Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 20:43, курсовая работа
Цель данной работы – рассказать о сути и методах проблемного обучения и рассмотреть его практическое применение. Теория проблемного обучения разрабатывается в отечественной и мировой педагогике с середины 50-х годов XX столетия. Сегодня теория проблемного обучения — достаточно глубоко разработанная и стройная отрасль педагогической науки.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
Часть I. Проблемное обучение. Теоретическое введение………………3
1.1.Проблемное изложение…………………………………………6
1.2. Эвристическая беседа…………………………………….…….7
1.3. Исследовательский метод обучения…………………………..9
Часть II. Практическое применение проблемного обучения……………12
План-конспект урока №1…………………………………….12
План-конспект урока №2…………………………………….17
План-конспект урока №3…………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………33
ЛИТЕРАТУРА…………………………………
Обобщив ответы учащихся, учитель предлагает прейти к непосредственному анализу внутренней политики Павла I , заполняя по ходу следующую таблицу:
Внутренняя политика Павла I
Мероприятие |
Итог |
Указ о престолонаследии (7 апреля 1797 г .) |
|
Изменение системы местного управления
|
|
Политика по отношению к дворянству
|
|
Политика по отношению к крестьянам
|
|
Преобразования в армии
|
|
Преобразования в области духовной жизни и культуры
|
|
С целью экономии времени основные мероприятия заранее занесены в таблицу, которая в виде распечатки подготовлена для каждого учащегося.
а) Начать анализ целесообразно с указа о престолонаследии. ( Презентация, слайд №14 ) Изложив его суть, необходимо выявить его значение.
б) Изменения в системе местного управления ( Презентация, слайд № 15 ) анализируются по следующим вопросам:
в) Характеризуя мероприятия политики по отношению к дворянству ( Презентация, слайд № 16 ), учитель привлекает следующий дополнительный материал.
Вопросы классу:
г) Анализ политики по отношению к крестьянству ( Презентация, слайд № 17 ) можно начать с вопросов:
Ответы на второй вопрос
заслушиваются после
Впервые в истории страны крепостным приказано было присягать вместе с вольными, раньше за них это делали помещики. Армия сократилась примерно на 1/3. Крестьянам прощена недоимка в размере 7.5 млн. рублей. Это 1/10 бюджета страны. Недоимка покрывалась за счёт обложения благородного сословия. Разрешены были крестьянские жалобы. У царского дворца одно время стоял ящик, куда всякий мог бросить жалобу или прошение. Провисел он недолго, т.к. некоторые использовали его для сведения личных счётов, какие-то шутники стали бросать туда карикатуры на царя. Запрещалась продажа крестьян без земли. Барщина была ограничена тремя днями, но указ, вводивший это изменение, был изложен в форме поучения. Крестьянам было предписано безропотно повиноваться помещикам. Для усмирения волнений направлялись войска, которые жестоко расправлялись с восставшими.
Ответы обобщаются, и учащиеся переходят к анализу преобразований в армии.
д) Сообщая о введении в армии таких прусских порядков, как: новая форма, копирующая прусскую армию; парики, пропитанные салом; напудренные букли и косы; муштра; палочная дисциплина; новые уставы, учитель задаёт классу вопрос:
Далее учащиеся знакомятся с извлечением из приказов по армии, отданных императором Павлом I и отвечают на вопросы:
Извлечение из приказов по армии, отданных императором Павлом I
7 XI 1796 г . 9 XI 1796 г . 1 I 1797 г . 21 I 1797 г . 3 V 1797 г . |
Камер-паж Нелидов производится в майоры В подполковники В полковники В генерал-адьютанты В тайные советники |
1 XII 1796 г . 8 XII 1796 г . 21 XII 1796 г . |
Ген. Вязмитинов назначается военным губернатором в Каменец-Подольске В Киев Военным комендантом в г. Санкт-Петербург |
1 I 1797 г . 5 II 1797 г . 1 III 1797 г . 9 IX 1797 г . |
Его императорское величество желает на сей новый год всему войску всякого благополучия. Выключаются из службы: 5 генералов, 13 бригадиров, 29 полковников, 20 подполковников и 5 майоров. Не сказано за что. Исключены из службы гг. майоры Ермолов, Багговут, Дохтуров, Коновицын, Ламберт, Сакен, Тормасов, Бенигсен, за незнание службы Уволены в один день: 3 полных генералов, 3 генерал-лейтенантов, 9 генерал-майоров, 68 обер-офицеров гвардейских полков, 90 унтер-офицеров, и одного Преображенского полка 120 человек. |
3 II 1799 г . 8 II 1800 г . 26 XI 1800 г . |
Выговор Кутузову и фельдмаршалу графу Салтыкову, за незнание службы. Умершему генералу Врангелю в пример другим строжайший выговор. Фельдмаршал князь Репнин уволен от службы, не сказано за что. |
Но, не смотря на явно отрицательный характер подобных преобразований, солдаты любили Павла.
- Как вы думаете, почему?
Ответ учащиеся смогут дать при внимательном ознакомлении со всеми мероприятиями, проведёнными в армии. (Презентация, слайд № 18).
Подводя итоги этому направлению внутренней политики Павла I , учитель акцентирует внимание на необходимости посмотреть армию в боевых условиях (внешней политике будет посвящён следующий урок).
ж) В заключение анализируются преобразования в области духовной жизни и культуры. ( Презентация, слайд № 19 ) Эта сфера наиболее близка и понятна учащимся, поэтому здесь необходимо выразить личностное отношение к подобным изменениям и выявить, в чём же состоит опасность, на первый взгляд, невинных, мелких запретов. Таких как:
III . Заключительная часть урока.
Слово учителя.
Вернёмся к началу урока. Так кем же был Павел I , и за что он был убит в ночь с 11 на 12 марта 1801 года?
Ответ на первую часть вопроса учащимся предложено дать в виде синквейна. Желающие зачитывают его в конце урока. Рекомендуется при этом воздержаться от выбора «правильной» оценки личности Павла I .
В качестве синквейна, написанного учащимися, можно привести следующий пример:
Павел I
Романтичный, деспотичный.
Отменяет, запрещает, разрешает.
Твои преобразования противоречивы.
Неудавшийся реформатор.
Домашнее задание
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемное обучение
— система методов и средств
обучения, основой которого выступает
моделирование реального
Различают три формы проблемного обучения: проблемное изложение, когда учитель сам ставит проблему и решает ее; совместное обучение (эвристическая беседа), при котором учитель ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися; творческое обучение (исследовательский метод), при котором учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение.
Несмотря на совершенно явные достоинства проблемного обучения перед непроблемным, ни на каком этапе школьное обучение не может строиться целиком как проблемное. Для этого потребовалось бы много времени, намного больше, чем возможно выделить на обучение того или иного предмета. Поэтому возникает педагогическая проблема отбора фрагментов школьного курса информатики (отдельных разделов, тем, пунктов) для осуществления проблемного обучения. Этот отбор требует проведения логико-дидактического анализа учебного материала, выяснения возможности постановки основных или других типов проблем, их эффективности в достижении целей обучения. Во многом это зависит и от конкретных условий работы в том или ином классе.
Изложение учебного материала в школьных учебниках редко приспособлено для проблемного обучения. Но учебные тексты могут быть легко переработаны для осуществления такого обучения.
1. Брызгалова С. И.
Проблемное обучение в
2. Каптелинин В. Н. Психология и педагогическая
практика. М., 2000 г.
3. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его
исследования. М., 1958.
4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в
мышлении и обучении. М., 1972.
5. А. К. Колеченко. Энциклопедия педагогических
технологий. СПб. 2004 г.
6. А. Т. Степанищев. Методический справочник
учителя истории. М.: ВЛАДОС, 2001 год.
7. Журнал «Преподавание истории в школе»
№1 (2003), №4 (2004).