Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:33, курсовая работа
Целью данной курсовой работы ставилось изучение понятия школьной неуспеваемости, психологических особенностей неуспевающих школьников, причин возникновения и путей преодоления данной проблемы.
Введение
I. Теоретическая часть
Понятие школьной неуспеваемости
Психологическая характеристика неуспевающих
школьников
Общая характеристика
Виды неуспеваемости
Типы неуспевающих школьников
Причины неуспеваемости
Классификации причин
Физиологические причины
Недостатки семейного воспитания
Пути устранения неуспеваемости
II. Практическая часть.
Список использованной литературы
отстающими. Распространенность этой меры, хотя её и справедливо критикуют
за нерациональность, объясняется, по нашему мнению, тем, что она
увеличивает количество времени для изучения материала. Этот способ
оказывается единственным у тех учителей, которые не умеют дифференцировать
работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания.
Еще один важный вопрос относится к организации обучения второгодников.
В литературе справедливо отмечается, что повторный курс наносит большой
ущерб школе, травмирует учащихся и малоэффективен. В связи с этим возникла
идея и имеется довольно широкая практика создания специальных классов (и
школ) как для неуспевающих учащихся с замедленным темпом развития, так и
для переростков, второгодников и оставшихся на третий год в том же классе.
Особенностью обучения в специальных классах является их меньшая
наполняемость, специальные методы обучения и программы, предусматривающие
ликвидацию пробелов за предыдущие классы. Используется режим школы
продленного дня; учителя получают повышенную заработную плату.
Положительные результаты работы
таких классов описаны в
В педагогической литературе рассматривается вопрос об условиях перевода
неуспевающих школьников в следующий класс. Весьма своевременными
представляются попытки модифицировать условия перевода, сделать их более
гибкими. Суть дела состоит в том, чтобы дать возможность учащимся, которые
могут и хотят догнать свой класс, будучи условно переведенными в следующий
класс, в течение I четверти ликвидировать свои пробелы, пройти
испытательный срок.
Для предупреждения неуспеваемости, как показал анализ условий, вызывающих
отставание, основное значение имеет совершенствование процесса обучения,
усиление его воспитывающего и развивающего воздействия. Рекомендации
направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе с
учащимися, так и в работе со всем классом.
Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их.
Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться,
то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Тогда
родители обращают внимание на состояние ребенка и начинают в срочном
порядке брать репетиторов. Но, как правило, бывает поздно. У ребенка
сформировалось уже негативное отношение к процессу обучения, и он не
понимает большинства дисциплин. Бесконечные «проработки» со стороны
родителей ухудшают иногда и без того плохой микроклимат в семье.
Деятельность учителя по предупреждению неуспеваемости требует, чтобы при
обнаружении отставания оперативно принимались меры к его устранению. В
литературе выбор мер связывается обычно только с причинами неуспеваемости,
что, конечно, недостаточно. Такое наложение в теории и практике связано с
тем, что в понятии «неуспеваемость» не выделены его элементы, не выявлены
признаки отставания. Между тем это необходимо для правильного выбора мер
преодоления неуспеваемости и отставаний, для понимания причин этих явлений.
В практической работе целью является установление причин неуспеваемости
отдельного ученика в связи с обнаружением неуспеваемости. Учитель мысленно
обращается к тем обстоятельствам, которые непосредственно предшествовали
получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его
успеваемость. В первую очередь обычно бросаются в глаза такие
обстоятельства, как пропуски уроков, невыполнение домашних заданий,
невнимательность ученика на уроке. Вдумчивый учитель не останавливает
анализ на этом, но старается выяснить, какие черты личности ученика и какие
обстоятельства его жизни могли вызвать замеченные им поступки. Причины тут
могут быть самые различные: и болезнь ученика, и его
недисциплинированность, и слабохарактерность, и плохие бытовые условия, и
его конфликты с учителями и товарищами. Из числа таких самых разнообразных
причин учитель выбирает те, которые могли сыграть роль в жизни данного
ученика. Но и эти причины являются следствием других, более общих и более
глубоких, и они тоже могут быть вскрыты учителем. Опираясь на результаты
своего анализа, учитель может принимать решение о том, какие воспитательные
воздействия необходимы.
Практическая часть.
В экспериментальной части изучения неуспеваемости был проведен школьный
тест умственного развития (ШТУР) в 7 классе гимназии №8 города Мурманска.
Тест исследует уровень сформированности определенных понятий и совершаемых
с ними некоторых логических действий. ШТУР построен на таком содержании,
которое подлежит обязательному усвоению. Тест состоит из шести субтестов, в
каждом из которых от 15 до 25 однородных заданий. Два первых субтеста
направлены на выявление общей осведомленности. По выполнению заданий этих
субтестов можно судить, на сколько адекватно использует школьник в своей
пассивной и активной речи некоторые научно-культурные и общественно-
политические термины и понятия. Третий субтест направлен на выявление
умения устанавливать аналогии, четвертый – логические классификации, пятый
– логические обобщения, шестой – нахождение правил построения числового
ряда.
Субтесты «Аналогии», «Классификации» и «Обобщения» включают в себя основные
понятия их школьного курса физики, математики, литературы, русского языка,
истории, географии, биологии.
Достоинством ШТУР являются богатые возможности, которые он предоставляет
для создания реальной программы коррекции умственного развития учащегося,
так как ее основой является четкое представление о недостатках вербального
развития ребенка, соотнесенное с социально-психологическим нормативом.
Иными словами, зная исходный уровень умственного развития и норматив, к
которому это развитие направлено по любому из его параметров, можно
добиться их совпадения, наметив конкретные пути работы с учащимся.
Трудности учащихся, выявленные с помощью ШТУР были классифицированы
следующим образом:
Трудности, связанные со скудностью, ограниченностью вербального опыта
детей; они обнаруживаются на основе анализа результатов субтестов на общую
осведомленность (первый и второй субитесты;
Трудности, в основе которых лежат слабые знания учащихся по отдельным
школьным предметам; они обнаруживаются путем анализа всех заданий,
использующих понятия каждой школьной дисциплины (третьем, четвертом, пятом
субтестах);
Трудности, связанные с недостаточным владением формально-логическими
операциями, заложенными в тесте; о них свидетельствуют результаты
выполнения третьего, четвертого и пятого субтестов.
В эксперименте принимало участие 23 школьника. По результатам каждого
субтеста все школьники были разделены на 5 групп по успешности выполнения
задания. Процентное соотношение выполненных заданий каждой группы по
каждому субтесту проиллюстрированы графиками.
Список использованной литературы
Блонский П.П. Школьная успеваемость. Избр. Пед. Произв. М., 1961.
Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К.
Бабанского. Ростов-на-Дону, 1972
Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М, 1954.
Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников.- Минск:
Народная асвета, 1977.
Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М. К. Акимова и др; Под
ред. И.В. Дубровиной.-М.: Просвещение, 1991.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании- М.:
Владос,1996