Проблемы адаптации детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: на основе анализа литературы по теме исследования, выявить наиболее эффективные способы социально – педагогической деятельности по адаптации первоклассников к школе.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
изучить сущность и содержание понятия «адаптация»;
разработать рекомендации по учёту особенностей адаптации младших школьников в воспитательной работе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….......3
Глава I.Школьная адаптация как психолого-педагогическая проблема……………5
1.1.Возрастные особенности младших школьников…………………………............5
1.2. Сущность школьной адаптации первоклассников…………….............……….10
Глава II. Социально-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе……………………………..……………………………………....….............20
Заключение……………………………………………………....................................29
Список литературы…………………………………………………………….……..31

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Педагогика.docx

— 66.69 Кб (Скачать)

Во втором полугодии первого класса разворачивается  работа, направленная прежде всего на выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении или самочувствии в школьных ситуациях, и оказание им необходимой помощи. Кроме того, осуществляется серьёзная методическая работа педагогов по совершенствованию процесса и содержания преподавания с учётом результатов психолого-педагогической диагностики. Таким образом, основные задачи данного этапа работы:

1) Определение уровня школьной адаптации первоклассников;

2) Создание психолого-педагогических условий для решения проблем обучения, поведения и психологического самочувствия школьников, испытывающих трудности в процессе школьной адаптации.

Деятельность  педагогов и психологов разворачивается  в следующих направлениях:

- психолого-педагогическая диагностика уровня и содержания школьной адаптации первоклассников;

- проведение психолого-педагогического консилиума по итогам диагностики с разработкой стратегии и тактики сопровождения каждого ребёнка и в первую очередь тех школьников, которые испытывают трудности в адаптации;

- проведение просветительской и консультативной работы с родителями, индивидуальное консультирование наиболее трудных случаев;

- организация педагогической помощи школьника, испытывающим трудности в адаптации;

- организация социально-психологической помощи детям, испытывающим трудности в адаптации.

Цель  диагностической работы на данном этапе  может быть определена, как получение необходимой информации о психолого-педагогическом статусе первоклассников для предупреждения и преодоления трудностей периода адаптации к школьному обучению. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

- определение уровня социально-психологической адаптации учащихся первого класса;

- выявление группы школьников, испытывающих трудности в адаптации и определение характера и природы синдрома дезадаптации в каждом случае;

- определение путей оказания помощи детям, испытывающим трудности в процессе адаптации;

- определение путей и способов психолого-педагогической поддержки школьников, успешно адаптировавшихся в школьной среде.

Содержание  диагностической деятельности полностью  определяется поставленными задачами и целью психолого-педагогического сопровождения.  
Социально-педагогическая ситуация, в которую попадает ребёнок с начала обучения в 1-ом классе, предъявляет определённые требования к уровню развития и содержанию названных выше характеристик. Соответствие психолого-педагогического статуса ребёнка предъявляемым ему школьным требованиям рассматривается нами как показатель адаптации. Недостаточное развитие важнейших характеристик психического состояния и поведения ребёнка, их содержательное несоответствие предъявляемым требованиям будет служить индикатором социально-психологической школьной дезадаптации ребёнка.

Таким образом, на содержательном уровне проводимая диагностическая работа направлена на выявление уровня развития важнейших показателей психолого-педагогического статуса ребенка и их соотнесение с системой школьных требований, предъявляемых к ученику первого класса. Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе ребёнка и его соответствии школьным требованиям на рассматриваемом этапе сопровождения являются: экспертные опросы педагогов и родителей; психологическое обследование самих детей; анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.

На основании  изученной литературы по теме исследования можно сделать вывод, что в  обеспечение комфортности обучения большую роль играют взрослые участники образовательного процесса – учителя, родители, психологи, социальные педагоги. Личностные качества педагогов, сохранение тесных эмоциональных контактов малышей со взрослыми, постоянное и дружелюбное, конструктивное взаимодействие педагогов и родителей – залог создания и развития общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его – высокими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Начало  обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу.  
Этот момент является новым возрастным периодом в жизни ребенка, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. На основе этой деятельности развиваются психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление, происходит переход к стадии формальных операций, развивается память. В этот период восприятие становится более анализирующим, принимает характер организованного обучения, эмоциональное состояние начинает влиять на отношения с товарищами. Младший школьник становится импульсивным, появляется склонность незамедлительно действовать, общая недостаточность воли.

К окончанию  начальной школы у ребенка  формируется трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность, изменяется отношение к учебной деятельности, формируется интерес к результатам своего труда, произвольность.  
Приступая к какой – либо деятельности, человек адаптируется к новым условиям, постепенно привыкает к ним. В этом ему помогает накопленный опыт, который с возрастом расширяется и обогащается.

Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Для достижения эффективности в обучении необходимо формировать положительное эмоциональное отношение к занятиям.

Оптимальный адаптационный период составляет один-два  месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым  
условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким. Адаптация ребенка к школе – процесс не односторонний: не только новые условия воздействуют на малыша, но и сам он пытается изменить социально – психологическую ситуацию.

Главная роль в создании благоприятного климата  в классе принадлежит учителю. Ему  необходимо постоянно работать над  повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассникам. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, школьного психолога и социального педагога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

Целью социально  – педагогической деятельности является создание педагогических условий, позволяющих ребенку функционировать и развиваться в школьной системе отношений. Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе осуществляется работой психолога, социального педагога, классного руководителя, а также работой с семьей. В обеспечении комфортности обучения большую роль играют взрослые участники образовательного процесса.

Создание  и развитие общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его – высоким.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Алфёров А.Д. Психология развития школьников: учебное пособие по психологии/А.Д. Алфёров. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 384 с.
  2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1968. 463 с.
  3. Большой психологический словарь /Под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко, - СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2003. 672 с. 
  4. Волков Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов. М.: Гардарики, 2007. 512 с.
  5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для ВУЗов.- М.: Логос, 2001. - 384 с.
  6. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. М.: Просвещение, 1988. 190 с.
  7. Крысько В.Г. Социальная психология: учебник для студентов высших учебных заведений/В.Г. Крысько. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 448 с.
  8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. М.: ТЦ Сфера, 2004. 464 с.
  9. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Книга 2/Р.С. Немов. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 496 с.
  10. Новосельцев В.И. Особенности формирования ответственности у младших школьников/В.И. Новосельцев//Начальная школа. 2006. - 5. С. 24-30.
  11. Педагогика /Под редакцией С.А. Смирнова.- 4-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 512 с.
  12. Педагогический словарь/Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.
  13. Психология развивающейся личности /Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. 240 с.
  14. Салмина Н.Г. Социально желательное поведение детей и построение отношений/Н.Г. Салмина//Вопросы психологии. 2007. - 4. С. 24-35.
  15. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. М.: Просвещение, 1988. 207 с.
  16. Хрипкова А.Г. Девочка-подросток-девушка / А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. М.: Просвещение, 1981. 128 с.
  17. Хрипкова А.Г. Мальчик-подросток-юноша / А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. М.: Просвещение, 1982. 207 с.

 

Информация о работе Проблемы адаптации детей младшего школьного возраста