Проблемы формирования коммуникативной компетентности подростков с девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Цель: развитие умения выхода из конфликтной ситуации, навыков активного слушания и умения выражать свою точку зрения в группе, гармонизация общения подростков с девиантным поведением.
Задачи:
- рассмотреть круг психолого-педагогической литературы, необходимой для изучения процесса формирования коммуникативной компетентности личности;
- выявить уровень сформированности коммуникативной компетентности подростков с девиантным поведением;
- определить основные способы формирования коммуникативных умений и навыков подростков;

Работа содержит 1 файл

диплом Карины.doc

— 779.00 Кб (Скачать)

Активные групповые методы можно условно объединить в три основные блока:

1)              дискуссионные методы;

2)              игровые методы;

3)              сензитивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятие себя как психофизического единства).

         Благодаря механизму дискуссии со сверстниками подросток отходит от черт эгоцентрического мышления и учится понимать точку зрения другого. Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлечённость участников в решение обсуждаемых проблем. Дискуссия даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, что в свою очередь реализуется в их конкретных действиях.

         Говоря об игровых методах обучения, целесообразно подразделить их на операционные и ролевые. Операционные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм “правильности” и “неправильности” принимаемого решения, т.е. подросток видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события. Ещё больший интерес для совершенствования личности представляют ролевые игры. Именно этот вид игр лёг в основу метода, разработанного профессором М. Форвергом и названного им социально-психологическим тренингом.

В условиях ролевой игры индивида сталкивают с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для его реальной деятельности и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Тогда создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков.      

        Особенностью сензитивного тренинга является стремление к максимальной самостоятельности участников. Основным средством стимуляции группового взаимодействия здесь выступает феномен отсутствия структуры. Трудность описания тренинга состоит в том, что метод основан на актуализации чувств и эмоций, а не интеллекта.

Группа тренинга сензитивности не имеет очевидной цели. В ходе сензитивного тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой они узнают, как они воспринимаются другими членами группы, и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.

Аналитическое наблюдение коммуникативного взаимодействия, как реального, так и представленного в художественной форме, даёт не только возможность “тренировки” приобретённых познавательных средств, но и способствует овладению средствами регуляции собственного коммуникативного поведения. В частности, процесс наблюдения позволяет выявить систему правил, руководствуясь которыми люди организуют своё взаимодействие, понять, какие правила способствуют, а какие препятствуют успешному протеканию коммуникативных процессов. Не случайно наблюдение за коммуникативным поведением других людей рекомендуется в качестве эффективного способа повышения собственной компетентности.

Важным моментом процесса формирования коммуникативных навыков является мысленное проигрывание своего поведения в различных ситуациях. Планирование своих действий “в уме” является составной частью нормального протекающего коммуникативного действия.

       Групповой тренинг, как видно из вышеизложенного, является хотя и весьма эффективным, но далеко не единственным средством развития коммуникативной компетентности. Человек овладевает внутренними средствами регуляции коммуникативных действий, осваивая культурное наследие, наблюдая за поведением других людей, проигрывая в воображении возможные коммуникативные ситуации. Решая вопросы повышения коммуникативного потенциала личности, необходимо использовать весь арсенал имеющихся средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ

 

2.1. Изучение уровня развития коммуникативной компетентности  воспитанников детского дома. Программа формирования коммуникативной компетентности «Я сказал!»

     С целью развития коммуникативных умений и навыков подростков с девиантным поведением была составлена и апробирована коррекционно-развивающая программа «Я сказал!» [Приложение 4].

     Целью данной программы является совершенствование коммуникативных навыков трудных подростков, развитие умения выражать свою точку зрения, умения слышать и понимать собеседника в разговоре, формирование навыков выхода из конфликтных ситуаций.

      Программа состоит из 10 занятий, реализуемых в процессе педагогической практики, на базе ГОУ специального (коррекционного) детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержание программы:

      1 этап - констатирующий эксперимент

      С целью изучения уровня сформированности коммуникативных умений и навыков подростков с девиантным поведением было проведено их диагностическое исследование. В исследовании приняли участие 10 воспитанников семейной группы №4 специального (коррекционного) детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 13-16 лет.

Семейная группа №4:                                              

1

Мария А.

6

Николай П.

2

Илья А.

7

Алексей Р.

3

Владимир Г.

8

Александра Т.

4

Светлана Л.

9

Евгений Ф.

5

Олег К.

10

Рушан Я.

 

 

 

      Для обследования подростков  были использованы следующие методики:

1. Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1). Авторы В. В. Синявский, Б. А. Федоришин [Приложение 1]. Методика разработана для диагностики потенциальных возможностей личности в развитии ее коммуникативных и организаторских способностей. Она базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях (которые знакомы испытуемому по его личному опыту). Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации.

     Мы предлагали подростку ответить на 40 вопросов опросного листа и поставить рядом с каждым вопросом знак «+» при положительном ответе и знак «-« при отрицательном ответе.

     При интерпретации результатов, количественной оценке коммуникативных и организаторских способностей соответствовали качественные характеристики:

     - Испытуемый, получивший оценки 1, имеет крайне низкий уровень проявления организаторских или коммуникативных склонностей.

     - Испытуемый, получивший оценки 2, не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.

      - Испытуемый, получивший оценки 3, стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.

      - Испытуемый, получивший оценки 4, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации.

      - Испытуемый, получивший оценки 5, активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в трудных ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитает принимать самостоятельное решение, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.

      В процессе проведения  диагностики были получены результаты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ результатов диагностики показал, что 20% воспитанников семейной группы №4 имеют низкий уровень развития коммуникативных способностей, 20% - уровень развития коммуникативных способностей ниже среднего, 30% - средний уровень, 30% - высокий. А так же уровень развития организаторских способностей у 10% испытуемых находится на низком уровне, 30% - на уровне ниже среднего, 30% на среднем, 30% на высоком уровне. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что коммуникативные и организаторские способности испытуемых являются недостаточно развитыми и требуют целенаправленной работы, способствующей повышению коммуникативных способностей личности воспитанников.

2. Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)[Приложение 2]. Целью данной методики является определение уровня коммуникабельности личности. Испытуемым был предложен опросник из 16 вопросов. На каждый вопрос предполагалось три варианта ответа: «да», «нет», «иногда». При подсчете набранных испытуемым баллов давалась соответствующая характеристика результатов:

- 30-31 баллов. Испытуемый явно некоммуникабельный, больше всего страдает от этого он сам. Но и окружающим его людям приходится нелегко. На него трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Необходимо быть общительнее, контролировать себя.

- 25-29 баллов. Испытуемый замкнут, неразговорчив, предпочитает одиночество, поэтому у него мало друзей. Необходимость новых контактов если и не ввергает его панику, то надолго выводит из равновесия. Он  знает эту особенность своего характера и бывает недоволен собой.

- 19-24 балла. Испытуемый в известной степени общителен и в незнакомой обстановке чувствует себя вполне уверенно. Новые проблемы его не пугают. И все же с новыми людьми он сходится с оглядкой, в спорах и диспутах участвует неохотно. В его высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания.

- 14-18 баллов. У испытуемого нормальная коммуникабельность. Он любознателен, охотно слушает интересного собеседника, достаточно терпелив в общении, отстаивает свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идет на встречу с новыми людьми. В то же время не любит шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у него раздражение.

Информация о работе Проблемы формирования коммуникативной компетентности подростков с девиантным поведением