Проблемное обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассказать о сути и методах проблемного обучения и рассмотреть его практическое применение. Теория проблемного обучения разрабатывается в отечественной и мировой педагогике с середины 50-х годов XX столетия. Сегодня теория проблемного обучения — достаточно глубоко разработанная и стройная отрасль педагогической науки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
Часть I. Проблемное обучение. Теоретическое введение………………3
1.1.Проблемное изложение…………………………………………6
1.2. Эвристическая беседа…………………………………….…….7
1.3. Исследовательский метод обучения…………………………..9
Часть II. Практическое применение проблемного обучения……………12
План-конспект урока №1…………………………………….12
План-конспект урока №2…………………………………….17
План-конспект урока №3…………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………33
ЛИТЕРАТУРА…………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

Говоря об исследовательском  методе, подразумевают «обдумывающее  наблюдение», в отличие от простого набирательства голых фактов. Никогда не надо забывать, что факты — суть истины для выводов, а без этого они мертвы. Этого мало; учитель должен научить детей овладевать этими фактами, уметь закреплять их, фиксировать словами и графикой, то есть самостоятельным описанием, рисунком, моделью и т.д. Но и это еще не все: это только половина дела. Ведь учитель не простой коллекционер фактов — он собирает факты с определенной целью, чтобы дети делали из них доступные им выводы. Конечно, эти выводы должны быть самостоятельными — не подсказанными и не навязанными. В результате такой работы ребенок должен получить некоторый запас элементарных обобщений. Это и есть то знание, которого мы от него добиваемся, притом точное знание, потому что опирается на достоверный конкретный фактический материал, и прочное знание, потому что оно проработано путем самостоятельности ребенка.

Ученые и практики прошлого в результате длительного  педагогического наблюдения и опыта  выяснили, что задания исследовательского характера пробуждают в учащихся активность, самостоятельность, познавательный интерес. Разработаны сотни примеров исследовательских заданий, описана методика их выполнения на уроках и вне уроков. Выполнение исследовательских заданий базируется особом состоянии, с неизбежностью побуждающем школьников к выходу из него.

Средством создания проблемных ситуаций при исследовательском  методе обучения становятся проблемные задачи, проблемные вопросы, проблемные задания, проблемные упражнения, которые  содержат в себе объективные противоречия и которые выполняются учащимися самостоятельно. И еще одно обстоятельство: проблемные задачи (вопросы, задания, упражнения) по каждому предмету должны представлять собою не некоторые эмпирически составленные совокупности, а определенную систему. В случае самостоятельного исследовательского решения учащимися системы проблемных задач обеспечиваются:

1) усвоение новых знаний; 
2) творческое применение основных знаний (идей, понятий, методов познания); 
3) постепенное усложнение решаемых проблем; 
4) овладение чертами творческой деятельности.

Сущность исследовательского метода состоит в том, что обучающий  ставит в форме исследовательских  заданий проблемы и проблемные задачи в определенной системе, а учащиеся их выполняют совершенно самостоятельно, осуществляя тем самым творческий поиск.

Практически все ученые, работающие над данной проблемой, считают, что исследовательский метод  в обучении аналогичен исследовательским  методам в науке.

И.Я. Лернер для предметов  естественного цикла выделил три таких формы:

1) учитель сам проводит  опыт на уроке, раскрывая его  логику так, чтобы ученикам  были видны поиски путей решения  данной задачи; 
2) ученики сами проводят опыт с целью получения ответа на вопрос, к которому подвел их учитель; 
3) сообщая о том или ином открытии или знаменитом опыте в области науки, учитель показывает на конкретном материале их логику и весь процесс поисков.

В общем виде все эти  три формы сводятся к тому, что  либо учитель показывает, либо сами ученики проходят путь исследования на доступном им материале и доступными средствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть II. Практическое применение проблемного обучения.

В данной части работы приведу примеры различных форм реализации проблемного обучения на уроках истории.

План-конспект урока № 1.

Тема: «Проблема выбора пути исторического развития русских земель в 14-15 веках»

Тип урока: обобщение и систематизация ЗУНов

Форма урока: проблемный урок с использованием метода эвристической беседы

Цели:

  • Выявить возможные альтернативы развития русских земель в XIV - XV вв. и проследить процесс их возможной реализации;
  • Способствовать развитию умения разрешения проблемных ситуаций;
  • Способствовать развитию умения давать оценочные суждения, высказывать собственную точку зрения.

Задача: Выявить, какой вариант развития русских земель утвердился в конце XIV века.

Оборудование:  презентация, раздаточный материал, доска, экран, проектор, ноутбук для презентации, карта «Образование Российского централизованного государства», карта «Собирание земель вокруг Москвы», учебник.

Опережающее задание: 2-3 учащихся готовят фактический материал о времени княжения Ивана Калиты.

Ход урока

I . Организационный  момент.

II . Основная  часть. 

•  Постановка проблемного вопроса и перевод его в проблемную ситуацию.

Слово учителя.

Если считать началом российской цивилизации процесс зарождения нашего государства до его раздробленности, то каковы его хронологические рамки?

Другие учёные считают  временем возникновения российской цивилизации XV в., отождествляя его  с образованием централизованного государства.

Мы не ставим сегодня  задачу выявления верности или ошибочности  названных точек зрения ( Презентация, слайд 1 ). Нас интересует другой вопрос.

  • Какие основания для подобного утверждения есть у сторонников второй точки зрения?

Заслушав версии учащихся, учитель предлагает вернуться к этому вопросу после обращения к карте русского государства на рубеже XIII – XIV веков. ( Презентация, слайд 2 ).

Если мы посмотрим  на карту, то увидим, что южные, юго-западные, а затем центральные и западные земли Руси к середине XIV века вошли в состав Литвы, и на карте Восточной Европы появилось новое государство – Великое княжество Литовское и Русское (Презентация, слайд 3 ). По размерам и составу населения оно напоминало Древнерусское государство. 9/10 его населения называли себя русскими. Православная религия сосуществовала сначала с язычеством литовцев, затем с православием, а к концу XIV века с католицизмом, который приняла Литва, объединившись в Речь Посполитую с Польшей.

  • Какие территории остались у русского государства? Что было особенного в их положении? Учащиеся отвечают, что это были северо-западные и северо-восточные земли Руси, которые находились в зависимости от Золотой Орды.

Итак, мы видим, что Русь оказалась разорванной между  Литвой и Ордой. Вернёмся к нашему вопросу.

  • Какие основания есть у учёных, считающих началом русской цивилизации период образования единого централизованного государства?

Учащиеся приходят к  выводу, что перед русскими землями  встала проблема выбора дальнейшего пути развития ( Презентация, слайд 4 ). Эту проблему мы будем решать в течение нескольких уроков. Задача сегодняшнего урока – выявить, какой вариант развития русских земель утвердился к концу XIV века.

  • Учитель предлагает начать решение этой задачи с выявления возможных альтернативных путей развития нашего государства.

Учащиеся приходят к  выводу, что такими альтернативами были:

  1. Объединиться вокруг Литвы и влиться в западный мир
  2. Остаться под властью Орды и влиться в восточный мир
  3. Выбрать самобытный путь

( Презентация, слайд 5 ).

Далее учитель вместе с учащимися выясняет, что необходимо было предпринять (Литве, Орде, русским  землям) для реализации той или  иной альтернативы.

Вывод: русским землям предстояло определиться с центром, вокруг которого начнут объединяться княжества. Такими центрами на рубеже XIII - XIV вв. были Тверь и Москва. ( Презентация, слайд 6 )

Анализ фактического материала, характеризующего борьбу этих двух центров.

а) Причины лидирующего  положения Твери на рубеже XIII - XIV вв. (самостоятельная работа по учебнику. Сахаров А.Н. История России. 10 класс. Москва. «Русское слово», 2008).

б) Причины отставания Москвы к началу XIV в. выявляются на основе аудиоматериала ( Презентация, слайд 7 ). Одновременно учащиеся начинают заполнение таблицы «Собирание земель вокруг Москвы» в раздаточном материале и делают вывод о том, к какому итогу подошла Москва к началу XIV в.

Собирание земель вокруг Москвы

Московский князь 

Присоединённые земли 

Итог 

Даниила Александрович  
(1276 – 1303)

   

Иван Калита  
(1325-1340)

   

Семён Гордый  
(1340 – 1353)  
Иван Красный 
(1353 – 1359)

   

Дмитрий Донской  
(1359 – 1389)

   

 

Княжение Дмитрия  Донского

  • Присоединение к Москве Владимира, Дмитрова, Калуги, Мценска.
  • 1370 г . – признание литовским князем за Дмитрием Ивановичем титула великого князя;
  • 1371 г . - объявление Дмитрием Великого княжения Владимирского своей вотчиной;
  • 1375 г . - официальное признание тверским князем себя «младшим братом» московского правителя;
  • 1377 г . - разгром русских татарами на реке Пьяне;
  • 1378 г . - разгром татар русскими на р. Вожже.

в) Схватка Твери и  Москвы – первая четверть XIV в. Учащиеся анализируют летописные факты, подводят итоги этому этапу борьбы.

Борьба Москвы и Твери за великокняжеский престол (летописные факты)

Тверской князь Михаил Александрович ( 1304-1319 ), представитель более старшей ветви – получает ярлык на великое княжение.

В Москве княжит сын Даниила  Александровича – Юрий ( 1303-1325 )

Юрий Данилович Московский женится на сестре хана Узбека –  Кончаке (Агафье). Обещает увеличить дань с русских земель.

Хан отбирает ярлык у  Михаила Александровича и отдает его Юрию Даниловичу.

1315 г . – Михаил начал войну с Юрием, разгромил его дружину, в плен попала ханская сестра, вскоре умершая в Твери.

Юрий обвинил в смерти жены тверского князя.

Михаил вызван в Орду и казнен там.

1319 г . – Юрий Данилович Московский, первым из московских князей, получает ярлык на великое княжение.

1325 г . – Юрий Московский умерщвлен старшим сыном Михаила Тверского – Дмитрий Грозные Очи.

Хан Узбек казнит Дмитрия, но передает ярлык на великое княжение брату казненного – Александру Михайловичу ( 1325-1327 )

Вопросы:

  1. Чем закончилась борьба Москвы и Твери?
  2. Какую тактику в этой борьбе выбрали соперники?
  3. Как она повлияла на исход борьбы?

г) Княжение Ивана Калиты. Анализируется оценка, данная этой личности К. Марксом ( Презентация, слайд 8 ), на основе материала, подготовленного учащимися. После подведения итогов, выявляются задачи, которые предстояло решать следующему правителю Московского княжества Дмитрию Донскому. Продолжается заполнение таблицы в раздаточном материале.

д) Княжение Дмитрия Донского. На основе изложенных фактов ( Презентация, слайд 9 ) в раздаточном материале учащиеся делают вывод о том, какие задачи удалось решить, а какие ещё предстояло решать.

III . Подведение итогов.

Сделать вывод, опираясь на карту ( Презентация, слайд 10 ) и изученный материал, о том, какой вариант развития русских земель утвердился к концу XIV в.

Д/з :  I уровень §14 изучать

          II уровень Чем завершилось противостояние Москвы, Твери и Литвы во второй половине XIV в.? Почему это произошло?

          III уровень Эссе на тему: «Возвышение Москвы – это благоприятное стечение обстоятельств или закономерность?»

 

План-конспект урока № 2

Тема  урока: «Возникновение средневековых городов».

Цель  урока: подвести учащихся к пониманию причин возникновения городов в средние века, продолжить формирование умений анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Тип урока: обобщение и систематизация ЗУНов

Форма урока: проблемный урок с использованием эвристической беседы

Оборудование: учебники «История средних веков» Агибалова Е. И., карта «Европа в XIV-XV вв.», аппликации по истории средних веков.

Информация о работе Проблемное обучение