Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 18:09, курсовая работа
Цель исследования: изучение проблемы формирования толерантной личности школьника на уроках истории.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать теоретические основания педагогики толерантности, ее понятийный аппарат и основные концептуальные положения и подходы к определению сути толерантности.
-рассмотреть теоретические аспекты толерантности, в том числе педагогический, психологический и философский подход к проблеме формирования толерантности;
-охарактеризовать методологию воспитания толерантности;
- изучить традиционные и инновационные технологии позволяющие работать в направлении формирования толерантной личности школьника;
1. Введение
2. Теоретические аспекты толерантности
2.1. Понятие толерантности и её характеристика.
2.2.Педагогические аспекты толерантности:
2.2.1. Аспекты толерантности личности
2.2.2. Толерантный учитель. Какой он?
2.3. Формирование толерантной личности школьника на уроках истории
3.1. Задачи школы в воспитании толерантности
3.2. Возможности уроков истории в воспитании толерантности
3.3. Традиционные и инновационные технологии формирования толерантности на уроках истории.
Собственно,
это и есть истинная, зрелая толерантность.
2.Аспекты
толерантности личности.
В психологии рассмотрели основные черты толерантных и интолерантных людей:
Интолерантные люди.
Замечают у себя только достоинства, обвиняют других в их недостатках
Опасаются
своего социального окружения и
самого себя: во всём видят
угрозу. Считают, что происходящие
события от них не зависят, следовательно,
снимают с себя ответственность за
происходящее
Толерантные
люди.
Адекватно оценивают себя и окружающих. Способен относиться к себе критически, старается разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках. Уверены в себе, не сомневаются, что справятся с любой возникшей задачей. Это важное условие для формирования толерантной личности. Не перекладывают ответственность на других, сами отвечают за свои поступки.
Следовательно, вывод можно сделать такой: толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям;
- интолерантный
путь – это путь человека, который
думает о своей
Таким
образом, толерантность – это не просто
отдельно взятое качество, а результирующий
фактор взаимосвязанных свойств личности.
3. Толерантный учитель. Какой он?
Начинать воспитывать в человеке толерантность, для педагога – большая ответственность. Ведь в силу своих лет, дети не понимают, что значит быть «толерантным». И тут задача педагога не просто сформировать предпосылки к дальнейшему развитию толерантности у ребенка, но создать среду т. н. «толерантного обитания», в которой и сам учитель будет толерантен и выстроит систему преподавания на гуманитарных основах.
Такой механизм невозможно запустить как по мановению волшебной палочки. Совершенно очевидно, что ключевой фигурой в реализации модели становится фигура учителя, который должен поверить, понять, принять, прочувствовать идеи толерантности, освободиться от сложившихся профессиональных стереотипов и только в этом случаем быть подготовленным к работе с учащимися и родителями. Одно из важнейших условий воспитания толерантности - усвоение учителем определенных демократических механизмов в организации образовательного процесса и общении учащихся друг с другом. Образ современного учителя связывают с культурой его личности, складывающейся не только и не столько из знаний, умений, ценностных ориентаций, потребностей, но проявляющейся в характере ее общения и созидательной деятельности. От учителя в новых условиях требуются постоянное обращение к субъектному опыту ученика, признание самобытности и уникальности каждого в условиях 25 и более индивидуальностей, следовательно, нужен пересмотр некоторых профессиональных позиций - изучение психофизиологических особенностей учащихся, возможностей их проявления на уроке, умения их выявлять и гибко и продуктивно проявлять в ходе урока и во внеурочной деятельности.
Учитель может и должен:
Педагог должен помочь ребёнку отыскать то, что является его наивысшим достижением, и так как каждый человек является носителем только ему присущих качеств, то эти наивысшие достижения помогут ему выстоять в любых ситуациях. Учитель должен помогать ребёнку решать проблемы, которые мешают свободно двигаться в нужном направлении и даёт о себе знать на каждом шагу.
Таким
образом, следует сказать, что толерантность
укореняется в школе, формирует отношения
к ней как к важнейшей ценности общества,
т.к. развивает у учащихся черты толерантной
личности с целью воспитания чутких и
ответственных граждан, открытых восприятию
других культур, способных ценить свободу,
уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
Задачи школы в воспитании толерантности
«Концепция модернизации образования на период до 2010 года» определяет образовательную политику России с учетом мировых тенденций развития общества. В «Концепции модернизации» наибольшее внимание уделяется процессу воспитания толерантности в образовании.
Проблема воспитания толерантности является одной из наиболее актуальных в современной школе. Для изучения этой проблемы и её педагогического решения педагогами и родителями требуется большое количество времени. Основная масса учащихся не всегда ведут себя корректно и адекватно в возникающих стрессовых ситуациях.
Возрастание уровня нетерпимости приводит к нарушениям межличностных контактов, к снижению работоспособности, угнетению творческих процессов, повышению уровня тревожности и агрессивности обучающихся, деконструктивному характеру ведения диалога в отношениях «учитель - ученик», «ученик - ученик», «родитель - ученик». Все вышеперечисленное препятствует продуктивному выполнению учебно-образовательных задач.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражение личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.
На наш взгляд, воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель - ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны - критически относиться к своим собственным взглядам.
Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.
Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель».
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка, школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.
Процесс воспитания толерантности в школе должен стать одной из органичных составляющих целостной системы педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. В настоящее время наиболее важными задачами воспитания толерантности, на наш взгляд, являются следующие:
Решение этих задач должно привести к укреплению толерантности и способности учащихся к активной адаптации и успешной социализации.
Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
И как результат – приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.
Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.
Возможности уроков истории в воспитании толерантности
Главной причиной успеха
Что дает изучение истории в школе для понимания сущности и необходимости толерантности в отношениях между людьми? Каким образом можно подвести школьников к осмысленному восприятию и практическому применению этого принципа? Какие приемы и средства обучения здесь уместны?
Попытаемся ответить на поставленные вопросы применительно к школьным курсам истории, охватывающим историю древнего мира, историю средних веков, новую и новейшую историю, историю России.
Важнейшая в мировоззренческом отношении содержательная линия школьных курсов всеобщей истории связана с раскрытием многообразия исторических общностей людей, путей, пройденных цивилизациями, государствами, народами. Очевидно, что знания об этом служат важным основанием для понимания современного общества. Посмотрим, как представлена эта линия в отдельных курсах.
В школьном курсе истории формирование толерантности начинается уже с изучения истории древнего мира. Материал курса дает учителю благодатную возможность для формирования в умах учащихся устойчивой связи: терпимость ведет к устойчивости. Это положение формируется при изучении великих империй древности (Ассирия, Вавилонское царство, Персидская держава). Рассматривая причины их гибели, необходимо особое внимание уделить тому, что народы были объединены в эти империи насильно, завоеватели проявляли нетерпимость к обычаям и культуре покоренных народов. Это привело к внутренней неустойчивости этих государств, и, в конечном итоге, способствовало их гибели при проявлении внешней опасности.
Информация о работе Проблемы формирования толерантной личности школьника на уроках истории