Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 13:41, курсовая работа
Цель данной работы: на основе анализа литературы по теме исследования, выявить наиболее эффективные способы социально – педагогической деятельности по адаптации первоклассников к школе.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
изучить сущность и содержание понятия «адаптация»;
разработать рекомендации по учёту особенностей адаптации младших школьников в воспитательной работе.
Введение…………………………………………………………………………….......3
Глава I.Школьная адаптация как психолого-педагогическая проблема……………5
1.1.Возрастные особенности младших школьников…………………………............5
1.2. Сущность школьной адаптации первоклассников…………….............……….10
Глава II. Социально-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе……………………………..……………………………………....….............20
Заключение……………………………………………………....................................29
Список литературы…………………………………………………………….……..31
Во втором полугодии первого класса разворачивается работа, направленная прежде всего на выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении или самочувствии в школьных ситуациях, и оказание им необходимой помощи. Кроме того, осуществляется серьёзная методическая работа педагогов по совершенствованию процесса и содержания преподавания с учётом результатов психолого-педагогической диагностики. Таким образом, основные задачи данного этапа работы:
1) Определение уровня школьной адаптации первоклассников;
2) Создание психолого-педагогических условий для решения проблем обучения, поведения и психологического самочувствия школьников, испытывающих трудности в процессе школьной адаптации.
Деятельность педагогов и психологов разворачивается в следующих направлениях:
- психолого-педагогическая диагностика уровня и содержания школьной адаптации первоклассников;
- проведение психолого-педагогического консилиума по итогам диагностики с разработкой стратегии и тактики сопровождения каждого ребёнка и в первую очередь тех школьников, которые испытывают трудности в адаптации;
- проведение просветительской и консультативной работы с родителями, индивидуальное консультирование наиболее трудных случаев;
- организация педагогической помощи школьника, испытывающим трудности в адаптации;
- организация социально-психологической помощи детям, испытывающим трудности в адаптации.
Цель диагностической работы на данном этапе может быть определена, как получение необходимой информации о психолого-педагогическом статусе первоклассников для предупреждения и преодоления трудностей периода адаптации к школьному обучению. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
- определение уровня социально-психологической адаптации учащихся первого класса;
- выявление группы школьников, испытывающих трудности в адаптации и определение характера и природы синдрома дезадаптации в каждом случае;
- определение путей оказания помощи детям, испытывающим трудности в процессе адаптации;
- определение путей и способов психолого-педагогической поддержки школьников, успешно адаптировавшихся в школьной среде.
Содержание
диагностической деятельности полностью
определяется поставленными задачами
и целью психолого-педагогического сопровождения.
Социально-педагогическая ситуация, в
которую попадает ребёнок с начала обучения
в 1-ом классе, предъявляет определённые
требования к уровню развития и содержанию
названных выше характеристик. Соответствие
психолого-педагогического статуса ребёнка
предъявляемым ему школьным требованиям
рассматривается нами как показатель
адаптации. Недостаточное развитие важнейших
характеристик психического состояния
и поведения ребёнка, их содержательное
несоответствие предъявляемым требованиям
будет служить индикатором социально-психологической
школьной дезадаптации ребёнка.
Таким образом, на содержательном уровне проводимая диагностическая работа направлена на выявление уровня развития важнейших показателей психолого-педагогического статуса ребенка и их соотнесение с системой школьных требований, предъявляемых к ученику первого класса. Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе ребёнка и его соответствии школьным требованиям на рассматриваемом этапе сопровождения являются: экспертные опросы педагогов и родителей; психологическое обследование самих детей; анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.
На основании изученной литературы по теме исследования можно сделать вывод, что в обеспечение комфортности обучения большую роль играют взрослые участники образовательного процесса – учителя, родители, психологи, социальные педагоги. Личностные качества педагогов, сохранение тесных эмоциональных контактов малышей со взрослыми, постоянное и дружелюбное, конструктивное взаимодействие педагогов и родителей – залог создания и развития общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его – высокими.
Заключение
Начало
обучения в школе – один из наиболее
сложных и ответственных
Этот момент является новым возрастным
периодом в жизни ребенка, ведущей деятельностью
которого становится учебная деятельность.
На основе этой деятельности развиваются
психологические новообразования: в центр
сознания выдвигается мышление, происходит
переход к стадии формальных операций,
развивается память. В этот период восприятие
становится более анализирующим, принимает
характер организованного обучения, эмоциональное
состояние начинает влиять на отношения
с товарищами. Младший школьник становится
импульсивным, появляется склонность
незамедлительно действовать, общая недостаточность
воли.
К окончанию
начальной школы у ребенка
формируется трудолюбие, прилежание,
дисциплинированность, аккуратность,
изменяется отношение к учебной деятельности,
формируется интерес к результатам своего
труда, произвольность.
Приступая к какой – либо деятельности,
человек адаптируется к новым условиям,
постепенно привыкает к ним. В этом ему
помогает накопленный опыт, который с
возрастом расширяется и обогащается.
Адаптация
к школе – перестройка
Оптимальный
адаптационный период составляет один-два
месяца. В зависимости от различных
факторов уровень адаптации детей к новым
условиям может быть разным: высоким, нормальным
и низким. Адаптация ребенка к школе –
процесс не односторонний: не только новые
условия воздействуют на малыша, но и сам
он пытается изменить социально – психологическую
ситуацию.
Главная роль в создании благоприятного климата в классе принадлежит учителю. Ему необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассникам. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, школьного психолога и социального педагога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.
Целью социально – педагогической деятельности является создание педагогических условий, позволяющих ребенку функционировать и развиваться в школьной системе отношений. Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе осуществляется работой психолога, социального педагога, классного руководителя, а также работой с семьей. В обеспечении комфортности обучения большую роль играют взрослые участники образовательного процесса.
Создание и развитие общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его – высоким.
Информация о работе Проблемы адаптации детей младшего школьного возраста