Проблемное обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассказать о сути и методах проблемного обучения и рассмотреть его практическое применение. Теория проблемного обучения разрабатывается в отечественной и мировой педагогике с середины 50-х годов XX столетия. Сегодня теория проблемного обучения — достаточно глубоко разработанная и стройная отрасль педагогической науки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
Часть I. Проблемное обучение. Теоретическое введение………………3
1.1.Проблемное изложение…………………………………………6
1.2. Эвристическая беседа…………………………………….…….7
1.3. Исследовательский метод обучения…………………………..9
Часть II. Практическое применение проблемного обучения……………12
План-конспект урока №1…………………………………….12
План-конспект урока №2…………………………………….17
План-конспект урока №3…………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………33
ЛИТЕРАТУРА…………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 172.50 Кб (Скачать)
  • «Блаженство всех и каждого!» главный принцип, провозглашённый императором.
  • «В стране нет вторых, только первый – и все остальные»
  • «…каждый подданный имеет значение, поскольку я с ним говорю и до тех пор, пока я с ним говорю. Я – ваш закон!» ( Презентация, слайд № 13 )

Обобщив ответы учащихся, учитель предлагает прейти к непосредственному  анализу внутренней политики Павла I , заполняя по ходу следующую таблицу:

Внутренняя  политика Павла I  

Мероприятие

Итог 

Указ  о престолонаследии (7 апреля 1797 г .)

 

Изменение системы местного управления

  • Закрыты городские думы.
  • Гражданский и уголовный суды объединены.
  • Сокращено количество губерний.
  • Украине и Прибалтике возвращены органы местного самоуправления.
  • Восстановлен ряд коллегий.
 

Политика  по отношению к дворянству

  • Массовая раздача государственных крестьян в частные руки
  • Возврат к обязательности службы
  • Установление налога с дворян
  • Учреждение вспомогательного банка
  • Ограничение права выборов и собраний
  • Ограничение перехода с военной службы на гражданскую службу
  • Княжеские и графские пожалования
  • Ограничение права представлений
  • Введение телесных наказаний

 

 

Политика  по отношению к крестьянам

  • Сокращение рекрутских наборов
  • Прекращение переходов крестьян Донской области
  • Прощение крестьянской недоимки в размере 7.5 млн. рублей
  • Предписание безропотного повиновения крестьян помещикам
  • Запрет продажи крестьян без земли
  • Ограничение барщины тремя днями
  • Разрешение крестьянских жалоб

 

 

Преобразования  в армии 

  • Введение прусских порядков
  • Увольнение всех недовольных
  • Улучшение солдатских харчей
  • Уравнение в наказаниях низших и высших чинов

 

 

Преобразования  в области духовной жизни и  культуры

  • Запрещено все, связанное с Французской революцией
  • Цензура
  • Освобождение Новикова Н.И., Костюшко Т., возвращён из ссылки Радищев А.Н.
  • Запрет на ввоз иностранных книг
 

 

 

 

 

С целью экономии времени  основные мероприятия заранее занесены в таблицу, которая в виде распечатки подготовлена для каждого учащегося.

а) Начать анализ целесообразно с указа о престолонаследии. ( Презентация, слайд №14 ) Изложив его суть, необходимо выявить его значение.

б) Изменения в системе местного управления ( Презентация, слайд № 15 ) анализируются по следующим вопросам:

  • В чём отличие системы местного управления, созданной Павлом I от системы, созданной Екатериной II ?
  • Все ли мероприятия по изменению системы местного управления имеют общую направленность? О чём это свидетельствует?
  • Каков общий итог изменений системы местного управления, проведённых Павлом I ?

в) Характеризуя мероприятия политики по отношению к дворянству ( Презентация, слайд № 16 ), учитель привлекает следующий дополнительный материал.

  • 550-600 тыс. новых крепостных были переданы помещикам вместе с 5 млн. десятин земли (при Екатерине II – 800 тыс.).
  • указ, обязывающий всех дворян записываться на службу (за отказ – ограничение или лишение привилегий).
  • никто не мог «по своему хотению» выбрать гражданскую службу вместо военной службы, для этого требовалось разрешение Сената, утверждённое царём.
  • введена подушная подать – 20 рублей с души.
  • исчезает даже слово «выборы». Оно заменяется термином «дворянский набор»
  • за служебные провинности началась практика телесных наказаний в соответствии с решением императора.

Вопросы классу:

  1. Можно ли, объединив мероприятия, выделенные курсивом, назвать «Разжалованной грамотой дворянству»? Почему?
  2. Была ли политика по отношению к дворянству противоречивой? Если да, то докажите.
  3. Каков же общий итог этих преобразований?

г) Анализ политики по отношению к крестьянству ( Презентация, слайд № 17 ) можно начать с вопросов:

  1. Каким было положение крестьян при Екатерине II ?
  2. Менялось ли это положение теперь? Каким образом?

Ответы на второй вопрос заслушиваются после характеристики учителем политики Павла I по отношению  к крестьянству. Она может быть следующей.

Впервые в  истории страны крепостным приказано  было присягать вместе с вольными, раньше за них это делали помещики. Армия сократилась примерно на 1/3. Крестьянам прощена недоимка в размере 7.5 млн. рублей. Это 1/10 бюджета страны. Недоимка покрывалась за счёт обложения благородного сословия. Разрешены были крестьянские жалобы. У царского дворца одно время стоял ящик, куда всякий мог бросить жалобу или прошение. Провисел он недолго, т.к. некоторые использовали его для сведения личных счётов, какие-то шутники стали бросать туда карикатуры на царя. Запрещалась продажа крестьян без земли. Барщина была ограничена тремя днями, но указ, вводивший это изменение, был изложен в форме поучения. Крестьянам было предписано безропотно повиноваться помещикам. Для усмирения волнений направлялись войска, которые жестоко расправлялись с восставшими.

Ответы обобщаются, и  учащиеся переходят к анализу  преобразований в армии.

д) Сообщая о введении в армии таких прусских порядков, как: новая форма, копирующая прусскую армию; парики, пропитанные салом; напудренные букли и косы; муштра; палочная дисциплина; новые уставы, учитель задаёт классу вопрос:

  1. Какой стороны воинской жизни (внешней или внутренней) касались эти порядки?
  2. Предположите, будут ли эти изменения крайне отрицательно сказываться на результатах сражений?

Далее учащиеся знакомятся с извлечением из приказов по армии, отданных императором Павлом I и  отвечают на вопросы:

  1. Что лежит в основе системы поощрений и наказаний? Каково ваше отношение к этой системе?

Извлечение  из приказов по армии, отданных императором  Павлом I 

7 XI 1796 г .

9 XI 1796 г .

1 I 1797 г .

21 I 1797 г .

3 V 1797 г .

Камер-паж Нелидов  производится в майоры

В подполковники 

В полковники

В генерал-адьютанты 

В тайные советники 

1 XII 1796 г .

8 XII 1796 г .

21 XII 1796 г .

Ген. Вязмитинов назначается  военным губернатором в Каменец-Подольске 

В Киев

Военным комендантом  в г. Санкт-Петербург 

1 I 1797 г .

5 II 1797 г .

1 III 1797 г .

9 IX 1797 г .

Его императорское величество желает на сей новый год всему войску всякого благополучия.

Выключаются из службы: 5 генералов, 13 бригадиров, 29 полковников, 20 подполковников и 5 майоров. Не сказано  за что.

Исключены из службы гг. майоры Ермолов, Багговут, Дохтуров, Коновицын, Ламберт, Сакен, Тормасов, Бенигсен, за незнание службы

Уволены в один день: 3 полных генералов, 3 генерал-лейтенантов, 9 генерал-майоров, 68 обер-офицеров гвардейских  полков, 90 унтер-офицеров, и одного Преображенского  полка 120 человек.

3 II 1799 г .

8 II 1800 г .

26 XI 1800 г .

Выговор Кутузову и фельдмаршалу графу Салтыкову, за незнание службы.

Умершему генералу Врангелю в пример другим строжайший выговор.

Фельдмаршал князь Репнин уволен от службы, не сказано за что.


Но, не смотря на явно отрицательный  характер подобных преобразований, солдаты любили Павла.

- Как вы думаете,  почему?

Ответ учащиеся смогут дать при внимательном ознакомлении со всеми  мероприятиями, проведёнными в армии. (Презентация, слайд № 18).

Подводя итоги этому  направлению внутренней политики Павла I , учитель акцентирует внимание на необходимости посмотреть армию в боевых условиях (внешней политике будет посвящён следующий урок).

ж) В заключение анализируются преобразования в области духовной жизни и культуры. ( Презентация, слайд № 19 ) Эта сфера наиболее близка и понятна учащимся, поэтому здесь необходимо выразить личностное отношение к подобным изменениям и выявить, в чём же состоит опасность, на первый взгляд, невинных, мелких запретов. Таких как:

  • запрет на ношение шляп и других видов одежды
  • запрет на употребление слов «клуб», «совет»
  • запрет вальса
  • запрет ввоза книг из-за границы

III . Заключительная  часть урока. 

Слово учителя.

Вернёмся к началу урока. Так кем же был Павел I , и за что он был убит в ночь с 11 на 12 марта 1801 года?

Ответ на первую часть  вопроса учащимся предложено дать в  виде синквейна. Желающие зачитывают его  в конце урока. Рекомендуется  при этом воздержаться от выбора «правильной» оценки личности Павла I .

В качестве синквейна, написанного  учащимися, можно привести следующий пример:

Павел I  
Романтичный, деспотичный.  
Отменяет, запрещает, разрешает.  
Твои преобразования противоречивы.  
Неудавшийся реформатор.

Домашнее задание 

  • I уровень – § 20 Сахаров А. Н., Боханов А. Н. История России. XVII – XIX века: Учебник для 10 класса. «Русское слово», 2005.
  • II уровень – сравнить внутреннюю политику Павла I и Екатерины II по направлениям, предложенным в таблице.
  • III уровень - эссе на тему: « Какова в целом роль Павла I в российской истории XVIII - XIX в.в.?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблемное обучение — система методов и средств  обучения, основой которого выступает  моделирование реального творческого  процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения  проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.

Различают три формы  проблемного обучения: проблемное изложение, когда учитель сам ставит проблему и решает ее; совместное обучение (эвристическая  беседа), при котором учитель ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися; творческое обучение (исследовательский метод), при котором учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение.

Несмотря на совершенно явные достоинства проблемного  обучения перед непроблемным, ни на каком этапе школьное обучение не может строиться целиком как проблемное. Для этого потребовалось бы много времени, намного больше, чем возможно выделить на обучение того или иного предмета. Поэтому возникает педагогическая проблема отбора фрагментов школьного курса информатики (отдельных разделов, тем, пунктов) для осуществления проблемного обучения. Этот отбор требует проведения логико-дидактического анализа учебного материала, выяснения возможности постановки основных или других типов проблем, их эффективности в достижении целей обучения. Во многом это зависит и от конкретных условий работы в том или ином классе.

Изложение учебного материала  в школьных учебниках редко приспособлено  для проблемного обучения. Но учебные  тексты могут быть легко переработаны для осуществления такого обучения.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Брызгалова С. И.  Проблемное обучение в начальной  школе: Учеб. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. / Калинингр. ун-т. — Калининград, 2008. — 91 с. 
2. Каптелинин В. Н. Психология и педагогическая практика. М., 2000 г. 
3. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. 
4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. 
5. А. К. Колеченко. Энциклопедия педагогических технологий. СПб. 2004 г. 
6. А. Т. Степанищев. Методический справочник учителя истории. М.: ВЛАДОС, 2001 год. 
7. Журнал «Преподавание истории в школе» №1 (2003), №4 (2004).

 

 


Информация о работе Проблемное обучение