Проблемы формирования толерантной личности школьника на уроках истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение проблемы формирования толерантной личности школьника на уроках истории.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать теоретические основания педагогики толерантности, ее понятийный аппарат и основные концептуальные положения и подходы к определению сути толерантности.
-рассмотреть теоретические аспекты толерантности, в том числе педагогический, психологический и философский подход к проблеме формирования толерантности;
-охарактеризовать методологию воспитания толерантности;
- изучить традиционные и инновационные технологии позволяющие работать в направлении формирования толерантной личности школьника;

Содержание

1. Введение
2. Теоретические аспекты толерантности
2.1. Понятие толерантности и её характеристика.
2.2.Педагогические аспекты толерантности:
2.2.1. Аспекты толерантности личности
2.2.2. Толерантный учитель. Какой он?
2.3. Формирование толерантной личности школьника на уроках истории
3.1. Задачи школы в воспитании толерантности
3.2. Возможности уроков истории в воспитании толерантности
3.3. Традиционные и инновационные технологии формирования толерантности на уроках истории.

Работа содержит 1 файл

толер.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

       На  конкретном историческом материале  учитель показывает, что компромисс способен привести к достижению желаемых результатов. При изучении Греко-персидских войн  необходимо обратить внимание учащихся, что противоречия между  греческими полисами оставались по-прежнему очень сильными. Их союз представлял  своеобразный компромисс, на который  они были вынуждены пойти перед  угрозой потери независимости. Он полностью  оправдал себя. В то же время неспособность  и нежелание пойти на заключение компромисса в более позднее  время привело к полной потере независимости греческих полисов  и их подчинению Македонии. Таким  образом, у учащихся формируется  представление о терпимости как  средстве, ведущем к стабильности.       

       Формирование  чувства толерантности продолжается при изучении истории средних  веков. Материал курса дает возможность  закрепления понятий и представлений  о толерантности, сформированных при  изучении истории древнего мира. Приведем только два примера. Так, говоря об истоках  современной европейской цивилизации, учитель вводит такое важное понятие, как допуск. Не сформировав понимания  сущности допуска, невозможно формирование понятия толерантности в целом. Варварское нашествие разрушило  Римскую империю. Учитель подчеркивает объективные причины, сформировавшиеся у варварских народов острую ненависть  к Риму. В тоже время, строительство  новой цивилизации было бы невозможным  без допуска элементов античности в новый государственный и  социально-экономический порядок. Только подобный синтез элементов нового и старого разрушенного строя смог привести к созданию варварских государств. Особенно благодатный материал для раскрытия этой позиции дает изучение «Оттоновского возрождения».       

       Курс  истории средних веков дает возможность  раскрыть сущность противостояния толерантности  и нетерпимости. Важно убедить  учащихся, что нетерпимость, в конечном счете, приводит к краху. Это положение  хорошо усваивается при изучении темы «Нидерландская буржуазная революция», события которой во многом были обусловлены  отсутствием религиозной толерантности  в католическом мире. Нетерпимость стала одной из основных причин не только революции, но и распада Испанской  империи. Таким образом, учащиеся усваивают  положение о конструктивной роли толерантности в историческом процессе и разрушительной роли политики «без ограничений».       

       Чрезвычайно интересный материал для формирования толерантного сознания дает курс отечественной  истории. Его содержание позволяет  не только закрепить ранее полученные знания, но расширить их и поднять  на новый, более высокий уровень  понимания. Работа в этом направлении  может вестись с первых уроков. Так, рассматривая расселение славянских племен, учитель подчеркивает, что  на территории Восточной Европы славянские поселения соседствовали с финно-угорскими и балтскими. Подобное сосуществование в целом не приводило к каким-либо значимым столкновениям и конфликтам. Терпимость к соседям, ведущим несколько иной образ жизни, закладывала основы национальной терпимости, присущей до известного момента, будущей российской государственности. При изучении темы «Образование государства Киевская Русь» учитель, говоря о призвании варягов, указывает на толерантность как последних к местному населению, так и местного населения к пришельцам. Только терпимость, проявлявшаяся в этих взаимоотношениях, помогла создать мощное государство. Доказательством этого положения служат археологические исследования, проведенные в районе Новгорода и Ладоги, где сложился целый комплекс славяно-скандинавских, а также финно-угорских находок.

       Конечно же, нет никакого резона затушевывать имевшиеся противоречия, вылившиеся в известные столкновения между  новгородцами и варягами, хотя следует  уточнить, что речь здесь идет не столько об этническом, сколько о  социальном конфликте между гражданским  населением и профессиональными  военными, никогда не отливавшимися  – вне зависимости от национальной  принадлежности – добропорядочным  поведением.      

       Для формирования толерантного сознания учитель  использует и примеры, демонстрирующие  нетерпимость и жестокость. Большое  впечатление на учащихся производит рассказ о гибели князя Игоря  в 945 г. Жестокая смерть князя и не менее изощренная месть княгини  Ольги – яркая иллюстрация  принципа «око за око, зуб за зуб», свойственного  родовому строю и обычному праву. В то же время дальнейшие события  показывают, что разрешение и предупреждение таких коллизий лежали как раз в рамках компромисса.       

       Мудрость  княгини Ольги проявилась в том, что она сделала для себя выводы и отказалась (хотя бы частично) от практики полюдья, введя «погосты» и «уроки». Этот допуск привел к созданию более  устойчивой системы взаимоотношений  княжеской власти с крестьянами-общинниками  и племенной верхушкой.       

       Развитие  темы находит своё продолжение на занятии, посвященном правлению  Ярослава Мудрого. Говоря об усобице  между сыновьями князя Владимира, преподаватель проводит мысль о  том, что поступок князей Бориса и  Глеба является – в какой-то мере – проявлением терпимости, которая  стала потом «нормой жизни» среди  Рюриковичей. Их пример стал основой  поведения будущих поколений  князей, которые, хотя и вели между  собой войны, всё же  воздерживались от политических убийств. Одной из причин такого самоограничения была, несомненно, боязнь сравнения с убийцей Бориса и Глеба – Святополком Окаянным.      

       Важное  значение для формирования толерантного сознания имеет изучение темы «Русь под властью Золотой Орды». Подчеркивая ужасы монгольского нашествия и системы управления баскаков, учитель отмечает, что Русь сохранила себя как государство во многом благодаря политике толерантности, проводимой русскими князьями по отношению к монгольским захватчикам (и наоборот). Рассмотрение этого вопроса обычно вызывает бурную полемику среди школьников. Можно говорить о тех границах, за которыми политика компромиссов и толерантность переходят в разряд предательства национальных интересов и конформизм, но в данном случае сохранение добрых отношений с монголами было (осознанно или бессознательно) объективно направлено на благо русского народа. Толерантная политика привела к сохранению русских земель, их населения, веры. В этой связи учитель проводит сопоставление поведения двух русских князей – Александра Невского и Михаила Черниговского (некоторое совмещение временных рамок в данном случае вполне допустимо). Рассказ о пребывании князей в Золотой Орде вызывает у учащихся восхищение поведением князя Михаила. После этого учитель предлагает учащимся спрогнозировать результаты компромиссов и нетерпимости в княжеской политике по отношению к монгольским ханам. Анализ полученных результатов позволяет прийти к самостоятельному выводу о пагубности политики нетерпимости и результативности компромиссов.      

       Вопрос  о «монголо-татарском иге» подводит преподавателя и его аудиторию  к формированию толерантности по отношению к носителям иных этнических, религиозных и культурных традиций. Подчеркивая негативные стороны  монгольского завоевания, необходимо отметить, что и в этот период происходило взаимообогащение двух резко различных культур, выразившееся в заимствовании русскими системы  почтовой связи, организации переписи населения и многого другого. Рассматривая процессы колонизации  восточных окраин Руси в XVI – XVII вв., следует назвать отношения вновь пришедшего русского и местного населения толерантными. Их характер способствовал передаче друг другу навыков ведения хозяйства. Так, в Поволжье это выразилось в распространении культуры земледелия  среди чувашей и  мордвы. Русские же перенимали местные приемы охоты и бортничества.      

       Важное  значение для формирования толерантного сознания имеет такой аспект изучения истории, как рассказ о деятельности «нерусских сынов России». Работа в этом направлении начинается с первых уроков изучения  отечественной истории. Учитель каждый раз должен акцентировать роль «инородцев и иноземцев», отказавшись от ставшего, увы, привычным поиска «врагов» вне границ отечества и вне пределов русской нации. Учащиеся убеждаются, что представители других этносов оставили заметный след в развитии практически всех отраслей государственного устройства, экономики, науки, техники, культуры и искусства (греческие мастера-книжники, западноевропейские врачи и ученые, касимовские царевичи, выходцы из Литвы и Польши).      

       Таким образом, урок за уроком учащиеся будут  расширять понимание сущности толерантности  и значение её проявления в различных  аспектах человеческой жизни.      

       Сложный материал для формирования толерантного сознания представляет история войн: мировых, гражданских, локальных, религиозных. Материал учебника в основном акцентирует  внимание учащихся на ужасах этих явлений, боли и страданиях людей. И это  совершенно справедливо. Однако формирование толерантности совершенно не означает воспитания у школьников терпимости к захватчикам, проявлениям геноцида и любого насилия над человеческой личностью. Сама толерантность основывается именно на уважении к естественным правам любой личности и не может  проявляться в терпимости к их нарушениям.      

       При изучении материала о войнах и  конфликтах необходимо продолжить работу над формированием толерантного сознания. Для этого учитель акцентирует  внимание учащихся на фактах проявления толерантности даже в условиях  человеческого ожесточения. Так, при  изучении материала об Отечественной  войне 1812 г. необходимо показать, что  даже в условиях наступления французских  войск русские люди проявляли  толерантность по отношению к  человеческой жизни. Учитель знакомит учащихся с приказами по армии, в  которых командование требовало  не уничтожать пленных французов, а  также солдат и офицеров, не оказавших  сопротивления.

       Аналогичные примеры дают нам и сюжеты, относящиеся  к истории Первой и Второй мировых войн.       

       Особое  внимание при изучении данной темы следует уделить вопросу о  размещении эвакуированного населения. При объяснении этого материала  внимание учащихся акцентируется на том, что эвакуация активно проходила  в национальные районы, прежде всего  в республики Средней Азии. Туда прибывали люди иной культурно-этнической ориентации, но местное население много сделало для того, чтобы разместить эвакуированных, обеспечить им определенные условия для жизни и деятельности. Часто особо теплое отношение проявлялось к детям, которые практически все были взяты на воспитание в местные семьи.      

       Материал  школьного курса истории дает возможность рассмотреть такую  важную проблему, как терроризм и  толерантность. Задача учителя показать, что нетерпимость никогда не приводила  к достижению поставленной цели, будь это якобинцы времен Французской  революции, русские революционные  народники 1870-х гг. или современные  политические лидеры, проповедующие  террористическую борьбу. Исторический опыт применения террора в политической борьбе свидетельствует, что он исключает (или крайне затрудняет) возможность  достижения между противоборствующими  сторонами конструктивного компромисса. Террор изначально приводит к определенной неустойчивости институтов государственной  власти, какими бы несокрушимыми ни казались они со стороны.      

       Изучение  проявлений терроризма в политической борьбе должно убедить учащихся, что  достижение долгосрочных политических целей невозможно на пути насилия; они  реализуются там, где присутствуют уважение к партнерам и понимание  их позиций. Разумеется, толерантного отношения к терроризму быть не может, однако ответ на такой вызов должен быть не симметричным, но адекватным.       

       Таким образом, уроки истории имеют  богатый потенциал в воспитании толерантности у учащихся основной школы. Задача учителя максимально  извлечь этот потенциал при организации  своих занятий. Начинающему учителю  необходимо овладеть приемами организации  учебных занятий, способствующих воспитанию толерантности.       

       Значительную  роль в восприятии школьниками сущности и значения толерантности в отношениях между людьми играет то, как организована учебная работа, в какой мере она  предполагает активную деятельность школьников, определение ими своих позиций. В числе приемов, способствующих эффективной работе, отметим следующие.      

       1)Рассмотрение  событий и явлений  в историческом  контексте.      

       Речь  идет об активизации знаний об эпохе, раскрытии обусловленности и  последствий отдельных событий. Например, рассказывая о положениях упомянутого выше Вестфальского  мира 1648 г., можно предложить учащимся ответить на вопросы: В каких исторических обстоятельствах было признано право  части населения отдельных стран  на иную, чем у правителей веру? Почему это стало возможным? Как вы думаете, все ли население европейских  стран поддерживало решения Вестфальского  мира, касавшиеся религиозных вопросов? Что можно считать главными последствиями  этих решений?      

       2)Обращение  к историческим  источникам      

       Это позволяет учащимся самостоятельно поразмышлять о событиях, лучше понять и, что не менее важно, эмоционально прочувствовать их. Приведем примеры.      

       Французский король Генрих IV, доказывая членам Парижского парламента необходимость утверждения  Нантского эдикта о веротерпимости, говорил: «20 лет я руковожу партией  Религии (гугенотов), это дает мне сведения обо всех. Я знаю, кто там хочет войны, кто – мира. Я знаю тех, кто ведет войну за католическую веру из честолюбия или за испанскую партию, и я знаю таких, кто хочет только веровать. Среди протестантов были люди любого сорта, так же, как и среди католиков… Мы не должны делать никакой разницы между католиками и гугенотами, мы все должны быть хорошими французами».        

       Познакомив  учащихся с этим текстом, целесообразно  задать им вопросы: Какова главная мысль  этого высказывания? Какие качества человека для короля не менее важны, чем религиозная принадлежность? Можно ли сказать, что приведенная  в тексте позиция, по существу, применима  и сегодня? Возможны также и «личные» вопросы: Какие факты биографии  Генриха IV свидетельствовали о его отношении к религии и религиозным конфликтам того времени? Можно ли считать случайным, что именно он издал Нантский эдикт?      

       Пример  документа другой  эпохи –  фрагмент из Устава ООН (преамбула Устава):

       «Мы, народы Объединенных Наций, преисполнены решимости          

         избавить грядущие поколения  от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей  человечеству невыразимое горе, и          

Информация о работе Проблемы формирования толерантной личности школьника на уроках истории