Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:32, курсовая работа
Целью нашей работы является описание путей и средств активизации мыслительной деятельности учащихся старшего школьного возраста при использовании проблемных ситуаций.
Для достижения данной цели нами поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие активизации мыслительной деятельности учащихся и способы активизации.
Описать проблемную ситуацию как метод обучения.
Провести практическое исследование активизации мыслительной деятельности учащихся старшего школьного возраста.
Как видно из таблицы, у 28% учащихся класса высокий уровень сформированности интеллектуальных умений, у 20% - низкий и у 52% - средний.
Целью обучающей
серии эксперимента стала организация
интеллектуального развития школьников
посредством проблемного
Обучающая серия была проведена на материале уроков физики по теме «Ядерная физика». На каждом уроке особое внимание уделялось решению задач проблемного характера.
После обучающей серии эксперимента, с целью выяснения, насколько эффективно была организованна работа по развитию интеллекта учащихся, была проведена контрольная серия эксперимента, которая показала следующие изменения в мыслительной деятельности учащихся (табл. 4).
Таблица 4.
Методика № 1 | Методика № 2 | Методика № 3 | ||||
уровень | Конст. | Контр. | Конст. | Контр. | Конст. | Контр. |
Высокий | 28% | 32% | 24% | 28% | 28% | 36% |
Средний | 52% | 48% | 56% | 60% | 52% | 44% |
низкий | 20% | 20% | 20% | 12% | 20% | 20% |
Таким образом,
во всех случаях произошло существенное
(на 1-2 человека) увеличение количества
учащихся с высоким уровнем мыслительной
деятельности, а в случае второй методики
также уменьшилось количество учащихся
с низким уровнем мыслительной деятельности,
что доказывает, что в процессе использования
проблемных ситуаций мыслительная деятельность
учащихся активизировалась.
Таким образом,
активизация учебной
Условиями успешного применения приемов и способов активизации являются:
а) максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся,
б) ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся,
в) эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса.
Проблемная ситуация
- это психическое состояние
Анализ проблемной ситуации - важный этап самостоятельной познавательной деятельности. На этом этапе определяется то, что дано и что неизвестно, взаимосвязь между ними, характер неизвестного и его отношение к данному, известному. Все это позволяет сформулировать проблему и представить ее в виде цепочки проблемных задач (или одной задачи). Проблемная задача отличается от проблемы четкой определенностью и ограниченностью того, что дано и что следует определить. Правильная формулировка и трансформация проблемы в цепочку четких и конкретных проблемных задач - это очень весомый вклад в решение проблемы. Недаром говорят: "Правильно сформулировать проблему - значит наполовину ее решить". Далее необходимо последовательно работать с каждой проблемной задачей отдельно. Выдвигаются предположения и догадки о возможном решении проблемной задачи. Из большого, как правило, количества догадок и предположений выдвигаются несколько гипотез, т.е. достаточно обоснованных предположений. Затем проблемные задачи решаются путем последовательной проверки выдвинутых гипотез.
Проверка правильности решения проблемы включает в себя сопоставление цели, условий задачи и полученного результата. Большое значение имеет анализ всего пути проблемного поиска. Необходимо как бы вернуться назад и еще раз посмотреть, нет ли других более четких и ясных формулировок проблемы, более рациональных способов ее решения. Особенно важно провести анализ ошибок и уяснить суть и причины неправильных предположений и гипотез. Все это позволяет не только проверить правильность решения конкретной проблемы, но и получить ценный осмысленный опыт и знания, которые и есть главное приобретение обучаемого.
Нами был проведен эксперимент по изучению активизации мыслительной деятельности учащихся при использовании проблемных ситуаций на уроках физики. При контрольном эксперименте во всех случаях произошло существенное (на 1-2 человека) увеличение количества учащихся с высоким уровнем мыслительной деятельности, а в случае второй методики также уменьшилось количество учащихся с низким уровнем мыслительной деятельности, что доказывает, что в процессе использования проблемных ситуаций мыслительная деятельность учащихся активизировалась.
Методика определения скорости протекания мыслительного процесса.
Ход выполнения задания.
Учащимся предъявляется написанная на плакате или доске таблица слов с пропущенными буквами. Ученики по команде начинают писать те полные слова, которые они сумели образовать, вставив пропущенные буквы. Учитель фиксирует время завершения работы каждым учеником.
Необходимый материал: секундомер, список слов с пропущенными буквами.
Список слов:
п – ро | д – р – во | п – л – а |
г – ра | з – м – к | о – р – г |
п – ле | к – м – нь | к – р – он |
к – са | с – р – й | з – р – о |
т – ло | п – в – д | в – с – ок |
п – ля | х – л – д | с – г – об |
в – ра | п – с – к | в – т – а |
с – ла | к – з – л | п – д – ак |
д – ма | з – л – нь | п – р – а |
р - ка | т – л – га | б – л – он |
з – о – ок | с – я – о – ть | |
к – н – а | к – с – а – ник | |
с – е – ло | у – и – е – ль | |
к – ы – а | а – е – ь – ин | |
т – а - а | с – а – ц – я | |
к – у – ка | ч – р – и – а | |
с – а – ка | к – п – с – а | |
т – у – а | с – а – о – ть | |
с – а – а | с – е – о – а | |
п – е – а | к – н – о - а |
Обработка данных.
На основе составления
результатов отдельных
Методика
определения индивидуальных
особенностей уровней
развития мыслительных
операций: анализа, синтеза,
обобщения.
Ход выполнения задания.
Учащимся
предъявляется таблица, на
Необходимый материал: таблица с рядами
чисел, секундомер.
Таблица с числами | Ответы | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
6 | 9 | 12 | 15 | 18 | 21 | 24 | 27 | |
1 | 2 | 4 | 8 | 16 | 32 | 64 | 128 | |
4 | 5 | 8 | 9 | 12 | 13 | 16 | 17 | |
19 | 16 | 14 | 11 | 9 | 6 | 4 | 1 | |
29 | 28 | 26 | 23 | 19 | 14 | 8 | 1 | |
16 | 8 | 4 | 2 | 1 | 1/2 | 1/4 | 1/8 | |
1 | 4 | 9 | 16 | 25 | 36 | 49 | 64 | |
21 | 18 | 16 | 15 | 12 | 10 | 9 | 6 | |
3 | 6 | 8 | 16 | 18 | 36 | 38 | 76 |
Информация о работе Проблемная ситуация как способ активизации мыслительной деятельности учащихся