Обработка данных.
На
основе сопоставления результатов отдельных
испытуемых со среднегрупповыми делается
вывод об уровне развития мыслительных
операций.
Приложение
3
Методика
определения сформированности
интеллектуальных умений.
Ход
выполнения задания.
Данная методика
предлагается учителям для оценки учеников
и может быть использована учениками для
самоанализа уровня сформированности
у них интеллектуальных умений по предметам,
наиболее и наименее трудным для усвоения.
Предполагаемые
баллы имеют следующее описание:
2 – умение
ярко выражено;
1 – умение
имеет место;
0 – умение
не сформировано.
Следует обвести
балл, соответствующий мнению испытуемого.
Необходимый
материал.
- Ученик умеет
слушать:
- объяснение
учителя, не опирающиеся на средства наглядности
2 1 0
- объяснения
учителя, опирающиеся на средства наглядности
2 1 0
- вопросы учителя
к средствам наглядности
2 1 0
- вопросы учителя
о связях между явлениями, представленными
в наглядной форме 2 1 0
- ответы товарищей
во время опроса 2 1 0
- оценивать
свой ответ, то есть слушать самого себя
2 1 0.
- Ученик умеет
работать с наглядностью:
- формулировать
вопросы к иллюстрируемым фактам
2 1 0
- схематизировать
текст, представить его в таблице, схеме
2 1 0
- самостоятельно
изготовить пособие на основании чтения
2 1 0
- объяснить,
когда наглядное пособие может быть использовано
2 1 0
- давать наглядное
и логическое объяснение материала на
основании самостоятельного изготовленного
наглядного пособия 2 1 0
- формировать
вопросы к наглядным пособиям и оценивать
их 2 1 0.
- Умеет работать
с текстом:
- излагать
текст своими словами 2 1 0
- разделять
текст на логические части и составлять
план 2 1 0
- систематизировать
учебный материал 2 1 0
- делать вступление
к своему сообщению 2 1 0
- строить логически
законченный рассказ 2 1 0
- раскрывать
материал в сравнении 2 1 0.
- Умеет оперировать
знаниями:
- пользоваться
справочной литературой
2 1 0
- на основании
ряда изложенных фактов делать обобщения
2 1 0
- формулировать
познавательную задачу, содержащуюся
в тексте 2 1 0
- высказывать
собственное отношение к фактам и событиям
2 1 0
- самостоятельно
формулировать вопросы 2
1 0
- сопоставлять
новый материал с уже известными фактами
2 1 0.
- Умеет проявлять
творческую самостоятельность:
- при решении
задач, предлагаемых учителем на уроке
2 1 0
- при решении
учебных задач, выполняя домашнее задание
2 1 0
- проводя анализ,
сравнения, сопоставления
2 1 0
- делая выводы
2 1 0
- делая обобщения
на основании ряда фактов
2 1 0.
- Умеет применять
знания на практике:
- формулируя
гипотезу в исследовательском поиске
2 1 0
- намечая пути
ее проверки 2 1 0
- проводя элементарное
исследование с привлечением дополнительного
материала по этой теме
2 1 0
- осуществляя
перенос знаний на рассмотрение текущих
событий 2 1 0
- применяя
знания в общественной работе
2 1 0.
Обработка данных.
Подсчитывается
общее число баллов. Если общая
оценка 50 баллов и более – высокий
уровень сформированности интеллектуальных
умений; оценка 35-49 – средний уровень.