Предметно-пространственная среда как условие развития личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

К проблемам Детства обращаются такие ученые как В.Г Безносов, А.А. Грекалов, В.П. Зеньковский, А.П. Желобов, В.А. Хушелев, С.Д. Лихачев, К.В. Султанов, В.П. Щербаков и другие, изучали феномен «Философии Детства», где ребенок – будущий полноправный член социума, органично адаптированный к нему, которому предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включение в культуру, социальную активность и поведение ребенка. Феномен «Детства» изучается в различных аспектах, как судьбы человека, период пластичности, обучаемости, восприимчивости, предшествующей взрослению. Как судьба страны и критерии оценки современной политики, как формы социального бытия, определяющего развитие цивилизации и человечества, так как именно в «Детстве» закладывается программа поведения людей и включенности их в культуру, социальные формы жизни, будущие виды деятельности. И.Я. Берковский, И.О. Лосский, Д.С. Меретковский, Платон, З.Фрейд и другие рассматривали ребенка как уменьшенную копию взрослого, через которого раскрывается генезис культуры «этимология жизни». [9, С.251] Современный философский взгляд на среду базируется на пон

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 . ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1. Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе
2. Многообразие развивающей среды. Ее функции и принципы построения
3. Развивающая среда в ДОУ
4. Соответствие развивающей среды возрасту детей
5. Требования к формированию и использованию развивающей среды
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1. Компоненты и принципы построения развивающей среды, характеристика принципов.
2. Проблемы в организации предметно-развивающей среды
3. Целостная модель построения среды
4. Задачи, которые следует учитывать при организации предметно-пространственной среды.
Заключение

Работа содержит 1 файл

Глава 1.docx

— 71.26 Кб (Скачать)

7. Неумение педагогов  активизировать деятельность детей  по освоению предметной среды. 

8. Непонимание  изменения пространства современного  ребенка. Появление новых игрушек  и пособий (конструктора "Лего", трансформеров, коллекционных кукол), технических приспособлений и компьютерных приложений (электронных и роботизированных игрушек, компьютерных игр), а также изменение способов представления информации в средствах масс-медиа создают принципиально отличную от традиционной и характерной для 60–90х гг. прошлого века среду. Виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников. Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры.

3. Целостная модель построения среды

    Продуманное проектирование целостной модели построения предметно-пространственной среды должно включать три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и изменение во времени.

К наполнению развивающей  среды (предметному содержанию) относятся: игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое  оборудование.

Следует отметить большое число выпускаемого промышленностью  разнообразного и качественного  оборудования (сенсорных столов, столов-лабораторий  для экспериментирования, эстетически  привлекательной и динамичной детской  мебели), вызывающего интерес у  современных дошкольников и снискавшего  одобрение у педагогов и родителей. Но важно не столько их количество, сколько верный выбор и использование  в педагогическом процессе.

Дети младшего и старшего дошкольного возраста по-разному воспринимают игрушки, реагируя на их художественный образ, внешние  свойства, детали, функциональность. В  зависимости от возраста, опыта детей  и должно варьироваться наполнение и расположение данных материалов.

Первый шаг  в проектировании среды – определение  расположения центров в группе детского сада. При этом следует учитывать  комплиментарность и взаимообогащение видов деятельности. Традиционно организуют центр игры, центр искусства и творчества, центр грамотности, включающий в себя книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма, центр науки (познания), куда входят уголок природы, место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами, центр строительно-конструктивных игр, центр математики (игротека), физкультурно-оздоровительный центр. В ряде случаев в зависимости от возраста детей и вида учреждения оформляют центры кулинарии и ручного труда, манипулятивный центр, центры развития моторики и сенсорного развития. Модели конкретных центров варьируются исходя из возрастных возможностей дошкольников, требований образовательных программ. Важно, чтобы создаваемые центры строились на основе интеграции содержания и видов деятельности. Желательно предусмотреть возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центре по мере необходимости с помощью применения раздвижных перегородок-ширм, переносных матов, легко передвигаемой мебели-трансформера, использования пространствообразующих материалов. Для создания индивидуального комфорта каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство: кроватка со стульчиком, полка в стеллаже, подушечка или коврик на полу. Для активизации субъектных проявлений, создания условий для проявления собственного "Я", развития рефлексии и самооценки следует обеспечить возможность демонстрации собственных детских успехов. Важно создать в группе уютную естественную обстановку, гармоничную по цветовому и пространственному решению. Рекомендуется использовать светлые пастельные тона для оформления стен, подбирать мебель естественных оттенков. Желательно, чтобы предметы мебели гармонировали друг с другом, были оформлены в едином стиле. Для активизации эстетических впечатлений можно использовать различные "неожиданные" материалы, пособия: плакатную графику, художественные фотографии, предметы современного декоративного искусства. Стоит подчеркнуть необходимость создания единого пространства детского сада (гармонии среды разных помещений групп, кабинетов и залов, дополнительных кабинетов (коридоров и рекреаций, физкультурного и музыкального залов, изостудии и театрального зала, "комнаты сказок" и зимнего сада, лаборатории и творческих мастерских, компьютерного класса), участка). Принципиально неверно прилагать усилия только для оформления и организации отдельного помещения (мини-музея, изостудии или лаборатории) или одного из центров. Не меньше внимания следует уделить обустройству других помещений. Данных правил следует придерживаться и при оформлении пространства участка. Можно использовать некоторые переносные элементы: украшенные разноцветные стойки, рейки, выносные сиденья; элементы декора бассейна, периметра песочницы, ограждений деревьев привлекательными узорами (разноцветными рейками, нарисованными божьими коровками, бабочками, стрекозами). В канун праздников предусматривается украшение здания и прилегающей территории светящимися гирляндами, небольшими букетиками цветных листьев, снежинками и мозаиками на окнах.

В процессе проектирования среды важно продумать варианты ее изменения. Условно можно выделить следующие линии:

  • времени (обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в течение года);
  • освоенности (с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного);
  • стратегического и оперативного изменения (по мере решения конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности).

Перечень  оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения  ДОУ

  Идеи относительно проектирования предметно-пространственной среды составляют основу Перечня оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения различных помещений дошкольного учреждения с учетом их функционального назначения, возраста детей и видового разнообразия*.

Представляемые  материалы являются результатом  научных исследований и обобщения  педагогического опыта современных  дошкольных образовательных учреждений, проводимых в 2006 г. под научным руководством директора Института детства РГПУ им. А.И. Герцена Н.А. Ноткиной и заведующей кафедрой дошкольной педагогики А.Г. Гогоберидзе. Данные исследования осуществлялись в рамках проекта "Разработка минимальных лицензионных требований для дошкольных образовательных учреждений" Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы (мероприятие "Совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений и организаций", задача "Развитие системы обеспечения качества образования").

Созданию методических рекомендаций, Перечня оборудования и материалов предшествовала масштабная работа по изучению практики современных  дошкольных учреждений. Отличие данных материалов от существующих разработок и пособий в том, что предпринята попытка обосновать модели построения предметно-развивающей среды и составить перечни оборудования и пособий не узконаправленного характера (по видам детской деятельности или возрастам), а одновременно по нескольким линиям, что создает целостное видение особенностей построения предметно-развивающей среды современного детского сада. Для того чтобы подчеркнуть специфику используемого оборудования, обосновать отбор и рекомендации по использованию пособий, компоновка перечней материалов и оборудования осуществлялась одновременно по следующим направлениям:

  • возрастные группы. Представлены рекомендации по оснащению среды начиная с 1й группы раннего возраста и заканчивая подготовительной группой детского сада, что позволяет более четко очертить линии преемственности в организации и наполняемости среды каждой возрастной группы;
  • основные направления работы детского сада. Оборудование и материалы компонуются по направлениям развития детей (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое). Отдельным блоком представлена игровая деятельность детей как ведущая и составляющая основу педагогического процесса в дошкольном возрасте;
  • функциональное назначение помещений детского сада (приведены рекомендации по оснащению и организации групповых помещений (с подробным описанием пространств игровой комнаты, спального помещения, раздевальной, умывальной и туалетной комнат), а также музыкального зала и кабинета музыкального руководителя, физкультурного зала, бассейна, кабинетов психолога, логопеда, медицинского, методического кабинетов, кабинетов дополнительного образования (изостудии, театральной студии, компьютерного класса, экологической лаборатории и др.));
  • виды дошкольных образовательных учреждений. При описании перечней оборудования, игрушек и материалов выделены инвариантный (минимальный основной перечень, обязательный для дошкольных образовательных учреждений всех видов) и вариативный (дополнительный) перечни. Основной перечень является достаточным для детских садов. Детские сады присмотра и оздоровления, компенсирующего и комбинированного видов, центры развития могут дополнять основной перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов в соответствии с реализуемыми целями и задачами.

Следует отметить, что в данных рекомендациях представлен  своеобразный минимум – нижняя планка разнообразия и количества оборудования и игровых материалов. Понимая  различия в материальных условиях дошкольных образовательных учреждений разных регионов, ориентирах построения предметной среды в разных образовательных  программах, авторский коллектив  стремился создать достаточно реалистичный перечень оборудования и игровых  материалов. Опытные педагоги заметят  отсутствие в предлагаемых перечнях некоторых широко используемых в  практике современных детских садов пособий, материалов, оборудования (например, медиапроекторов, технических приспособлений).

На протяжении последних пяти лет данные методические материалы активно внедряются и  апробируются. Содержащиеся в них  идеи и основные положения регулярно  обсуждаются на семинарах для  руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Нормативные документы

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.124903", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 26.03.2003 № 24
  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003
  • Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403 <О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье>
  • Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/1912 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек")

Основные  критерии отбора игровых  материалов и оборудования    

 В целях  развития личности и защиты  интересов детей Министерство  образования Российской Федерации  совместно с Художественно-техническим  советом по игрушке подготовило  пакет документов по психолого-педагогической  экспертизе игр и игрушек.

Обязательным  требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность:

  • провоцировать ребенка на агрессивное действие;
  • вызывать проявление жестокости  по отношению к игрушкам и к персонажам игры (людям, животным);
  • провоцировать игровые сюжеты, связанные  с безнравственностью и насилием;
  • вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.

Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:

  • остроумность образного решения (дизайн, высокий  художественно-эстетический уровень);
  • многовариативность;
  • обобщенность;
  • открытость (возможность придумывать новые задания);
  • полифункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры);
  • дидактические свойства;
  • разнообразие по уровню сложности;
  • возможность применения группой детей;
  • использование различных фактур; 
  • методические рекомендации.

Материальная  база должна включать следующие разделы: 

I. Оборудование помещений для создания развивающей среды

II. Игровые средства и оборудование по основным направлениям развития ребенка:

  • оборудование для развития общих движений;
  • игровые средства для развития мелкой моторики;
  • игровые средства для развития сенсорного восприятия; 
  • игровые средства для развития мышления;
  • игровые средства для развития речи и языка;
  • игровые средства для ознакомления с окружающим миром;
  • игровые средства для социально-эмоционального развития;
  • игровые средства и материалы для творческого развития;
  • игровые средства и оборудование для организации сюжетно - ролевой игры.
 

     И, наконец,  предметная среда не должна  быть самоцелью, было бы утопией  думать, что можно воссоздать  идеальную предметно-развивающую  среду. Это открытая, живая система,  постоянно изменяющаяся в процессе  роста детей. Развивающая среда  является развивающей, если помогает  ребенку осваивать генетические  задачи возраста.

   4.  Задачи, которые следует учитывать при организации предметно-пространственной среды.

Под развивающей  предметно-пространственной средой следует  понимать естественную комфортабельную  обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

     В  такой среде возможно одновременное  включение в различную деятельность  всех детей группы. Развивающая  среда способствует утверждению  уверенности в себе, даёт возможность  дошкольнику испытывать и использовать  свои способности, стимулирует  проявление самостоятельности, инициативности, творчества.

     Цель  используемых в работе программ, является – познавательно-творческое  развитие ребёнка через присвоение  им культурно-исторического опыта,  что способствует наиболее полному  раскрытию и реализации возрастного  потенциала дошкольника, помогает  входить в современный, быстро  меняющийся мир.

     На  каждом возрастном этапе выделены  приоритетные образовательные задачи, которые следует учитывать при  организации предметно-пространственной  среды. 

Информация о работе Предметно-пространственная среда как условие развития личности ребенка