Проблемы адаптации детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: на основе анализа литературы по теме исследования, выявить наиболее эффективные способы социально – педагогической деятельности по адаптации первоклассников к школе.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
изучить сущность и содержание понятия «адаптация»;
разработать рекомендации по учёту особенностей адаптации младших школьников в воспитательной работе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….......3
Глава I.Школьная адаптация как психолого-педагогическая проблема……………5
1.1.Возрастные особенности младших школьников…………………………............5
1.2. Сущность школьной адаптации первоклассников…………….............……….10
Глава II. Социально-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе……………………………..……………………………………....….............20
Заключение……………………………………………………....................................29
Список литературы…………………………………………………………….……..31

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Педагогика.docx

— 66.69 Кб (Скачать)

На основании  изученной литературы по теме исследования можно сделать следующий вывод: для достижения эффективности в  обучении детей 6 – 7 лет необходимо формировать положительное, эмоциональное  отношение к занятиям. Руководство  деятельности детей первого года обучения в школе следует осуществлять широко используя (особенно в первом полугодии) методы дошкольного воспитания, с частичным применением школьных методов. Необходимо соблюдать преемственность дошкольных и школьных методов работы при формировании коллектива детей первых классов и организации их межличностного общения, организовывать деятельность младших школьников, т.к положительно складывается на психологической адаптации детей к новым условиям, формировать способность к ролевому и личностному общению.

Необходимо  учитывать индивидуальные возрастные особенности, которые проявляются  в уровне обучаемости в темпе  усвоения знаний, отношений к интеллектуальной деятельности и др., т.к они могут привести к дезадаптации.  
 

Глава II. Социально –  педагогическая деятельность по адаптации  первоклассников к школе

Цель  социально - педагогической деятельности – создание педагогических и социально  – психологических условий, позволяющих  ребёнку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений). Цель может быть достигнута за счёт последовательного решения педагогическим коллективом и психологами школы задач:

1) Выявление особенностей психолого-педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.

2) Создание системы психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их первичной школьной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.

3) Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.

Итак, для  того чтобы помочь ребёнку почувствовать  себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития, педагогам и психологам необходимо знать ребёнка и строить учебно-воспитательный процесс, исходя из его индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей. Помогать ребёнку сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.

Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к  школе осуществляется работой психолога, социального педагога, классного  руководителя, а также ведется работа с семьей для выявления уровня подготовки школьников. 

В рамках этой работы осуществляются следующие направления деятельности:

- психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьников. Такая диагностика в течение первого года проводится два раза – на этапе поступления (зачисления) ребенка в школу и в середине первого класса;

- развивающая психологическая и педагогическая работа. Она осуществляется в течение всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы;

- консультативная работа с педагогами и родителями. Она осуществляется психологом, связана, в основном, с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или психического самочувствия;

- методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Осуществляется педагогами, совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого-педагогического статуса первоклассников;

- психокоррекционная работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации. Эти трудности могут проявляться в поведении, обучении, самочувствии ребёнка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной психокоррекционной работы;

- организационно-консультативная работа со школьной администрацией, направленная на совершенствование процесса управления учебно-воспитательным процессом, создание социальных и педагогических школьных условий, способствующих успешной адаптации.

Все обозначенные выше направления работы в рамках социально – педагогической деятельности на этапе школьной адаптации наполняются конкретным содержанием в соответствии с тем или иным этапом работы. В целом теоретически, могут быть выделены следующие основные этапы.

Первый  этап - поступление ребёнка в школу. Он начинается в марте – апреле месяце одновременно с записью (или отбором) детей в школу и заканчивается в начале сентября месяца. В рамках этого этапа предполагается:

1) проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребёнка. Как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых учебных навыков у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй диагностический тур. Он направлен на выявление причин низких результатов. В ряде случаев, второй диагностический срез осуществляется в конце лета – начале июня. Такая уточняющая диагностика более эффективна осенью, перед началом обучения или в первые недели занятий;

2) проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ сообщить родителям некоторую полезную информацию по организации последних месяцев жизни ребёнка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации, прежде всего, проводятся для родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и могут испытывать трудности в приспособлении к школе;

3) групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер;

4) проведение психолого-педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация определённого подхода к комплектованию классов.

Второй  этап – первичная адаптация детей  в школе. Без преувеличения его  можно назвать самым сложным  для детей и самым ответственным  для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

1) проведение консультативной и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям;

2) проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системы требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом;

3) организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленных в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения;

4) организация педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится как правило воспитателями, педагогами во внеурочное время. Основной формой её проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определённой логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение и др.;

5) организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Такая групповая работа строится как продуманная система занятий с фиксированной мини-группой школьников (не более 10-ти человек);

5) аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

Третий  этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия первого класса и предполагает следующее:

1) проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление группы школьников, испытывающих трудности в школьном обучении, общении с педагогами и сверстниками, самочувствии;

2) индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики;

3) просвещение и консультирование педагогов по вопросам обучения и общения с отдельными школьниками и детьми данного возраста в целом;

4) организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учётом данных психодиагностики.  
Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности;

5) организация групповой психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении;

6) аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведённой в течение полугодия и года в целом работы.  
Более подробно рассмотрим каждый из выше указанных этапов.

1. Поступление ребёнка в школу. Первая задача – выявить уровень его готовности к школьному обучению и те индивидуальные особенности, общения, поведения, которые необходимо учесть в процессе обучения и общения в школьной среде. Вторая задача – по возможности скомпенсировать, устранить, восполнить пробелы, то есть повысить уровень школьной готовности к моменту прихода в первый класс. Третья – продумать стратегию и тактику обучения ребёнка с учётом выявленных особенностей и возможностей. В соответствии с этим можно выделить и основные направления работы: психолого-педагогическая диагностика; консультирование и просвещение родителей; консультирование педагогов по вопросам комплектования класса и обучения отдельных учеников.

 

В настоящее  время проблема школьной готовности глубоко проработана в отечественной  педагогической и психологической  литературе. Готовность к школе – сложный целостный феномен, характеризующий психофизиологическое состояние будущего школьника в целом. Среди её различных психологических параметров наибольшее значение имеют когнитивная готовность – сформированность важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих успешно осуществлять необходимую первокласснику умственную учебную деятельность, мотивационная готовность – сформированность внутренней позиции школьника и социальная готовность – способность занять социально одобряемую и продуктивную позицию в общении с педагогом и одноклассниками.

2. Первичная адаптация ребёнка в школе. Как уже говорилось выше, термином "первичная адаптация" обозначается период, длящийся ориентировочно первое полугодие обучения в школе. Именно на этот период приходится основная работа педагогического коллектива, психологов, родителей школьников, направленная на быстрейшее привыкание детей к школе, приспособление к ней как среде своего развития и жизнедеятельности. Психолого-педагогическое сопровождение в этот период руководствуется следующими задачами: создание условий для социально-психологической адаптации детей в школе, их всестороннего социально-нравственного развития (создание сплочённого классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.); повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию; адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально личностным возможностям и потребностям учеников. Соответственно выделяются и основные направления работы: консультирование и просвещение педагогов; консультирование и просвещение родителей; педагогическая развивающая работа по социально-психологической адаптации; психологическая развивающая работа по повышению уровня школьной готовности; методическая педагогическая работа по анализу и модификации процесса обучения с учётом данных о возможностях и перспективах обучения конкретных учеников.

Информация о работе Проблемы адаптации детей младшего школьного возраста