из этих средств – проявлять терпимость и жить в мире, как добрые соседи.       

       Таким образом, учащиеся получают из первоисточника авторитетное и выразительное разъяснение  того, какое значение придается рассматриваемому нами принципу толерантности (терпимости в современном мире).      

       Важными источниками наряду с текстами являются фотодокументы, изобразительные материалы. В некоторых школьных учебниках материал о расовой дискриминации в США в 1950-е гг. дополнен фотоснимками, на которых можно увидеть таблички с надписями «Для белых» и «Для черных» в транспорте и др. общественных местах, или, например, маленькую американскую девочку с плакатом «Я не хочу ходить в школу с черными», или темнокожих учащихся, которые идут в школу, где будут учиться вместе с белыми детьми, под охраной полицейских. (2)      

       При рассмотрении такого материала учащимся предлагаются вопросы: Почему детей, идущих в школу, охраняет полиция? Возможно ли в современном городе разделение пассажиров, зрителей, покупателей  и т.д. по принципу их принадлежности к разным социальным, национальным, религиозным группам?        

        3)Определение и  аргументация своего отношения к событиям, явлениям, действиям людей.      

       Как известно, это является важнейшей  составной частью исторического  познания. В нашем случае она имеет  особое значение  как применительно  к явлениям прошлого, так и при  рассмотрении проблем, связанных с  толерантностью в современном обществе.       

       Прежде  всего, необходимо отметить, что на любом этапе работы с текстом  учебника, документами, иллюстрациями  уместны вопросы: Каково ваше  отношение  к событиям? Кого бы вы поддержали в  данной ситуации? Объясните, почему.      

       Так при проведении урока по теме «Северная  война» учитель приводит следующий  пример, рассказывая о том, что  после Полтавского сражения Петр пригласил на торжественный обед и представителей противника – шведских генералов и предложил свой знаменитый тост: «За здоровье учителей, за шведов!». Необходимо попросить детей оценить  этот поступок царя. И размышляя  вместе с ребятами по этому поводу можно задать мировоззренческий  вопрос – нужно ли проявлять великодушие  к врагам?       

       Отвечая на такие вопросы на материале  уже свершившихся исторических событий, учащиеся приобретают навыки анализа  ситуаций, моделирования позиций  участников, понимания их ролей.      

       Так накапливается опыт формирования своего отношения к событиям, особенно необходимый  для самоопределения в окружающей действительности. Сегодня нередко оказывается – поведение людей так или иначе объясняется их этнонациональной, религиозной, партийной или другой принадлежностью. При этом порой звучат искушающие своей легкостью суждения: «он сделал это потому, что он…(называется национальная, религиозная и т.д. принадлежность человека)». Важно помочь школьникам научиться разделять, с одной стороны, следование традициям и, с другой стороны, асоциальные, нарушающие права людей поступки. Первая позиция требует толерантного отношения, вторая – неприятия.      

       Наиболее  сложной в круге рассматриваемых  проблем является задача выработки  навыков поведения, практических действий в духе толерантности. Достижение этой задачи проверяется самой жизнью. Вместе с тем хочется надеяться, что линия «знание – понимание  – отношение» в вопросах толерантности, выстраиваемая на уроках истории, будет  иметь своим логическим завершением  еще один важнейший элемент –  поступок.      

       Эти приемы не исчерпывают всего арсенала средств, которые учитель может  использовать на уроках истории, стремясь воспитывать толерантность у  своих учеников.      

       В процессе работы творческий неравнодушный  учитель найдет и другие способы  для воспитания толерантности.

       Воспитание  толерантности на уроках истории  будет осуществляться при соблюдении следующих условий, если:

  1. Целевые установки уроков истории ориентированы на воспитание толерантности у учащихся;
  2. Рассмотрение событий и явлений дается в историческом контексте;
  3. В процессе изучения исторических событий обращаться к историческим источникам;
  4. Необходимо определение и аргументация своего отношения к событиям, явлениям, действиям людей (отношение педагога и учащихся);
  5. Определение «границ» толерантности.
 

  Воспитание  в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему  чувству страха и отчуждения по отношению  к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков  независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.  
 

         

       3.Заключение  и выводы 

       В среднем по результатам исследования у группы толерантность находится на низком уровне. Люди более старшие по возрасту менее толерантны. Из этого можно сделать вывод: Образование – это процесс, который длиться всю жизнь, не начинается и не заканчивается школой. Попытки привития толерантности через школьное образование будут безуспешны, до тех пор, пока они не будут направлены на все возрастные группы и не станут повсеместными дома, в школе, на работе, в обучении по юридической или правоприменительной специальности, и даже при проведении досуга.

       Часто корни нетерпимости уходят в невежество и страх: страх перед неизвестным, другими культурами, нациями, религиями. Нетерпимость также часто имеет общее с гипертрофированным ощущением собственной ценности и высокомерия: личным, национальным или религиозным. Эти представления формируются в раннем возрасте, поэтому я считаю, что демократия в России еще слишком молода, для того, чтобы люди ощутили себя более свободными, могли в полной мере развивать свой творческий потенциал.

       Толерантность как тип индивидуального и  общественного отношения к социальным и культурным различиям, как терпимость к чужим мнениям, верованиям и  формам поведения можно рассматривать в качестве одного из фундаментальных признаков цивилизованности, уровня культуры.

       В демографической культуре существует терпимость к позиции тех членов общества, которые выступают с  несколько отличными политическими, религиозными, экономическими лозунгами. Происходит это потому, что в этих обществах граждане, выражающие противоположные точки зрения по таким, казалось бы, важным проблемам, например связанным с экономическим и политическим курсом, религией и пр., имеют одну и ту же точку зрения на такие вопросы, как свобода, дисциплина, рабочая этика, то есть преобладает согласие по главным, базовым социальным вопросам. В дни острейшего политического кризиса никто не подвергнет сомнению необходимость существованию в стране правового порядка и демократического политического режим, не усомниться в «американском образе жизни», «Франции для французов», «особенности японцев». Люди воспринимают других членов общества как таких же людей, как они сами, достойных уважения и поддержки.

       Россияне  еще не достигли того уровня демократической культуры, поэтому толерантность и межличностное доверие остаются на низком уровне. Все это в целом подтвержда5ет мою гипотезу.

       Свою  работу я хотел бы закончить мнением, которое полностью поддерживаю, С.В. Смирнова г. Москва, Государственный Университет Управления: «Толерантность – терпение, терпимость, понимание, способность проникаться и понимать ощущения других людей. Дружелюбие, спокойствие, адекватное восприятие. Мирная настроенность. Антипод агрессивности , злобности и раздражительности. Толерантность выступает как характеристика личности человека или некоего субъекта, представленного людьми. Всего этого сейчас не хватает некоторым людям и нациям.

       Не  хочу советовать конкретным представителям СМИ, т.к. суть содержания программ и вопросов, обсуждаемых в них, довольно разнообразны и противоречивы, а на результатах во многом сказывается восприятие людей и прочие субъективные факторы. Толерантное сознание и мирный настрой нельзя обрести - их можно воспитать, а порой для этого бывает необходимо видеть и негативные вещи. Я полагаю, что для воспитания толерантности нужно акцентировать внимание не на СМИ, которые о нем просто вещают/печатают и призывают к ней, а на тех из них, которые выстраивают философию и проводят это в жизнь своими способами, помогая людям проникнуться пониманием толерантности, не только понимая, что это такое, а поступая в соответствии с ней.» 
 
 

Литература: 

    1. Фетискин  И.П.; Миронова Т.И., Социально-психологическая  диагностика личности и группы: ГГУ им. Н.А. Некрасова, 2001 г;
    2. Психология. /под редакцией А.А. Крылова – М: «проспект» 1999 г;
    3. Годфруа Ж. Что такое психология; В2х томах Издательство 2е , перевод с французского – М: Мир 1996г.
    4. Федеральная целевая программа, «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе»: М 2000г.
    5. Декларация принципов толерантности принята ЮНЕСКО в 1995г. всемирный призыв к толерантности. «Вестник» УрМИОН 08.08.02г
    6. Никольсон П., Толерантность как моральный идеал «Вестник» УрМИОН 2002г;
    7. Общая психология. Учебник для студентов пед. Институтов. Под редакцией проф. А.В. Петровского М «Просвещение»1977г.
    8. Психологический словарь под редакцией пр. А.В. Петровского М «Просвещение»19..г.
    9. Психологический словарь под редакцией В.В. Давыдова.
 
 
 
 
 

       1. Приказ Министерства образования РФ от 19.05.98 г. 1236  
2. Брандт М.Ю. "История средних веков" 6 класс 3-е издание, стереотипное "Дрофа" Москва 2002.  
3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.,Уколова В.И. История для завтрашнего дня (современная реформа школьного исторического образования в России). М., 1999  
4. История средних веков / Под ред. С.П. Карпова. - М.: Изд-во Московского государственного университета, Издательский дом ИНФРА-М.,2000  
5. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. - М.: Академический проект, 2004  
6. Программно-методические материалы. История. 5 - 9 кл. - М.: Дрофа, 2000.  
7. Репиницкий А. Толерантность на уроках истории // История "Первое сентября". -2002  
8. Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру. - М.: Бонфи, 2001  
9. С.А. Ежов, М.И. Лебедев и др. Методика преподавания истории в средней школе.- М.: Просвещение, 1996  
10. Сикевич З. В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во В.А.Михайлова, 1999  
11. Шалин В. Образование и формирование культуры толерантности // История "Первое сентября". - 2002.

Информация о работе Проблемы формирования толерантной личности школьника на уроках истории