Проблемное обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассказать о сути и методах проблемного обучения и рассмотреть его практическое применение. Теория проблемного обучения разрабатывается в отечественной и мировой педагогике с середины 50-х годов XX столетия. Сегодня теория проблемного обучения — достаточно глубоко разработанная и стройная отрасль педагогической науки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
Часть I. Проблемное обучение. Теоретическое введение………………3
1.1.Проблемное изложение…………………………………………6
1.2. Эвристическая беседа…………………………………….…….7
1.3. Исследовательский метод обучения…………………………..9
Часть II. Практическое применение проблемного обучения……………12
План-конспект урока №1…………………………………….12
План-конспект урока №2…………………………………….17
План-конспект урока №3…………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………33
ЛИТЕРАТУРА…………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

Ход урока

План изучения темы:

I. Вводная беседа и  сообщение цели урока. 
II. Основная часть: 
1. Успехи в развитии сельского хозяйство и ремесла. 
2. Отделение ремесла от сельского хозяйства. 
3. Возникновение городов, как центров ремесла и торговли. 
4. Работа с картой 
5. Составление логической схемы по теме урока 
6. Работа с документом. 
III. Заключительная часть. Выполнение тестов, ответы на вопросы по теме урока.

 

I. Вводная  беседа

Объяснение места темы о городах в общем разделе (города – центры ремесла и торговли):

• Какой способ земледелия был распространен у франков? (трехполье). 
• Какие орудия труда они применяли? 
• Что такое натуральное хозяйство? Почему оно господствовало в Европе в период средневековья? 
• Как вы думаете, было ли тогда ремесло отделено от сельского хозяйства? 
• Были ли города в Древнем мире? (учащиеся вспоминают, что в древнем мире были города: в Египте по берегам Нила, в Греции Афины, на Аппенинах – Рим) 
• Что произошло с городами Римской империи после завоевания ее германцами?

Итак, до X века производство всех необходимых вещей и продуктов было сосредоточено в сельской местности. Городов в Северо-Западной Европе не было. А теперь посмотрите на карту «Европа в XIV-XV вв.». Вся территория покрыта густой сетью городов. Сегодня мы с вами вместе выясним, почему в Западной Европе возникли города.

II. Основная часть урока (новый  материал)

1. Успехи в развитии  сельского хозяйство и ремесла.

• Объяснение, почему труд крепостных крестьян был производительнее труда раба?

• Что привело к  успеху в развитии сельского хозяйства и ремесла? Какие новые орудия труда появились в сельском хозяйстве? 
Посмотрите на рисунках стр. 99-100 учебника, какие новые орудия труда появились (колесный плуг, хомут для лошади, верхнебойное колесо, плавильные печи, ткацкие станки). 
• Как вы думаете, почему с успехами в развитии хозяйства стали появляться люди, специализирующиеся на каком-либо занятии?

2. Отделение ремесла  от сельского хозяйства.

• К чему привели успехи в сельском хозяйстве? (рост урожая èизлишки продуктов). 
• Что из этого вытекает? (излишки продуктов меняют на ремес-ленные изделия). 
• Мог ли ремесленник, изготавливавший сложные орудия труда, одновременно заниматься земледелием? (нет) К чему это привело? (ремесленник занялся только ремеслом). Появляются в деревне «умельцы». 
• Где они берут продукты питания? 
• Какой можно сделать вывод? (ремесло отделяется от сельского хозяйства) «Умельцы» начинают уходить из деревень.

3. Возникновение городов  как центров ремесла и торговли.

Как вы думаете, куда ремесленники уходят? (к замку феодала, к монастырям, к мосту, к броду через реки, к перекресткам дорог, к удобным гаваням, где можно продать свой товар и добыть сырье для ремесла).

Одновременно с беседой  идет показ на доске с помощью  картинок-аппликаций уход и селение  ремесленников у моста, монастыря, замка.

• Подумайте, что, кроме  мастерской ремесленника, возникает  еще в этом месте? (постоялый двор, гостиницы, лавки, поселения купцов, других ремесленников). Все это в  виде аппликаций прикрепляется на доску.

• Что делают жители этого поселения, чтобы обезопасить свою жизнь? (крепостные стены) 
Аппликацией огораживается поселение.

Итак, появляется новый  город. Ему дают название. Обычно в  названии на конце города есть окончание  «бург» (гора), «фурт», «форд» (брод, переправа), г. Брюгге (мост).

4. Работа с картой

•Найдите на карте  города с такими окончаниями? 
•Найдите города, находящиеся на реках, на перекрестках торговых путей, назовите их.

5. Составление логической  схемы по теме урока.

•Почему возникли средневековые  города?

В тетради записываем цепочку-схему возникновения средневекового города.

6. Работа с документами.

При наличии дополнительного  времени можно прочитать рассказ  о столяре Жане из книги для  чтения по истории средних веков, где описывается конкретный путь одного ремесленника и возникновение города.

Чтение документа о  возникновении города Брюгге.

• Почему люди стали селиться у моста? 
• Кто были первыми поселенцами?

III. Заключительная часть.

Тест.

1.В каком веке в  Европе начинается активное появление  новых городов? 
а. IX-X 
б. X-XI 
в. XI-XII

2. Какова причина появления  новых городов? 
а. Ремесло отделилось от сельского хозяйства, развитие тор-говли. 
б. Укрепление феодального землевладения. 
в. Войны между государствами.

3. Где появлялись города? 
а. На пересечении торговых путей. 
б. У мостов и морских гаваней. 
в. У стен больших монастырей и замков феодалов 
г. Верно все, что указано.

4. Почему горожане  огораживали город рвом и валом? 
а. Для защиты от нападений врагов. 
б. Чтобы обозначить границы города. 
в. Для защиты от сглаза завистников

Вопросы:

Первые дома и улицы  города Арля на юге Франции располагались  на гладком, похожем на стол месте, имевшем  правильную овальную форму. По краям  этого овала тянулись каменные засыпанные песком ступени, широким полукольцом  охватывающие поселение. 
Как вы можете объяснить столь своеобразное место возникновения города Арля? Каковы ваши предположения о первоначальных размерах поселения?

В возникших вдоль  Рейна городах было установлено  правило, что купеческие корабли, плывшие  мимо них, обязаны останавливаться в гаванях, выгружать там свои товары и в течение некоторого времени выставлять их для продажи. 
Кому был выгоден такой порядок? Какие он мог иметь последствия для города?

В документах сообщается, что первые сеньоры ряда городов  освобождали всех, кто прибудет на постоянное место жительства, от пошлин и налогов на городскую землю.

Чем вы объясните такие  действия сеньоров вновь созданных  городов?

Домашнее  задание: §13, 1,2,3 вопросы стр. 115.

 

План-конспект урока № 3.

Тема: «Павел I: тиран или неудавшийся реформатор? »

Тип урока: обобщение и систематизация ЗУНов

Форма урока: проблемный урок с использованием метода проблемного изложения

Цели:

  • выявить противоречивый и непоследовательный характер внутренней политики Павла I ;
  • способствовать формированию личностного отношения к данному историческому деятелю;
  • создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения высказывать и аргументировать ее;
  • способствовать развитию умения анализа материала, работы с историческими документами, таблицами;
  • способствовать воспитанию толерантности, уважения к другой точке зрения.

Оборудование: презентация, видеозапись фрагмента заговора 11-12 марта 1801 г . из к/ф «Асса», раздаточный материал, доска

Опережающее задание: группа учащихся из 3-4 человек готовит краткую характеристику личности Павла I .

 

Ход урока: 

I . Организационный  момент.

II . Основная  часть. 

  1. Постановка цели учебного занятия

а) Показ фрагмента заговора 11-12 марта 1801 г . из к/ф «Асса». ( Презентация, слайд № 1 )

б) Вступительное слово учителя.

Вот так трагически закончилась  жизнь самого таинственного российского  императора - Павла I . Почему таинственного? Да, потому, что в исторической науке  за два столетия так и не сложилось  единого взгляда на личность императора и его деятельность. По сути, существуют две противоположные оценки павловского царствования. Первая – однозначно негативная. Деятельность Павла называется капризами сумасшедшего, которая привела все отрасли государственного управления в неописуемый беспорядок (В.О. Ключевский, Н.К. Шильдер). Вторая точка зрения – позитивная, оценивающая Павла, как царя-реформатора, имевшего чёткую программу действий, целью которой была борьба с надвигавшейся революцией. (М.В. Клочков, Н.Я. Эйдельман).

в) Формулирование учебной задачи.

Так кто же он Павел I – полусумасшедший тиран или неудавшийся реформатор?

Давайте попробуем ответить на этот вопрос. Но прежде, чем мы начнём работу, мне бы хотелось обратить ваше внимание на слова, сказанные французским  философом и писателем М. Монтенем: «Ошибки, совершаемые королями, я сужу более снисходительно, чем это принято, ибо со страхом думаю о тяжком бремени, лежащем на властителях. Трудно соблюдать меру в могуществе столь безмерном». ( Презентация, слайд № 2 )

2. Анализ краткой  характеристики личности Павла I .

Учитель приглашает к  доске учащихся, заранее подготовивших  характеристику личности Павла I . Остальные, слушая, обдумывают ответы на следующие  вопросы, написанные на доске:

  • В чём причины резкого изменения характера Павла к моменту вступления на престол?
  • В чём причины изменения политических взглядов Павла?

Краткая характеристика личности Павла I после консультаций учащихся с учителем может быть изложена следующим образом.

Павел I родился 20 сентября 1754 года и был единственным сыном Петра III и Екатерины II .

Императрица Елизавета Петровна, страстно ожидавшая  его появления на свет, поднесла матери новорождённого на золотом блюде 100 тысяч рублей, а мальчика немедленно отобрала на свою половину и занялась его воспитанием.

С родителями он общался не чаще одного- двух раз в неделю и, по сути, толком их не знал, впрочем, как и они его.

По отзывам  современников, маленький Павел  был умным и отзывчивым ребёнком, быстро научился писать и читать, проявляя особые успехи в математике.

В 1760 году, когда Павлу не было и шести лет, Елизавета Петровна назначает воспитателем будущего наследника престола Никиту Ивановича Панина. Он был сторонником просвещения и абсолютной монархии. Под воздействием этих идей формировалось мировоззрение юного Павла.

То, что случилось летом 1762 года, осталось в памяти Павла на всю жизнь. 28 июля, поднятый среди ночи, ничего не понимающий, страшно испуганный мальчик доставлен в Зимний дворец для принесения присяги своей матери, новой русской императрице Екатерине II .

Позже Павел  узнает, что мать взошла на престол, свергнув его отца и, что отец убит пьяным любовником матери. Образы, связанные  с этой кончиной, вызовут в нём  преждевременное беспокойство, подозрительность и сознание своего унизительного, зависимого положения.

А пока воспитание наследника продолжается, приглашаются новые воспитатели, среди которых  Семён Порошин. Именно он разбудил в  мальчике стремление соответствовать  образу идеального рыцаря. Православие  преподавал выдающийся богослов архимандрит  Платон, воспитавший Павла глубоко верующим человеком.

Обучение Павла  продолжалось до 19 лет, пока он не женился  на Дармштадтской принцессе Вильгельмине. Однако, брак этот оказался кратковременным  и несчастливым. Жена Павла умерла через 3 года вследствие тяжёлых родов, умер и ребёнок. Женитьба в те времена означала достижение совершеннолетия, но властолюбивая Екатерина отстранила наследника от управления государством. Мало того, она позволяла своему окружению открыто унижать сына, демонстрировать пренебрежительное отношение к нему, распускать слухи о его неспособности к государственным делам.

Неприязнь между  матерью и сыном перерастает  в ненависть. И тогда императрица, как искусный и тонкий политик, разыгрывает  роль заботливой и нежно любящей  матери, подыскав сыну достойную его партию в лице принцессы Вюртембергской, получившей имя Марии Фёдоровны. Брак оказался счастливым, Екатерина благосклонна к молодым. Но длится это недолго. Мать вновь наносит сыну жестокий удар: она отбирает первенца Павла Александра и воспитывает его сама.

Вскоре Екатерина  дарит Павлу Гатчину. Наступает  тягостное время изоляции от государственных  дел.

Нетерпеливая  жажда деятельности находит выход  в создании в Гатчине своей  армии, в которой процветает прусская выучка и муштра. Характер цесаревича портится. Он становится грубым, мелочным, подозрительным, вспыльчивым, деспотичным.

Меняется мировоззрение  Павла. Огромную роль в этом сыграла  французская революция. Казнь Людовика XVI убила в нём конституционные  мечтания, привитые Паниным.

Стремление следовать идеалам средневекового рыцаря с его представлениями о благородстве, чести, храбрости, служении государю становится одной из характерных черт мировоззрения Павла.

К 1796 году отношения  между Екатериной и Павлом ухудшаются до предела, она твёрдо решила оставить сына без престола и передать корону Александру. Лишь смерть не позволяет Екатерине осуществить задуманное. В возрасте 42-ух лет Павел становится императором.

Рассказ учащихся сопровождается показом слайдов с изображением личностей, упоминающихся в характеристике. ( Презентация, слайды № 3-12 )

3.Анализ внутренней  политики Павла I .

Слово учителя.

Давайте попробуем определить, исходя из высказываний Павла I , какую  общую направленность будет иметь  внутренняя политика, проводимая им.

Информация о работе Проблемное обучение