Проблемы формирования коммуникативной компетентности подростков с девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Цель: развитие умения выхода из конфликтной ситуации, навыков активного слушания и умения выражать свою точку зрения в группе, гармонизация общения подростков с девиантным поведением.
Задачи:
- рассмотреть круг психолого-педагогической литературы, необходимой для изучения процесса формирования коммуникативной компетентности личности;
- выявить уровень сформированности коммуникативной компетентности подростков с девиантным поведением;
- определить основные способы формирования коммуникативных умений и навыков подростков;

Работа содержит 1 файл

диплом Карины.doc

— 779.00 Кб (Скачать)

- 9-13 баллов. Испытуемый весьма общителен (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытен, разговорчив, любит высказываться по разным вопросам. Охотно знакомится с новыми людьми. Любит бывать в центре внимания, никому не отказывает в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить.

- 4-8 баллов.  Общительность бьет ключом. Испытуемый всегда в курсе всех дел. Любит принимать участие во всех дискуссиях. Охотно берет слово по любому вопросу, даже если имеет о нем поверхностное представление. Всюду чувствует себя в «своей тарелке».

- 3 балла и менее.  Испытуемому свойственна говорливость, многословность, вмешательство в дела, которые не имеют к нему никакого отношения. Берется судить о проблемах, в которых совершенно не компетентен. Вольно или невольно он часто бывает причиной разного рода конфликтов в личном окружении. Вспыльчив, обидчив, нередко бывает необъективен.

     В процессе проведения  диагностики были получены результаты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Анализ проведенной диагностики показал, что 30% испытуемых замкнуты, неразговорчивы, предпочитают одиночество, поэтому у них мало друзей, необходимость новых контактов если и не ввергает их в панику, то надолго выводит из равновесия; 40% испытуемых в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно, новые проблемы их не пугают, и все же с новыми людьми они сходятся с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно; 30% испытуемых имеют нормальную коммуникабельность, любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости.

3. Тест коммуникативных умений Михельсона (Перевод и адаптация

Ю. З. Гильбуха) [Приложение 3]. Целью методики является определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений. Данный тест построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные "снизу" (зависимые) и неправильные "сверху" (агрессивные). Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Испытуемым было предложено выбрать один, присущий именно им способ поведения в данной ситуации.

      Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:

- ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера;

- ситуации, в которых подросток должен реагировать на отрицательные высказывания;

- ситуации, в которых к подростку обращаются с просьбой;

-ситуации беседы;

- ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека.

      В процессе проведения  диагностики были получены результаты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

   

В соответствии с полученными данными, мы сделали вывод о недостаточном уровне развития коммуникативной компетентности воспитанников семейной группы №4. Необходимо отметить, что наиболее высокие результаты были получены испытуемыми по блокам коммуникативных умений:

-  умение обратиться к сверстнику с просьбой;

- реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника;

- реагирование на справедливую критику.

Наиболее низкие баллы были получены испытуемыми по таким блокам коммуникативных умений:

- умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника;

- умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать "нет";

- умение вступить в контакт с другим человеком.

     Анализ результатов проведенной диагностики коммуникативных умений и навыков испытуемых доказал необходимость реализации коррекционно-развивающей программы «Я сказал!» в семейной группе №4.

 

2.2. Формирование коммуникативной компетентности воспитанников детского дома   

     2 этап - формирующий эксперимент

Занятие №1

Цель: Знакомство, создание благоприятной эмоциональной атмосферы, адаптация детей к групповому взаимодействию, сплочение группы.

Упражнения:

-  «Давайте поздороваемся»»

-  «Наши имена»

-  «Интервью»

-  «Разыгрывание этюдов»

-  «Комплимент по кругу»

    Уровень организованности занятия довольно высокий, удалось снять первый негативный настрой подростков. Удалось добиться внимания участников группы.   Отмечалась достаточная включенность участников в работу. В целом эмоциональная реакция подростков была адекватна. Благоприятная эмоциональная атмосфера на занятии сыграла решающую роль в установлении доверительных отношений между участниками. Высокий уровень способности устанавливать контакты с членами группы показали Александра Т. и Рушан Я.  Низкий уровень умения слушать и проявлять эмпатию к собеседнику наблюдался у Владимира Г., Алексея Р, Олега К.  В рефлексии занятия подростки высказали положительное отношение к участию в упражнениях, заинтересованность в достижении поставленных целей.

Занятие №2 «Я глазами других»

Цель: Формирование способности к самоанализу. Способствование возникновению желания самосовершенствоваться. Развитие способности принимать друг друга.

Упражнения:

- «Кто я? Какой я?»

- «Горячий стул»

- «Я в лучах солнца»

- «Ассоциации»

      Занятие прошло продуктивно. В качестве эмоциональной реакции участников группы можно указать некоторое снижение напряжения при взаимодействии друг с другом. Уровень включенности участников был достаточно высоким. Большая активность участников наблюдалась в процессе упражнения «Горячий стул». Каждый подросток стремился побывать в центре круга и услышать мнение участников о себе. Эмоциональная атмосфера на занятии наблюдалась благоприятная, несмотря на периодические агрессивные высказывания Владимира Г, Алексея Р., Евгения Ф. в течение упражнения «Горячий стул». Рефлексия занятия способствовала более глубокому самоанализу, пониманию друг друга участниками.

Занятие №3 «Учимся слушать друг друга»

Цель: Показать значимость собственного «Я». Подвести участников к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими.

Упражнения:

- «Испорченный телефон»

- «Пойми меня»

- «Фраза по кругу»

- «Гвалт»

     Отмечалась высокая активность участников на занятии. Благодаря наличию игровых упражнений, подростки проявили заинтересованность и внимание к происходящему процессу. Заметно повышение способностей участников в беседе друг с другом: Владимир Г. внимательно слушал и не перебивал Светлану Л. в упражнении «Пойми меня». Можем говорить о возросшей, по сравнению с первыми занятиями, динамике совместной работы и о возрастании динамики развития коммуникативных навыков.

Занятие №4 «Уверенное и неуверенное поведение»

Цель: Знакомство с понятием сильная личность. Выработка навыков уверенного поведения. Формирование негативного отношения к агрессии.

Упражнения:

- «Джойстик»

- «Ливень»

- «Зубы и мясо»

- «Вопрос—ответ»

- «Поводырь»

    Цель данного занятия была достигнута, чему способствовала эффективная работа в течение всего занятия. Данная форма работы и эмоциональная реакция подростков вполне адекватна. Уровень включенности подростков был достаточно высоким. Наиболее ярко участники проявили себя в упражнении «Зубы и мясо», при обсуждении итогов упражнения. Алексей Р., Александра Т., Мария А., Евгений Ф. активно высказывали свое мнение на протяжении занятия. Участники пришли к выводу, что для того ,чтобы стать сильной личностью, необходимо целенаправленно работать над собой. А уверенное поведение способствует закреплению имеющихся качеств личности.

Занятие №5 «Критика»

Цель: Знакомство учащихся с понятием «критика». Отработка навыков правильного реагирования на критику.

Упражнения:

- «Коррида»

- «Что звучит обидно?»

- «Я – сообщение»

- “Куски пирога”

     Занятие прошло продуктивно. Участники на протяжении занятия были очень активны. Подростки при обсуждении старались приводить примеры из жизни. Можно говорить о положительной динамике развития умения высказывать личную точку зрения, умения слушать собеседника, умения анализировать свои поступки. На протяжении занятия в группе была благоприятная эмоциональная атмосфера, исключающая возникновение конфликтных ситуаций. Цель занятия была достигнута.

Занятие№6 «Умение вести беседу»

Цель: Знакомство участников с правилами ведения беседы. Формирование навыков ведения беседы.

Упражнения:

- «Гимнастика»

- «Работа по карточкам»

- «Поговорим»

- «Интервью»

     Цель данного занятия была достигнута, чему способствовала эффективная работа в течение всего занятия. Участники показали отличный результат в умении устанавливать контакт с собеседником. Проблемы в установлении контакта возникли у Владимира Г., но подростки Светлана Л. и Олег К. самостоятельно оказали ему помощь, подсказав несколько нужных фраз, используемых в начале беседы. Рефлексия занятия способствовала самоанализу действий и поведения участников, оказала решающее воздействие на изменение подростками своего поведения в лучшую сторону не только на занятии, но и в повседневной жизни.

Занятие №7 «Телефонный разговор»

Цель: Знакомство участников с правилами ведения разговора по телефону.

Формирование навыков ведения беседы по телефону.

Упражнения:

- «Тука»

- Обсуждение

- «Поговорим»

     На протяжении занятия участники проявили высокую степень активности. Тема занятия оказалась очень актуальной, т.к. трудности в правильном установлении контакта по телефону не возникли только у Рушана Я, Александры Т., Марии А. и Евгения Ф.. К концу занятия отмечалось повышение уровня  компетентности разговора по телефону всех членов группы. Цель занятия была достигнута.

Занятие №8 «Человек в конфликте»

Цель: показать значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение в ходе конфликта; отработать навыки использования воображения для реализации своего эмоционального состояния; понять характер собственных эмоциональных проблем в конфликтах.

Упражнения:

- «Смешной рисунок»

- Работа с ассоциативным рядом „конфликт"

- Работа в группах

- Отработка стрессов

       Занятие было насыщенным. Несмотря на это подростки сохраняли высокую степень активности. В процессе рефлексии занятия Олег К. высказал мнение о том, что полученные на занятии знания и навыки являются важными для него, что они сыграют большую роль в его работе над собой, будут способствовать развитию его личности. Многие другие участники так же высоко оценили значимость умения регулировать свое эмоциональное состояние в конфликте. Цель занятия была достигнута.

Занятие №9 «Основные виды поведения в конфликте и его разрешение»

Цель: сформировать понятие о виде поведения в конфликте; показать основные факторы, его определяющие; научить узнавать и выбирать определенный стиль поведения в конфликте в конкретных ситуациях межличностного взаимодействия.

Упражнения:

- «Икс» и «Игрек»

- «Обсуждение»

- «Карточки»

       На протяжении занятия наблюдалась высокая активность участников. Занятие было продуктивным. Повышение уровня коммуникативных способностей членов группы было на лицо. Это проявлялось в наблюдении за процессом межличностного взаимодействия участников. В процессе рефлексии занятия участники отметили, что наиболее важными умениями, приобретенными на занятии, были умения узнавать и выбирать определенный стиль поведения в конфликте. Цель занятия была достигнута.

Занятие №10 «Эффективная коммуникация как условие принятия группового решения (используется игра „Потерпевшие кораблекрушение")»

Цель: исследовать процесс принятия решений группой; нарабатывать навыки эффективного поведения для достижения согласия при решении групповой задачи; закрепить навыки определения основных стилей поведения в конфликте.

     Занятие прошло продуктивно. Участники показали отличный результат в определении основных стилей поведения в конфликте. При решении групповой задачи члены группы применили полученные ранее знания и умения, учли мнение каждого. Цель занятия была достигнута.

 

    2.3. Анализ и сравнение полученных данных

     3 этап - контрольный эксперимент

С целью выявления изменения уровня коммуникативной компетентности подростков с девиантным поведением, было проведено повторное тестирование.

Использованные методики были те же, что и в первичной диагностике:

1.  Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей

(КОС-1). Авторы В. В. Синявский, Б. А. Федоришин.

2. Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)

Информация о работе Проблемы формирования коммуникативной компетентности подростков с девиантным поведением