Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 18:09, курсовая работа
Цель исследования: изучение проблемы формирования толерантной личности школьника на уроках истории.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать теоретические основания педагогики толерантности, ее понятийный аппарат и основные концептуальные положения и подходы к определению сути толерантности.
-рассмотреть теоретические аспекты толерантности, в том числе педагогический, психологический и философский подход к проблеме формирования толерантности;
-охарактеризовать методологию воспитания толерантности;
- изучить традиционные и инновационные технологии позволяющие работать в направлении формирования толерантной личности школьника;
1. Введение
2. Теоретические аспекты толерантности
2.1. Понятие толерантности и её характеристика.
2.2.Педагогические аспекты толерантности:
2.2.1. Аспекты толерантности личности
2.2.2. Толерантный учитель. Какой он?
2.3. Формирование толерантной личности школьника на уроках истории
3.1. Задачи школы в воспитании толерантности
3.2. Возможности уроков истории в воспитании толерантности
3.3. Традиционные и инновационные технологии формирования толерантности на уроках истории.
создать условия, при которых могут соблюдаться
содействовать социальному
и в этих целях
проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, и
объединить наши силы для
обеспечить принятием
использовать международный
решили объединить наши усилия для достижения этих целей».
Обращаясь к приведенному тексту, мы обычно сосредотачиваемся на целях, которые ставили перед собой государства – учредители ООН и с перечисления которых начинается преамбула Устава. Но не менее важен вопрос, с помощью каких средств предполагалось достичь этих целей. И здесь выясняется, что первое из этих средств – проявлять терпимость и жить в мире, как добрые соседи.
Таким образом, учащиеся получают из первоисточника авторитетное и выразительное разъяснение того, какое значение придается рассматриваемому нами принципу толерантности (терпимости в современном мире).
Важными источниками наряду с текстами являются фотодокументы, изобразительные материалы. В некоторых школьных учебниках материал о расовой дискриминации в США в 1950-е гг. дополнен фотоснимками, на которых можно увидеть таблички с надписями «Для белых» и «Для черных» в транспорте и др. общественных местах, или, например, маленькую американскую девочку с плакатом «Я не хочу ходить в школу с черными», или темнокожих учащихся, которые идут в школу, где будут учиться вместе с белыми детьми, под охраной полицейских. (2)
При рассмотрении такого материала учащимся предлагаются вопросы: Почему детей, идущих в школу, охраняет полиция? Возможно ли в современном городе разделение пассажиров, зрителей, покупателей и т.д. по принципу их принадлежности к разным социальным, национальным, религиозным группам?
3)Определение и аргументация своего отношения к событиям, явлениям, действиям людей.
Как известно, это является важнейшей составной частью исторического познания. В нашем случае она имеет особое значение как применительно к явлениям прошлого, так и при рассмотрении проблем, связанных с толерантностью в современном обществе.
Прежде всего, необходимо отметить, что на любом этапе работы с текстом учебника, документами, иллюстрациями уместны вопросы: Каково ваше отношение к событиям? Кого бы вы поддержали в данной ситуации? Объясните, почему.
Так при проведении урока по теме «Северная война» учитель приводит следующий пример, рассказывая о том, что после Полтавского сражения Петр пригласил на торжественный обед и представителей противника – шведских генералов и предложил свой знаменитый тост: «За здоровье учителей, за шведов!». Необходимо попросить детей оценить этот поступок царя. И размышляя вместе с ребятами по этому поводу можно задать мировоззренческий вопрос – нужно ли проявлять великодушие к врагам?
Отвечая на такие вопросы на материале уже свершившихся исторических событий, учащиеся приобретают навыки анализа ситуаций, моделирования позиций участников, понимания их ролей.
Так
накапливается опыт формирования своего
отношения к событиям, особенно необходимый
для самоопределения в
Наиболее
сложной в круге
Эти приемы не исчерпывают всего арсенала средств, которые учитель может использовать на уроках истории, стремясь воспитывать толерантность у своих учеников.
В процессе работы творческий неравнодушный учитель найдет и другие способы для воспитания толерантности.
Воспитание толерантности на уроках истории будет осуществляться при соблюдении следующих условий, если:
Воспитание в духе
терпимости должно быть направлено на
противодействие влиянию, вызывающему
чувству страха и отчуждения по отношению
к другим. Оно должно способствовать формированию
у молодежи навыков независимого мышления,
критического осмысления и выработки суждений,
основанных на моральных ценностях.
3.Заключение
и выводы
В среднем по результатам исследования у группы толерантность находится на низком уровне. Люди более старшие по возрасту менее толерантны. Из этого можно сделать вывод: Образование – это процесс, который длиться всю жизнь, не начинается и не заканчивается школой. Попытки привития толерантности через школьное образование будут безуспешны, до тех пор, пока они не будут направлены на все возрастные группы и не станут повсеместными дома, в школе, на работе, в обучении по юридической или правоприменительной специальности, и даже при проведении досуга.
Часто корни нетерпимости уходят в невежество и страх: страх перед неизвестным, другими культурами, нациями, религиями. Нетерпимость также часто имеет общее с гипертрофированным ощущением собственной ценности и высокомерия: личным, национальным или религиозным. Эти представления формируются в раннем возрасте, поэтому я считаю, что демократия в России еще слишком молода, для того, чтобы люди ощутили себя более свободными, могли в полной мере развивать свой творческий потенциал.
Толерантность
как тип индивидуального и
общественного отношения к
В
демографической культуре существует
терпимость к позиции тех членов
общества, которые выступают с
несколько отличными
Россияне еще не достигли того уровня демократической культуры, поэтому толерантность и межличностное доверие остаются на низком уровне. Все это в целом подтвержда5ет мою гипотезу.
Свою работу я хотел бы закончить мнением, которое полностью поддерживаю, С.В. Смирнова г. Москва, Государственный Университет Управления: «Толерантность – терпение, терпимость, понимание, способность проникаться и понимать ощущения других людей. Дружелюбие, спокойствие, адекватное восприятие. Мирная настроенность. Антипод агрессивности , злобности и раздражительности. Толерантность выступает как характеристика личности человека или некоего субъекта, представленного людьми. Всего этого сейчас не хватает некоторым людям и нациям.
Не
хочу советовать конкретным представителям
СМИ, т.к. суть содержания программ и вопросов,
обсуждаемых в них, довольно разнообразны
и противоречивы, а на результатах во многом
сказывается восприятие людей и прочие
субъективные факторы. Толерантное сознание
и мирный настрой нельзя обрести - их можно
воспитать, а порой для этого бывает необходимо
видеть и негативные вещи. Я полагаю, что
для воспитания толерантности нужно акцентировать
внимание не на СМИ, которые о нем просто
вещают/печатают и призывают к ней, а на
тех из них, которые выстраивают философию
и проводят это в жизнь своими способами,
помогая людям проникнуться пониманием
толерантности, не только понимая, что
это такое, а поступая в соответствии с
ней.»
Литература:
1.
Приказ Министерства образования РФ от
19.05.98 г. 1236
2. Брандт М.Ю. "История средних веков"
6 класс 3-е издание, стереотипное "Дрофа"
Москва 2002.
3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.,Уколова
В.И. История для завтрашнего дня (современная
реформа школьного исторического образования
в России). М., 1999
4. История средних веков / Под ред. С.П.
Карпова. - М.: Изд-во Московского государственного
университета, Издательский дом ИНФРА-М.,2000
5. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика
толерантности. - М.: Академический проект,
2004
6. Программно-методические материалы.
История. 5 - 9 кл. - М.: Дрофа, 2000.
7. Репиницкий А. Толерантность на уроках
истории // История "Первое сентября".
-2002
8. Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к
миру. - М.: Бонфи, 2001
9. С.А. Ежов, М.И. Лебедев и др. Методика
преподавания истории в средней школе.-
М.: Просвещение, 1996
10. Сикевич З. В. Социология и психология
национальных отношений: Учебное пособие.
- СПб.: Изд-во В.А.Михайлова, 1999
11. Шалин В. Образование и формирование
культуры толерантности // История "Первое
сентября". - 2002.
Информация о работе Проблемы формирования толерантной личности школьника на уроках истории