Проблемы формирования толерантной личности школьника на уроках истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение проблемы формирования толерантной личности школьника на уроках истории.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать теоретические основания педагогики толерантности, ее понятийный аппарат и основные концептуальные положения и подходы к определению сути толерантности.
-рассмотреть теоретические аспекты толерантности, в том числе педагогический, психологический и философский подход к проблеме формирования толерантности;
-охарактеризовать методологию воспитания толерантности;
- изучить традиционные и инновационные технологии позволяющие работать в направлении формирования толерантной личности школьника;

Содержание

1. Введение
2. Теоретические аспекты толерантности
2.1. Понятие толерантности и её характеристика.
2.2.Педагогические аспекты толерантности:
2.2.1. Аспекты толерантности личности
2.2.2. Толерантный учитель. Какой он?
2.3. Формирование толерантной личности школьника на уроках истории
3.1. Задачи школы в воспитании толерантности
3.2. Возможности уроков истории в воспитании толерантности
3.3. Традиционные и инновационные технологии формирования толерантности на уроках истории.

Работа содержит 1 файл

толер.doc

— 151.50 Кб (Скачать)
 

       Содержание:

       1. Введение

       2. Теоретические аспекты толерантности

       2.1. Понятие толерантности и её характеристика.

       2.2.Педагогические аспекты толерантности:

     2.2.1. Аспекты толерантности личности

       2.2.2. Толерантный учитель. Какой он?

       2.3. Формирование толерантной личности школьника на уроках истории

           3.1. Задачи  школы в воспитании толерантности

           3.2. Возможности уроков  истории в  воспитании толерантности

           3.3. Традиционные  и инновационные технологии формирования толерантности на уроках истории. 

       Введение

       В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили  недоброжелательность, озлобленность, агрессивность.

       Взаимная  нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Поэтому, в последние десятилетия стала необходимой активизация процесса поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.         

         Воспитание толерантности - общее дело многих государственных и общественных институтов. Конец XX - начало XXI века обусловлено вспышкой насилия, причём ярко выражено на уровне подростков-школьников. Негативное влияние западных видеофильмов, видеоигр, различных средств массовой информации вызывают агрессия в подрастающих. Но для любой проблемы существуют пути решения, важно её понять и правильно сформулировать. Толерантность накапливает своё значение в повседневной жизни всё больше и больше, так как именно толерантность является одним из ключиков от двери проблемы насилия. Этим и обусловлен выбор темы исследования.

       Тема  толерантности не является открытием  современности. Толерантность результат  накопления человечеством опыта  совместного существования на Земле  множества народов, стран, культур, цивилизаций. На протяжении Нового времени идея толерантности медленно, но неуклонно проникала в сознание народов, становясь важным элементом их культуры. Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда. Она является причиной большинства войн, религиозных преследований и идеологических противостояний. Непосредственной целью объявления 1995 года Международным годом толерантности явилось порождение осознания политиками и общественностью опасности, которая связана с появлением форм нетерпимости в современном мире.

       С момента окончания холодной войны непрестанно росло количество социальных, религиозных и культурных конфликтов. Слишком много конфликтов быстро переросло в полномасштабные вооруженные столкновения. Слишком большое число основных прав человека подверглись прямой угрозе, слишком много жизней было потеряно. Естественно, данная проблема волнует правительство и общественность.  
Толерантность стала одной из нравственных основ мирового сообщества. Термин "толерантность" оказывается ключевым понятием политических, социальных и культурных процессов XXI века. Только на основе принципов толерантности может выжить человечество в современном мире.

       Опыт  толерантности и есть не что иное, как реализованное отношение: множество  источников стихийно влияет на формирование толерантности как качества личности и развитие толерантности как своеобразного состояния человека, его действительного отношения к тем или иным явлениям жизни. Стихийность не исключает направленности. Любой опыт можно специально обогащать, пополнять, насыщать. В этом, собственно, и состоят суть и содержание воспитания толерантности - целенаправленной организации позитивного (преодоления негативного) опыта толерантности, т. е. создания пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими - иными по взглядам или поведению - людьми, их сообществами, иначе говоря - сосуществования разного.

       Каким бы это разное ни было, в любом  случае педагогу приходится быть готовым  к нему, а для этого в наибольшей мере знать не только источники, но и факторы, зоны, содержащие саму возможность того, что вызывает необходимость толерантности. Каждая из них может оказаться реальной сферой возникновения негативизма, отторжения, кажущейся (а то и реальной) несовместимости.

       Изучение  истории дает чрезвычайно богатый  материал по воспитанию толерантности у учащихся. Это длительный и сложный процесс, основой которому служит материал школьного курса истории.

       Обращение к формированию толерантности при  изучении исторического материала  крайне необходимо. Во многом это связано  с содержанием самого материала учебников истории. По-прежнему значительное место в них отведено изучению войн, социальных катаклизмов и других явлений, дающих учащимся, прежде всего, представление о возможности силового решения возникающих проблем. Вместе с тем, опыт работы в этом направлении показывает, что каждый курс школьного исторического образования дает обширный материал для формирования толерантного сознания. И главная задача учителя — постоянно работать в этом направлении, проводя из урока в урок идеи терпимости, устойчивости, допуска и компромисса.

       Исходя  из всего вышеизложенного, объект данного исследования - школьное историческое образование. Предмет - формирование толерантной личности школьника в рамках обучения истории.

       Цель  исследования: изучение проблемы формирования толерантной личности школьника на уроках истории.

       Задачи  исследования:

       - изучить и проанализировать теоретические основания педагогики толерантности, ее понятийный аппарат и основные концептуальные положения и подходы к определению сути толерантности.

       -рассмотреть  теоретические аспекты толерантности, в том числе педагогический, психологический и философский подход к проблеме формирования толерантности;

       -охарактеризовать  методологию воспитания толерантности;

       - изучить традиционные и инновационные технологии позволяющие работать в направлении формирования толерантной личности школьника; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Понятие толерантности  и её характеристика. 

       В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения  «tolerantia» - терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

       Толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культуры, национальности, религиозной или социальной среды.

       Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности  в себе и сознания надёжности своих  собственных позиций, признаков  открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкретности.

       Слово «толерантность» имеет почти  одинаковый смысл в различных  языках:

    в английском – готовность быть терпимым;

    во  французком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;

    в китайском – быть по отношению  к другим великолепным;

    в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

    в русском – умение принять другого  таким, каков он есть.

       Недаром была принята Декларация принципов толерантности, утверждённой ЮНЕСКО. 16 ноября стал Международным днем толерантности. 31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в нашем обществе. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно.

       По  сферам проявления толерантность  различают по следующим  направлениям:

  • Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои направления.
  • Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.
  • Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства.
  • Административная толерантность – умение руководить без нажима и агрессии.

       Кроме этого, вопрос о толерантности  поднимался в :

  • психологии считают, что толерантность – это свойство биологической или социальной системы, принятия другой системы или её элементов.
  • социологии, что толерантность – «культурная» направленность, где в основе лежит понимание уникальности своей группы и предпочтение собственных этнокультурных ценностей.

       Согласно  Декларации принципов толерантности, утверждённых ЮНЕСКО – толерантность  – это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

       В педагогической литературе – это решение проблемы развития культуры межнациональных отношений. Например, Б. С. Гершунский вводит понятие, как «менталитет толерантности», «мировоззрение толерантности», «толерантное поведение». Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений академик, директор Института этнографии и антропологии РАН В. А. Тишков, говоря о необходимости «межнациональной толерантности». По его определению «толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда – многомерны и следовательно взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу». Он определил, что толерантность выражается на психологическом уровне (как внутренняя установка и отношение личности и коллектива) и политическом уровне (как действие или осуществлённая норма). 

    Психологический уровень.                        Политический уровень.

а) добровольный   индивидуальный         а) активная    позиция   намеренного

выбор;                                                           невмешательства;

б) приобретается     через  воспита -         б) добровольное     соглашение     на

тельную информацию;                               взаимную    терпимость    разных   и

в) личный жизненный опыт.                      противодействующих  в несогласии

                                                                       субъектов. 

       Применительно к личности психологи различают  несколько видов толерантности:

  • Естественная (натуральная) толерантность. Она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребёнку. Они не определяются и не определяют качеств его «Я», поскольку процесс становления личности, т.е её персонализации ещё не привёл к расщеплению индивидуального и социального опыта, к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д.

       Наличие естественной толерантности позволяет  малыш принимать родителей в  любом виде, вплоть до крайне жестокого  обращения с ними. В последнем случае она, с одной стороны, создаёт психологическую защищённость и позволяет сохранить позитивные отношения с семьёй, но с другой стороны – неизбежно невротизирует формирующуюся личность, снижая способность принятия себя, своего опыта, чувств и переживаний.

  • Моральная толерантность. Этот тип означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит.

       Здесь имеет место некая условность, т.к человек не проявляет нетерпимости, которая у него имеется, но остаётся внутри. Ситуационной моделью сути такого отношения является варианты типа «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…» подобная схема, к сожалению, является основой современных реалий массовой культуры и семейного воспитания. И конфликт поколений тоже происходит из проявляемой его участниками квази-терпимости по отношению к ценностным установкам друг друга.

Информация о работе Проблемы формирования толерантной личности школьника на уроках истории