Проблемная ситуация как способ активизации мыслительной деятельности учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является описание путей и средств активизации мыслительной деятельности учащихся старшего школьного возраста при использовании проблемных ситуаций.
Для достижения данной цели нами поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие активизации мыслительной деятельности учащихся и способы активизации.
Описать проблемную ситуацию как метод обучения.
Провести практическое исследование активизации мыслительной деятельности учащихся старшего школьного возраста.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 269.50 Кб (Скачать)
 

     Обработка данных.

     На  основе сопоставления результатов отдельных испытуемых со среднегрупповыми делается вывод об уровне развития мыслительных операций. 

Приложение 3

Методика  определения сформированности интеллектуальных умений.

Ход выполнения задания.

Данная методика предлагается учителям для оценки учеников и может быть использована учениками для самоанализа уровня сформированности у них интеллектуальных умений по предметам, наиболее и наименее трудным для усвоения.

Предполагаемые  баллы имеют следующее описание:

2 – умение  ярко выражено;

1 – умение  имеет место;

0 – умение  не сформировано.

Следует обвести  балл, соответствующий мнению испытуемого.

Необходимый материал.

  1. Ученик умеет слушать:
  • объяснение учителя, не опирающиеся на средства наглядности     2 1 0
  • объяснения учителя, опирающиеся на средства наглядности     2 1 0
  • вопросы учителя к средствам наглядности     2 1 0
  • вопросы учителя о связях между явлениями, представленными в наглядной форме     2 1 0
  • ответы товарищей во время опроса     2 1 0
  • оценивать свой ответ, то есть слушать самого себя     2 1 0.
  1. Ученик умеет работать с наглядностью:
  • формулировать вопросы к иллюстрируемым фактам     2 1 0
  • схематизировать текст, представить его в таблице, схеме     2 1 0
  • самостоятельно изготовить пособие на основании чтения     2 1 0
  • объяснить, когда наглядное пособие может быть использовано     2 1 0
  • давать наглядное и логическое объяснение материала на основании самостоятельного изготовленного наглядного пособия     2 1 0
  • формировать вопросы к наглядным пособиям и оценивать их     2 1 0.
  1. Умеет работать с текстом:
  • излагать текст своими словами     2 1 0
  • разделять текст на логические части и составлять план     2 1 0
  • систематизировать учебный материал     2 1 0
  • делать вступление к своему сообщению     2 1 0
  • строить логически законченный рассказ     2 1 0
  • раскрывать материал в сравнении     2 1 0.
  1. Умеет оперировать знаниями:
  • пользоваться справочной литературой     2 1 0
  • на основании ряда изложенных фактов делать обобщения     2 1 0
  • формулировать познавательную задачу, содержащуюся в тексте    2 1 0
  • высказывать собственное отношение к фактам и событиям     2 1 0
  • самостоятельно формулировать вопросы     2 1 0
  • сопоставлять новый материал с уже известными фактами     2 1 0.
  1. Умеет проявлять творческую самостоятельность:
  • при решении задач, предлагаемых учителем на уроке     2 1 0
  • при решении учебных задач, выполняя домашнее задание     2 1 0
  • проводя анализ, сравнения, сопоставления     2 1 0
  • делая выводы     2 1 0
  • делая обобщения на основании ряда фактов     2 1 0.
  1. Умеет применять знания на практике:
  • формулируя гипотезу в исследовательском поиске     2 1 0
  • намечая пути ее проверки     2 1 0
  • проводя элементарное исследование с привлечением дополнительного материала по этой теме      2 1 0
  • осуществляя перенос знаний на рассмотрение текущих событий     2 1 0
  • применяя знания в общественной работе     2 1 0.

     Обработка данных.

     Подсчитывается  общее число баллов. Если общая  оценка 50 баллов и более – высокий  уровень сформированности интеллектуальных  умений; оценка 35-49 – средний уровень. 
 

Информация о работе Проблемная ситуация как способ активизации мыслительной деятельности учащихся