Проблемы формирования толерантной личности школьника на уроках истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение проблемы формирования толерантной личности школьника на уроках истории.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать теоретические основания педагогики толерантности, ее понятийный аппарат и основные концептуальные положения и подходы к определению сути толерантности.
-рассмотреть теоретические аспекты толерантности, в том числе педагогический, психологический и философский подход к проблеме формирования толерантности;
-охарактеризовать методологию воспитания толерантности;
- изучить традиционные и инновационные технологии позволяющие работать в направлении формирования толерантной личности школьника;

Содержание

1. Введение
2. Теоретические аспекты толерантности
2.1. Понятие толерантности и её характеристика.
2.2.Педагогические аспекты толерантности:
2.2.1. Аспекты толерантности личности
2.2.2. Толерантный учитель. Какой он?
2.3. Формирование толерантной личности школьника на уроках истории
3.1. Задачи школы в воспитании толерантности
3.2. Возможности уроков истории в воспитании толерантности
3.3. Традиционные и инновационные технологии формирования толерантности на уроках истории.

Работа содержит 1 файл

толер.doc

— 151.50 Кб (Скачать)
  • Нравственная терпимость.  Как ни странно, в терминологическом поле на сей раз мы имеет парадоксальный случай, когда синонимическое значение слов «моральный» и «нравственный» разведено. В отличии от моральной, нравственная толерантность на языке специалистов предполагает принятие и доверие, которое ассоциируется с сущностью или «внутренним Я» человека. Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это даёт личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удаётся.

       Собственно, это и есть истинная, зрелая толерантность. 

       2.Аспекты толерантности личности. 

       В психологии рассмотрели основные черты  толерантных и интолерантных  людей:

       Интолерантные люди.

Замечают  у   себя   только    достоинства, обвиняют других в их недостатках

Опасаются своего социального окружения и    самого   себя:  во  всём  видят  угрозу. Считают,  что  происходящие  события  от них не  зависят,  следовательно,  снимают с  себя ответственность за  происходящее                                                                                вокруг.   Беспричинно  подозревают,   что им вредят.

    Толерантные люди.                                    

     Адекватно оценивают себя и окружающих. Способен   относиться  к  себе критически,  старается  разобраться  в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках.   Уверены    в    себе,   не   сомневаются,   что справятся с любой возникшей задачей. Это   важное      условие    для     формирования толерантной личности.  Не   перекладывают   ответственность   на      других, сами отвечают за свои поступки.

    Следовательно, вывод можно сделать такой: толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям;

- интолерантный  путь – это путь человека, который  думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности,  чувством дискомфорта существования  в социальной среде, желанием  власти, непринятия иных культур,  взглядов и традиций.

       Таким образом, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. 

       3. Толерантный учитель. Какой он?

       Начинать  воспитывать в человеке толерантность, для педагога – большая ответственность. Ведь в силу своих лет, дети не понимают, что значит быть «толерантным». И тут задача педагога не просто сформировать предпосылки к дальнейшему развитию толерантности у ребенка, но создать среду т. н. «толерантного обитания», в которой и сам учитель будет толерантен и выстроит систему преподавания на гуманитарных основах.

       Такой механизм невозможно запустить как  по мановению волшебной палочки. Совершенно очевидно, что ключевой фигурой в реализации модели становится фигура учителя, который должен поверить, понять, принять, прочувствовать идеи толерантности, освободиться от сложившихся профессиональных стереотипов и только в этом случаем быть подготовленным к работе с учащимися и родителями. Одно из важнейших условий воспитания толерантности - усвоение учителем определенных демократических механизмов в организации образовательного процесса и общении учащихся друг с другом. Образ современного учителя связывают с культурой его личности, складывающейся не только и не столько из знаний, умений, ценностных ориентаций, потребностей, но проявляющейся в характере ее общения и созидательной деятельности. От учителя в новых условиях требуются постоянное обращение к субъектному опыту ученика, признание самобытности и уникальности каждого в условиях 25 и более индивидуальностей, следовательно, нужен пересмотр некоторых профессиональных позиций - изучение психофизиологических особенностей учащихся, возможностей их проявления на уроке, умения их выявлять и гибко и продуктивно проявлять в ходе урока и во внеурочной деятельности.

       Учитель может и должен:

  • воспитывать школьников в духе мира;
  • признавать способности и уважать чувство и позицию каждого;
  • быть примером для детей;
  • уметь слушать;
  • поддерживать эмоциональные привязанности;
  • развивать у учащихся чувство взаимного расположения;
  • давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы;
  • избегать жестких иерархических отношений;
  • не допускать проявлений авторитаризма;
  • поощрять совместную деятельность.
 

       Педагог должен помочь ребёнку отыскать то, что является его наивысшим достижением, и так как каждый человек является носителем только ему присущих качеств, то эти наивысшие достижения помогут ему выстоять в любых ситуациях. Учитель должен помогать ребёнку решать проблемы, которые мешают свободно двигаться в нужном направлении и даёт о себе знать на каждом шагу.

       Таким образом, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность. 
 
 
 

       Задачи  школы в воспитании толерантности     

       «Концепция  модернизации образования на период до 2010 года» определяет образовательную  политику России с учетом мировых  тенденций развития общества. В «Концепции модернизации» наибольшее внимание уделяется процессу воспитания толерантности  в образовании.      

       Проблема  воспитания толерантности является одной из наиболее актуальных в современной школе. Для изучения этой проблемы и её педагогического решения педагогами и родителями требуется большое количество времени. Основная масса учащихся не всегда ведут себя корректно и адекватно в возникающих стрессовых ситуациях.      

       Возрастание уровня нетерпимости приводит к нарушениям межличностных контактов, к снижению работоспособности, угнетению творческих процессов, повышению уровня тревожности  и агрессивности обучающихся, деконструктивному  характеру ведения диалога в  отношениях «учитель - ученик», «ученик - ученик», «родитель - ученик». Все вышеперечисленное  препятствует продуктивному выполнению учебно-образовательных задач.      

       Толерантность являет собой новую основу педагогического  общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам  обучения, которые создают оптимальные  условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражение личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.       

       На  наш взгляд, воспитание толерантности  невозможно в условиях авторитарного  стиля общения «учитель - ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной  школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого  как значимого и ценного, а  с другой стороны  - критически относиться к своим собственным взглядам.       

       Ориентация  педагога на постижение смыслов поведения  и поступков детей означает, что  в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.      

       Воспитание  культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель».       

       Мероприятия, в которых принимают участие  родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка, школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном  процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения  к человеческому многообразию.       

       Процесс воспитания толерантности в школе  должен стать одной из органичных составляющих целостной системы  педагогической деятельности, интегрированной  в общий процесс обучения и  развития. В настоящее время наиболее важными задачами воспитания толерантности, на наш взгляд, являются следующие:

  • воспитание и формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;
  • воспитание и развитие у детей духовности и культуры;
  • воспитание инициативности и самостоятельности;
  • знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;
  • понимание того, что каждый человек – уникальная личность, и уважение различий между людьми;
  • понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий (ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом).
 

       

       Решение этих задач должно привести к укреплению толерантности и способности  учащихся к активной адаптации и  успешной социализации.       

       Понимание принципа взаимозависимости как  основы совместных действий. Детей  следует приучить к совместному  решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы  наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через  сотрудничество.      

       И как результат – приобщение к  культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут  в радости и гармонии.       

       Воспитание  в духе толерантности следует  рассматривать в качестве безотлагательного  императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и  рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные  источники нетерпимости, лежащие  в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области  образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями. 

       Возможности уроков истории в  воспитании толерантности         

         Главной причиной успеха формирования  понятия толерантности является  постоянная и кропотливая работа  в этом направлении. Отдельный  урок по толерантности, как  бы блестяще он не был проведен, не сможет сформировать толерантного сознания.       

       Что дает изучение истории в школе  для понимания сущности и необходимости  толерантности в отношениях между  людьми? Каким образом можно подвести школьников к осмысленному восприятию и практическому применению этого принципа? Какие приемы и средства обучения здесь уместны?      

       Попытаемся  ответить на поставленные вопросы применительно  к школьным курсам истории, охватывающим историю древнего мира, историю средних  веков, новую и новейшую историю, историю России.

       Важнейшая в мировоззренческом отношении  содержательная линия школьных курсов всеобщей истории связана с раскрытием многообразия исторических общностей  людей, путей, пройденных цивилизациями, государствами, народами. Очевидно, что  знания об этом служат важным основанием для понимания современного общества. Посмотрим, как представлена эта  линия в отдельных курсах.       

       В школьном курсе истории формирование толерантности начинается уже с  изучения истории древнего мира. Материал курса дает учителю благодатную  возможность для формирования в  умах учащихся устойчивой связи: терпимость ведет к устойчивости. Это положение  формируется при изучении великих  империй древности (Ассирия, Вавилонское  царство, Персидская держава). Рассматривая причины их гибели, необходимо особое внимание уделить тому, что народы были объединены в эти империи  насильно, завоеватели проявляли  нетерпимость к обычаям и культуре покоренных народов. Это привело  к внутренней неустойчивости этих государств, и, в конечном итоге, способствовало их гибели при проявлении внешней  опасности.       

Информация о работе Проблемы формирования толерантной личности школьника на уроках истории