Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:19, курсовая работа
Цель: развитие умения выхода из конфликтной ситуации, навыков активного слушания и умения выражать свою точку зрения в группе, гармонизация общения подростков с девиантным поведением.
Задачи:
- рассмотреть круг психолого-педагогической литературы, необходимой для изучения процесса формирования коммуникативной компетентности личности;
- выявить уровень сформированности коммуникативной компетентности подростков с девиантным поведением;
- определить основные способы формирования коммуникативных умений и навыков подростков;
- 9-13 баллов. Испытуемый весьма общителен (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытен, разговорчив, любит высказываться по разным вопросам. Охотно знакомится с новыми людьми. Любит бывать в центре внимания, никому не отказывает в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить.
- 4-8 баллов. Общительность бьет ключом. Испытуемый всегда в курсе всех дел. Любит принимать участие во всех дискуссиях. Охотно берет слово по любому вопросу, даже если имеет о нем поверхностное представление. Всюду чувствует себя в «своей тарелке».
- 3 балла и менее. Испытуемому свойственна говорливость, многословность, вмешательство в дела, которые не имеют к нему никакого отношения. Берется судить о проблемах, в которых совершенно не компетентен. Вольно или невольно он часто бывает причиной разного рода конфликтов в личном окружении. Вспыльчив, обидчив, нередко бывает необъективен.
В процессе проведения диагностики были получены результаты:
Анализ проведенной диагностики показал, что 30% испытуемых замкнуты, неразговорчивы, предпочитают одиночество, поэтому у них мало друзей, необходимость новых контактов если и не ввергает их в панику, то надолго выводит из равновесия; 40% испытуемых в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно, новые проблемы их не пугают, и все же с новыми людьми они сходятся с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно; 30% испытуемых имеют нормальную коммуникабельность, любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости.
3. Тест коммуникативных умений Михельсона (Перевод и адаптация
Ю. З. Гильбуха) [Приложение 3]. Целью методики является определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений. Данный тест построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные "снизу" (зависимые) и неправильные "сверху" (агрессивные). Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Испытуемым было предложено выбрать один, присущий именно им способ поведения в данной ситуации.
Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:
- ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера;
- ситуации, в которых подросток должен реагировать на отрицательные высказывания;
- ситуации, в которых к подростку обращаются с просьбой;
-ситуации беседы;
- ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека.
В процессе проведения диагностики были получены результаты:
В соответствии с полученными данными, мы сделали вывод о недостаточном уровне развития коммуникативной компетентности воспитанников семейной группы №4. Необходимо отметить, что наиболее высокие результаты были получены испытуемыми по блокам коммуникативных умений:
- умение обратиться к сверстнику с просьбой;
- реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника;
- реагирование на справедливую критику.
Наиболее низкие баллы были получены испытуемыми по таким блокам коммуникативных умений:
- умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника;
- умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать "нет";
- умение вступить в контакт с другим человеком.
Анализ результатов проведенной диагностики коммуникативных умений и навыков испытуемых доказал необходимость реализации коррекционно-развивающей программы «Я сказал!» в семейной группе №4.
2.2. Формирование коммуникативной компетентности воспитанников детского дома
2 этап - формирующий эксперимент
Занятие №1
Цель: Знакомство, создание благоприятной эмоциональной атмосферы, адаптация детей к групповому взаимодействию, сплочение группы.
Упражнения:
- «Давайте поздороваемся»»
- «Наши имена»
- «Интервью»
- «Разыгрывание этюдов»
- «Комплимент по кругу»
Уровень организованности занятия довольно высокий, удалось снять первый негативный настрой подростков. Удалось добиться внимания участников группы. Отмечалась достаточная включенность участников в работу. В целом эмоциональная реакция подростков была адекватна. Благоприятная эмоциональная атмосфера на занятии сыграла решающую роль в установлении доверительных отношений между участниками. Высокий уровень способности устанавливать контакты с членами группы показали Александра Т. и Рушан Я. Низкий уровень умения слушать и проявлять эмпатию к собеседнику наблюдался у Владимира Г., Алексея Р, Олега К. В рефлексии занятия подростки высказали положительное отношение к участию в упражнениях, заинтересованность в достижении поставленных целей.
Занятие №2 «Я глазами других»
Цель: Формирование способности к самоанализу. Способствование возникновению желания самосовершенствоваться. Развитие способности принимать друг друга.
Упражнения:
- «Кто я? Какой я?»
- «Горячий стул»
- «Я в лучах солнца»
- «Ассоциации»
Занятие прошло продуктивно. В качестве эмоциональной реакции участников группы можно указать некоторое снижение напряжения при взаимодействии друг с другом. Уровень включенности участников был достаточно высоким. Большая активность участников наблюдалась в процессе упражнения «Горячий стул». Каждый подросток стремился побывать в центре круга и услышать мнение участников о себе. Эмоциональная атмосфера на занятии наблюдалась благоприятная, несмотря на периодические агрессивные высказывания Владимира Г, Алексея Р., Евгения Ф. в течение упражнения «Горячий стул». Рефлексия занятия способствовала более глубокому самоанализу, пониманию друг друга участниками.
Занятие №3 «Учимся слушать друг друга»
Цель: Показать значимость собственного «Я». Подвести участников к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими.
Упражнения:
- «Испорченный телефон»
- «Пойми меня»
- «Фраза по кругу»
- «Гвалт»
Отмечалась высокая активность участников на занятии. Благодаря наличию игровых упражнений, подростки проявили заинтересованность и внимание к происходящему процессу. Заметно повышение способностей участников в беседе друг с другом: Владимир Г. внимательно слушал и не перебивал Светлану Л. в упражнении «Пойми меня». Можем говорить о возросшей, по сравнению с первыми занятиями, динамике совместной работы и о возрастании динамики развития коммуникативных навыков.
Занятие №4 «Уверенное и неуверенное поведение»
Цель: Знакомство с понятием сильная личность. Выработка навыков уверенного поведения. Формирование негативного отношения к агрессии.
Упражнения:
- «Джойстик»
- «Ливень»
- «Зубы и мясо»
- «Вопрос—ответ»
- «Поводырь»
Цель данного занятия была достигнута, чему способствовала эффективная работа в течение всего занятия. Данная форма работы и эмоциональная реакция подростков вполне адекватна. Уровень включенности подростков был достаточно высоким. Наиболее ярко участники проявили себя в упражнении «Зубы и мясо», при обсуждении итогов упражнения. Алексей Р., Александра Т., Мария А., Евгений Ф. активно высказывали свое мнение на протяжении занятия. Участники пришли к выводу, что для того ,чтобы стать сильной личностью, необходимо целенаправленно работать над собой. А уверенное поведение способствует закреплению имеющихся качеств личности.
Занятие №5 «Критика»
Цель: Знакомство учащихся с понятием «критика». Отработка навыков правильного реагирования на критику.
Упражнения:
- «Коррида»
- «Что звучит обидно?»
- «Я – сообщение»
- “Куски пирога”
Занятие прошло продуктивно. Участники на протяжении занятия были очень активны. Подростки при обсуждении старались приводить примеры из жизни. Можно говорить о положительной динамике развития умения высказывать личную точку зрения, умения слушать собеседника, умения анализировать свои поступки. На протяжении занятия в группе была благоприятная эмоциональная атмосфера, исключающая возникновение конфликтных ситуаций. Цель занятия была достигнута.
Занятие№6 «Умение вести беседу»
Цель: Знакомство участников с правилами ведения беседы. Формирование навыков ведения беседы.
Упражнения:
- «Гимнастика»
- «Работа по карточкам»
- «Поговорим»
- «Интервью»
Цель данного занятия была достигнута, чему способствовала эффективная работа в течение всего занятия. Участники показали отличный результат в умении устанавливать контакт с собеседником. Проблемы в установлении контакта возникли у Владимира Г., но подростки Светлана Л. и Олег К. самостоятельно оказали ему помощь, подсказав несколько нужных фраз, используемых в начале беседы. Рефлексия занятия способствовала самоанализу действий и поведения участников, оказала решающее воздействие на изменение подростками своего поведения в лучшую сторону не только на занятии, но и в повседневной жизни.
Занятие №7 «Телефонный разговор»
Цель: Знакомство участников с правилами ведения разговора по телефону.
Формирование навыков ведения беседы по телефону.
Упражнения:
- «Тука»
- Обсуждение
- «Поговорим»
На протяжении занятия участники проявили высокую степень активности. Тема занятия оказалась очень актуальной, т.к. трудности в правильном установлении контакта по телефону не возникли только у Рушана Я, Александры Т., Марии А. и Евгения Ф.. К концу занятия отмечалось повышение уровня компетентности разговора по телефону всех членов группы. Цель занятия была достигнута.
Занятие №8 «Человек в конфликте»
Цель: показать значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение в ходе конфликта; отработать навыки использования воображения для реализации своего эмоционального состояния; понять характер собственных эмоциональных проблем в конфликтах.
Упражнения:
- «Смешной рисунок»
- Работа с ассоциативным рядом „конфликт"
- Работа в группах
- Отработка стрессов
Занятие было насыщенным. Несмотря на это подростки сохраняли высокую степень активности. В процессе рефлексии занятия Олег К. высказал мнение о том, что полученные на занятии знания и навыки являются важными для него, что они сыграют большую роль в его работе над собой, будут способствовать развитию его личности. Многие другие участники так же высоко оценили значимость умения регулировать свое эмоциональное состояние в конфликте. Цель занятия была достигнута.
Занятие №9 «Основные виды поведения в конфликте и его разрешение»
Цель: сформировать понятие о виде поведения в конфликте; показать основные факторы, его определяющие; научить узнавать и выбирать определенный стиль поведения в конфликте в конкретных ситуациях межличностного взаимодействия.
Упражнения:
- «Икс» и «Игрек»
- «Обсуждение»
- «Карточки»
На протяжении занятия наблюдалась высокая активность участников. Занятие было продуктивным. Повышение уровня коммуникативных способностей членов группы было на лицо. Это проявлялось в наблюдении за процессом межличностного взаимодействия участников. В процессе рефлексии занятия участники отметили, что наиболее важными умениями, приобретенными на занятии, были умения узнавать и выбирать определенный стиль поведения в конфликте. Цель занятия была достигнута.
Занятие №10 «Эффективная коммуникация как условие принятия группового решения (используется игра „Потерпевшие кораблекрушение")»
Цель: исследовать процесс принятия решений группой; нарабатывать навыки эффективного поведения для достижения согласия при решении групповой задачи; закрепить навыки определения основных стилей поведения в конфликте.
Занятие прошло продуктивно. Участники показали отличный результат в определении основных стилей поведения в конфликте. При решении групповой задачи члены группы применили полученные ранее знания и умения, учли мнение каждого. Цель занятия была достигнута.
2.3. Анализ и сравнение полученных данных
3 этап - контрольный эксперимент
С целью выявления изменения уровня коммуникативной компетентности подростков с девиантным поведением, было проведено повторное тестирование.
Использованные методики были те же, что и в первичной диагностике:
1. Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей
(КОС-1). Авторы В. В. Синявский, Б. А. Федоришин.
2. Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)