Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 13:41, курсовая работа
Цель данной работы: на основе анализа литературы по теме исследования, выявить наиболее эффективные способы социально – педагогической деятельности по адаптации первоклассников к школе.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
изучить сущность и содержание понятия «адаптация»;
разработать рекомендации по учёту особенностей адаптации младших школьников в воспитательной работе.
Введение…………………………………………………………………………….......3
Глава I.Школьная адаптация как психолого-педагогическая проблема……………5
1.1.Возрастные особенности младших школьников…………………………............5
1.2. Сущность школьной адаптации первоклассников…………….............……….10
Глава II. Социально-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе……………………………..……………………………………....….............20
Заключение……………………………………………………....................................29
Список литературы…………………………………………………………….……..31
Л.С. Выгодский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.
Ребенок
7–8 лет обычно мыслит конкретными
категориями.
Затем происходит переход к стадии формальных
операций, которая связана с определенным
уровнем развития способности к обобщению
и абстрагированию. К моменту перехода
в среднее звено школьники умеют самостоятельно
рассуждать, делать выводы, сопоставлять,
анализировать, устанавливать простые
закономерности.
Если учащиеся 1-2-го класса выделяют, прежде всего, внешние признаки, характеризующие действие объекта или его назначение, то 3-4-му классу школьники уже начинают опираться на знания, представления, сложившиеся в процессе обучения.
Младший школьник в своем развитии идет от анализа отдельного предмета, явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями. Последнее есть необходимая предпосылка понимания школьником явлений окружающей жизни.
Особые
трудности возникают у учащихся
в понимании причинно-
Развитие теоретического мышления, т.е. мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии (исследование природы самих понятий), которая преображает познавательную деятельность и характер отношений к другим людям и к самому себе.
Под влиянием
обучения память развивается в двух
направлениях:
усиливается роль и удельный вес словесно-логического,
смыслового запоминания; ребенок овладевает
возможностью сознательно управлять своей
памятью и регулировать ее проявления
(запоминание, воспроизведение, припоминание).
В связи
с относительным преобладанием
первой сигнальной системы у младших
школьников более развита наглядно-
Ребенок еще плохо владеет речью, ему легче заучить все, чем воспроизводить текст своими словами. Дети еще не умеют организовывать смысловое запоминание: разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста. К переходу в среднее звено у учащегося должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательства, аргументации, логических схем рассуждений. Очень важно научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с определенной установкой, то этот материал запоминается быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее.
У мальчиков и девочек младшего школьного возраста есть некоторые различия в запоминании. Девочки умеют заставить себя, настроить на запоминание, их произвольная механическая память лучше, чем у мальчиков. Мальчики оказываются более успешными в овладении способами запоминания, поэтому в ряде случаев их опосредованная память оказывается более эффективной, чем у девочек.
В процессе обучения восприятие становится более анализирующим, более дифференцированным, принимает характер организованного наблюдения; изменяется роль слова в восприятии. У первоклассников слово по преимуществу несет назывную функцию, т.е. является словесным обозначением после узнавания предмета; у учащихся более старших классов слово-название является скорее самым общим обозначением объекта, предшествующим более глубокому его анализу.
В развитии восприятия велика роль учителя, который специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.
Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Если старший школьник может заставить себя сосредоточиться на неинтересной, трудной работе ради результата, который ожидается в будущем, то младший школьник обычно может заставить себя упорно работать лишь при наличии "близкой" мотивации (похвалы, положительной отметки).
В младшем
школьном возрасте внимание становится
концентрированным и устойчивым
тогда, когда учебный материал отличается
наглядностью, яркостью, вызывает у
школьника эмоциональное
Изменяется
содержание внутренней позиции детей.
Она в переходный период в большей
степени определяется взаимоотношениями
с другими людьми, прежде всего со сверстниками.
В этом возрасте появляются притязания
детей на определенное положение в системе
деловых и личностных взаимоотношений
класса, формируется достаточно устойчивый
статус ученика в этой системе.
На эмоциональное состояние ребенка все
в большей степени начинает влиять то,
как складываются его отношения с товарищами,
а не только успехи в учебе и отношения
с учителями. Существенные изменения происходят
в нормах, которыми регулируются отношения
школьников друг другу. Если в младшем
школьном возрасте эти отношения регламентируются
в основном нормами "взрослой" морали,
т.е. успешностью в учебе, выполнением
требований взрослых, то к 9–10 годам на
первый план выступают так называемые
"стихийные детские нормы", связанные
с качествами настоящего товарища. При
правильном развитии школьников две системы
требований - к позиции ученика и позиции
субъекта общения, т.е. товарища, - не должны
противопоставляться. Они должны выступать
в единстве, в противном случае вероятность
появления конфликтов и с учителями, и
со сверстниками достаточно велика.
В начале обучения самооценка школьника формируется учителем на основе результатов учебы. К окончанию начальной школы все привычные ситуации подвергаются корректировке и переоценке другими детьми. При этом во внимание принимаются не учебные характеристики, а качества, проявляющиеся в общении. От 3-го к 4-му классу резко возрастает количество негативных самооценок.
Недовольство собой у детей этого возраста распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебную деятельность. Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших школьников потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.
Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина - возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли - школьник 7–8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности. Капризность и упрямство объясняются недостатками семейного воспитания: ребенок привык, чтобы все его желания и требования удовлетворялись. Капризность и упрямство - своеобразная форма протеста ребенка против тех требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, чего "хочется", во имя того, что "надо".
К окончанию начальной школы у ребенка формируются: трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность. Постепенно развиваются способность к волевой регуляции своего поведения, умение сдерживаться и контролировать свои поступки, не поддаваться непосредственным импульсам, растет настойчивость. Ученики 3–4-х классов способны в результате борьбы мотивов отдавать предпочтение мотиву долженствования.
К окончанию
начальной школы изменяется отношение
к учебной деятельности. Сначала
у первоклассника формируется интерес
к самому процессу учебной деятельности
(первоклассники могут увлеченно и старательно
делать то, что им в жизни никогда не пригодится,
например срисовывать японские иероглифы).
Затем формируется интерес к результату
своего труда: мальчик на улице впервые
самостоятельно прочитал вывеску, был
очень рад. После возникновения интереса
к результатам учебного труда у первоклассников
формируется интерес к содержанию учебной
деятельности, потребность приобретать
знания.
Формирование интереса к содержанию учебной
деятельности, приобретению знаний связано
с переживанием школьниками чувства удовлетворения
от своих достижений. А стимулирует это
чувство одобрение учителя, взрослого,
подчеркивание даже самого небольшого
успеха, продвижения вперед. В целом за
время обучения ребенка в начальном звене
школы у него должны сформироваться следующие
качества: произвольность, рефлексия,
мышление в понятиях; он должен успешно
освоить программу; у него должны быть
сформированы основные компоненты деятельности;
кроме этого должен появиться качественно
новый, более "взрослый" тип взаимоотношений
с учителями и одноклассниками.
1.2 Сущность школьной адаптации первоклассников
Начало
обучения в школе – один из наиболее
сложных и ответственных
Адаптация
– это 1) приспособление строения и
функций организма, его органов и клеток
к условиям среды, направленное на сохранение
гомеостаза; 2) приспособление органов
чувств к особенностям воздействующих
стимулов для их оптимального восприятия
и предохранения рецепторов от перегрузки.
Адаптация может быть психологическая,
сенсорная, социальная. Социальная адаптация
является одним из видов адаптации, под
которой понимается постоянный процесс
интеграции индивида в общество, процесс
активного приспособления индивида к
условиям среды социальной, а также результат
этого процесса.
В рамках социальной адаптации может быть
выделена адаптация ребенка к школе, потому
что под школьной адаптацией понимается
сложный процесс приспособления ребенка
к школе и школы к ребенку. Приступая к
какой-то деятельности, человек адаптируется
к новым условиям, постепенно привыкает
к ним. В этом ему помогает накопленный
опыт, который с возрастом расширяется
и обогащается.
Адаптация
к школе – перестройка
дошкольником, но для него она носила второстепенный
характер, т.к ведущей выступала игра;
мотивы учебной деятельности дошкольника
также были преимущественно игровыми.
Режим школьных
занятий требует гораздо более
высокого, чем в дошкольном детстве,
уровня произвольности поведения. Необходимость
налаживать и поддерживать взаимоотношения
с педагогами и сверстниками в ходе совместной
деятельности требует развитых навыков
общения. В этой связи особую важность
приобретает готовность к школьному обучению,
которая должна быть сформирована у старших
дошкольников. Дети, имеющие достаточный
опыт общения, с развитой речью, сформированными
познавательными мотивами и умением произвольно-волевой
регуляции поведения, легко адаптируются
к школьным условиям.
Часто в более выигрышных условиях оказываются
дети, посещавшие детский сад, поскольку
там элементы готовности к школьному обучению
целенаправленно формируются педагогическим
воздействием. Дети, не посещавшие дошкольные
учреждения, пользовались более пристальным
и индивидуализированным вниманием родителей.
Они, как правило, обладают определенными
преимуществами в познавательной сфере,
но часто не имеют достаточного опыта
взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической
личностной позиции. Затруднения, возникающие
вследствие недостаточной готовности
к школе, могут быть причиной дезадаптации
ребенка. Неспособность к адекватному
поведению и неудачи в учебной деятельности,
закрепляясь, способствуют возникновению
так называемых школьных неврозов.
В первые
учебные недели может закладываться
основа для развития в будущем слабой
успеваемости, поэтому многие исследователи
большое значение придают вопросам школьной
готовности, а также адаптации первоклассника
к новым условиям систематического обучения
в коллективе сверстников (М.М. Безруких,
Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В.
Дубровина, С.П. Ефимова, И.А. Коробейников,
Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, Д.Б. Эльконин).
В большинстве работ констатируется, что
слабоуспевающих учащихся характеризуют
следующие личностные свойства: неспособность
к обобщению, слабая осознанность мыслительной
деятельности; инертность, косность, пассивность,
подражательность ума, явное несоответствие
между уровнем интуитивно-практического
и словесно-логического мышления.
Информация о работе Проблемы адаптации детей младшего школьного возраста