Проблемная ситуация как способ активизации мыслительной деятельности учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является описание путей и средств активизации мыслительной деятельности учащихся старшего школьного возраста при использовании проблемных ситуаций.
Для достижения данной цели нами поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие активизации мыслительной деятельности учащихся и способы активизации.
Описать проблемную ситуацию как метод обучения.
Провести практическое исследование активизации мыслительной деятельности учащихся старшего школьного возраста.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

Правила создания проблемных ситуаций:

  1. Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности.
  2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.
  3. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
  4. Проблемными заданиями могут быть:
  5. усвоение;
  6. формулировка вопроса;
  7. практические здания.

     Проблемное  задание может привести к проблемной  ситуации только в случае учета вышеупомянутых правил.

  1. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
  2. Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов. Например: «Вы не могли построить треугольник с 3 известными углами, т.к. в этом задании было нарушено одно из важных правил, касающихся треугольников».

Подготовленность  ученика к проблемному учению определяется, прежде всего, его умением увидеть выдвинутую учителем (или возникшую в ходе урока) проблему, сформулировать ее, найти пути решения и решить эффективными приемами.

Основными элементами учебной проблемы являются «известное»  и «неизвестное» (нужно найти  «связь», «отношение» между известным и неизвестным). В условиях задачи обязательно содержатся такие элементы, как «данное» и «требования».

Учебная проблема – форма проявления логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию (объяснению) сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа действия.

Основные функции  учебной проблемы:

  1. Определение направления умственного поиска, то есть деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы.
  2. Формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний.

Знание учителем основных требований к учебной программе  является одним из важнейших условий  успешной постановки проблемы и организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Постановка учебной  проблемы осуществляется  в несколько  этапов:

а) анализ проблемной ситуации;

б) осознание  сущности затруднения – видение  проблемы;

в) словесная  формулировка проблемы.

Учебная проблема не является проблемой для учителя. Учитель ставит перед учениками  проблемный вопрос или проблемную задачу. Такая постановка ведет к возникновению  проблемной ситуации принятию учеником проблемы, сформулированной и поставленной учителем.

Процесс постановки учебной проблемы должен осуществляться с учетом основных логических и дидактических  правил:

  1. отделение (ограничение) известного от неизвестного,
  2. локализация (ограничение) неизвестного,
  3. определение возможных условий для успешного решения,

Выводы

- условиями успешного  применения вышеизложенных приемов  и способов активизации являются:

1. максимальная  опора на активную мыслительную  деятельность учащихся,

2. ведение учебного  процесса на оптимальном уровне  развития учащихся,

3. эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса.

Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального  затруднения, вызванное, с одной  стороны, острым желанием решить проблему, а с другой - невозможностью это  сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающее потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий. 

 

Исследование  влияния проблемной ситуации на активизацию  мыслительной деятельности учащихся

Методы  исследования

С целью экспериментальной  проверки степени активизации мыслительной деятельности была исследована выборка  из 25 учащихся 10 «а» класса (15 мальчиков  и 10 девочек). Физически и умственно  все дети здоровы.

Эксперимент проходил в три стадии:

  1. констатирующая;
  2. обучающая;
  3. контрольная.

Было использовано три методики изучения мыслительной деятельности, представленных в приложениях  к курсовой работе:

  1. Методика определения скорости протекания мыслительного процесса (тестовая, Приложение 1)
  2. Методика определения индивидуальных особенностей уровней развития мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения (тестовая, Приложение 2).
  3. Методика определения сформированности интеллектуальных умений (анкетная, Приложение 3).

Таким образом, в качестве методов экспериментального исследования были использованы тестирование и анкетирование.

Результаты  исследования

 

Результаты исследования по методике № 1 представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. 

Время Скорость  протекания мыслительного процесса
низкая средняя высокая
1. 19м.15с. +    
2. 14м.30с.     +
3. 17м.10с.   +  
4. 19м.20с. +    
5. 14м.15с.     +
6. 16м.45с.   +  
7. 20м.10с. +    
8. 14м.50с.     +
9. 17м.20с.   +  
10. 17м.15с.   +  
11. 14м.40с.     +
12. 14м.10с.     +
13. 17м.05с.   +  
14. 13м.50с.     +
15. 16м.45с.   +  
16. 16м.40с.   +  
17. 17м.05с.   +  
18. 20м.15с. +    
19. 15м.40с.   +  
20. 16м.00с.   +  
21. 16м.05с.   +  
22. 20м.55с. +    
23. 12м.20с.     +
24. 16м.50с.   +  
25. 16м.45с.   +  
 

Таким образом, у 28% учащихся высокая скорость протекания мыслительного процесса, у 20% - низкая и у 52% - средняя. 

Данные по выполнению задания № 2 представлены в таблице 2. 

Таблица 2. 

Время Уровень развития мыслительных операций
низкий средний высокий
1. 8м.10с. +    
2. 4м.50с.     +
3. 6м.05с.   +  
4. 4м.25с.     +
5. 4м.10с.     +
6. 6м.10с.   +  
7. 7м.35с. +    
8. 4м.15с.     +
9. 6м.25с.   +  
10. 6м.10с.   +  
11. 6м.15с.   +  
12. 6м.30с.   +  
13. 6м.40с.   +  
14. 4м.35с.     +
15. 6м.30с.   +  
16. 7м.35с. +    
17. 6м.50с.   +  
18. 7м.45с. +    
19. 6м.05с.   +  
20. 6м.45с.   +  
21. 6м.45с.   +  
22. 7м.20с. +    
23. 4м.55с.     +
24. 6м.15с.   +  
25. 6м.50с.   +  
 

Итак, у 24% учащихся высокий уровень развития мыслительных операций, у 20%-низкий и у 56%-средний. 

Данные по выполнению задания приведены в таблице 3.

Таблица 3.

Общий балл Уровень сформированности интеллектуальных умений
низкий средний высокий
1. 19 +    
2. 61     +
3. 44   +  
4. 58     +
5. 58     +
6. 40   +  
7. 30 +    
8. 62     +
9. 45   +  
10. 48   +  
11. 60     +
12. 63     +
13. 49   +  
14. 65     +
15. 43   +  
16. 45   +  
17. 34 +    
18. 34 +    
19. 44   +  
20. 43   +  
21. 43   +  
22. 32 +    
23. 46   +  
24. 40   +  
25. 42   +  

Информация о работе Проблемная ситуация как способ активизации мыслительной деятельности учащихся