Проблемы формирования коммуникативной компетентности подростков с девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Цель: развитие умения выхода из конфликтной ситуации, навыков активного слушания и умения выражать свою точку зрения в группе, гармонизация общения подростков с девиантным поведением.
Задачи:
- рассмотреть круг психолого-педагогической литературы, необходимой для изучения процесса формирования коммуникативной компетентности личности;
- выявить уровень сформированности коммуникативной компетентности подростков с девиантным поведением;
- определить основные способы формирования коммуникативных умений и навыков подростков;

Работа содержит 1 файл

диплом Карины.doc

— 779.00 Кб (Скачать)

3. Тест коммуникативных умений Михельсона (Перевод и адаптация

Ю. З. Гильбуха).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

     После проведенного эксперимента анализ результатов вторичной диагностики показал положительную динамику в повышении уровня коммуникативных ( 20% - очень высокий уровень; 40% - высокий уровень; 20% - средний уровень; 20 – ниже среднего) и организаторских способностей испытуемых ( 30% - очень высокий уровень; 30% - высокий уровень; 20% средний; 20 – ниже среднего). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       После проведенного эксперимента анализ результатов вторичной диагностики показал положительную динамику в повышении уровня коммуникабельности личности: 60% испытуемых имеют нормальную коммуникабельность, любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости; 40% испытуемых в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно, новые проблемы их не пугают, и все же с новыми людьми он сходится с оглядкой, в спорах и диспутах участвует неохотно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       После проведенного эксперимента анализ результатов вторичной диагностики показал положительную динамику в повышении уровня компетентного взаимодействия воспитанников в общении, снижение уровня агрессивного и зависимого общения.

       Таким образом, по результатам проведенной нами работы, мы видим повышение уровня коммуникативной компетентности воспитанников детского дома. Подростки научились адекватно реагировать на высказывания и просьбы партнера, своевременно оказывать сочувствие и поддержку собеседнику, уверенно высказывать личную точку зрения, деликатно вступать в контакт со сверстником, рационально выходить из конфликтной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Способность  человека  к   коммуникации   определяется   в   психолого-педагогических исследованиях в общем как коммуникативная компетентность - система внутренних   ресурсов,   необходимых   для    построения    коммуникативного воздействия в определенном круге ситуаций межличностных контактов.

       Коммуникативная компетентность подростка – это не только  умение  вступать  в  контакт  и  вести  разговор  с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать и слышать,  а  также использовать мимику, жесты для более экспрессивного выражения своих  мыслей, иметь навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.

Проступки подростков, такие как грубость, нечестность, драки, есть, преимущественно, реакция на трудности в самоутверждении, проявление несформированности коммуникативной компетентности,  попытка негативными средствами завоевать себе достойное место в коллективе.

       Дефицит социально ценного общения с родителями, учителями, сверстниками создает такую социальную ситуацию развития  подростков, при которой они оказываются вне сферы положительного влияния важнейших факторов формирования личности.

       Эффективным, но далеко не единственным, способом формирования коммуникативной компетентности подростков является групповой тренинг. Человек овладевает внутренними средствами регуляции коммуникативных действий, осваивая культурное наследие, наблюдая за поведением других людей, проигрывая в воображении возможные коммуникативные ситуации. Решая вопросы повышения коммуникативного потенциала личности, необходимо использовать весь арсенал имеющихся средств.

         Предлагаемая коррекционно-развивающая программа «Я сказал», для развития коммуникативной компетентности подростков с девиантным поведением, способствует повышению уровня общительности подростка; совершенствует умения анализировать собственные поступки и поступки других людей; развивает умения выражать свою точку зрения, формирует навыки выхода из конфликтной ситуаций. Содержание программы отвечает поставленным целям и задачам.

      Исследование показало, что большинство подростков с девиантным поведением имеет низкий уровень развития коммуникативных умений и навыков, несформированность умения конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

       Реализация коррекционно-развивающей программы «Я сказал!», в семейной группе №4, способствовала повышению уровня коммуникативной компетентности воспитанников детского дома. Подростки научились адекватно реагировать на высказывания и просьбы партнера, своевременно оказывать сочувствие и поддержку собеседнику, уверенно высказывать личную точку зрения, деликатно вступать в контакт со сверстниками, рационально выходить из конфликтной ситуации.

      На наш взгляд реализация данной программы полностью доказала, что групповые формы работы оказывают эффективное влияние не только на формирование коммуникативной компетентности подростков, но и способствуют снижению уровня девиантного поведения. Таким образом, поставленная нами гипотеза была доказана.

      В дальнейшем, разработанную программу «Я сказал!», могут применять социальные педагоги, психологи, педагоги, воспитатели для формирования коммуникативной компетентности подростков с отклоняющимся поведением.

 

       

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Алифанова   Е.М.   Формирование   коммуниктаивной   компетенции   детей дошкольного и младшего  школьного  возраста  средствами  театрализованных игр. Дисс. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2001.             

2. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. -   М.: Просвещение,  2000.  -  210 с.

3.              Басин  М.  Формирование навыков  волевой  регуляции  у  девиантных  подростков  //  Соц.  педагогика.  -  2004.  -  № 3.  -  С.75-77.

4. Батаршев А.В. Психодиагностика способностей к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. - М., ВЛАДОС, 1999.

5. Битянова М.Р., Давыдова В.В. Условия эффективности тренингового процесса в подростковых группах // Журнал практического психолога. №3, 1998.

6.              Воспитание  трудного ребенка:  Дети  с девиантным  поведением  /  Под  ред.  М.И.Рожкова.  – М.: ВЛАДОС,  2003.  -  246 с.

7.              Дементьева  И.  Отклоняющееся  поведение  несовершеннолетних  как  следствие  семейного неблагополучия  // Соц.  педагогика.  -  2005.  -  № 1.  – С.23-30.

8. Давыдов В.В. Психологический словарь. - М., Педагогика, 2003.

9.              Зубенко  В. Девиантное поведение:  сущность,  причины,  профилактика  // ОБЖ.  -  2002.  - № 4.  –С.42-45.

10.              Клейберг Ю.А.  Психология девиантного поведения. – М.: Сфера,  2003.  -  160 с.

11.              Овчарова  Р.  Справочная  книга  социального педагога.  – М.: Сфера,  2001.  -  480 с.

12. Коронцевич О.А. Конструктивная конфликтность в структуре психологического благополучия / Конфликт и личность в изменяющемся мире //Материалы международной научно-практической конференции. – Самара: Самарский государственный университет, 2000.

13. Левитов Н.Д. Способности и интересы. - М., 1962.

14. Лидерс А.Г. Группы личностного роста с подростками //Журнал практического психолога. № 2, 1996.

15. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. - М., Издательский центр «Академия», 2003.

16. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., Академия, 2002.

17. Немов Р.С. Практическая психология: Учеб. пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1997.

18. Нестерова Г.С. Форма и методы организации психологической помощи подросткам //Журнал практического психолога. – 1999, № 12.

19. Петровская Л.А. Компетентность в общении. –М.: Издательство Московского университета, 1989.

20. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? / Пособие для психолога и педагога. – М.: Генезис, 2003.

21.              Словарь  по  социальной  педагогике.  /   Авт.-сост.  Л.Мардахаев.  -  М.: Академия,  2002.  -  368 с.

22. Хрящева Н.Ю. Психодиагностика в тренинге. СПб.: Речь, 2001.

23.              Харисов  М.  Методы  работы  социального  педагога  глазами  психолога  //  Соц. педагогика.  -  2005.  -  № 2.  –С.  45-47.

 

39

 



Информация о работе Проблемы формирования коммуникативной компетентности подростков с девиантным поведением