Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:22, курсовая работа
К проблемам Детства обращаются такие ученые как В.Г Безносов, А.А. Грекалов, В.П. Зеньковский, А.П. Желобов, В.А. Хушелев, С.Д. Лихачев, К.В. Султанов, В.П. Щербаков и другие, изучали феномен «Философии Детства», где ребенок – будущий полноправный член социума, органично адаптированный к нему, которому предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включение в культуру, социальную активность и поведение ребенка. Феномен «Детства» изучается в различных аспектах, как судьбы человека, период пластичности, обучаемости, восприимчивости, предшествующей взрослению. Как судьба страны и критерии оценки современной политики, как формы социального бытия, определяющего развитие цивилизации и человечества, так как именно в «Детстве» закладывается программа поведения людей и включенности их в культуру, социальные формы жизни, будущие виды деятельности. И.Я. Берковский, И.О. Лосский, Д.С. Меретковский, Платон, З.Фрейд и другие рассматривали ребенка как уменьшенную копию взрослого, через которого раскрывается генезис культуры «этимология жизни». [9, С.251] Современный философский взгляд на среду базируется на пон
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 . ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1. Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе
2. Многообразие развивающей среды. Ее функции и принципы построения
3. Развивающая среда в ДОУ
4. Соответствие развивающей среды возрасту детей
5. Требования к формированию и использованию развивающей среды
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1. Компоненты и принципы построения развивающей среды, характеристика принципов.
2. Проблемы в организации предметно-развивающей среды
3. Целостная модель построения среды
4. Задачи, которые следует учитывать при организации предметно-пространственной среды.
Заключение
Однако, если проектируется спортивный зал, он должен соответствовать не только нормативам, о которых говорилось выше, но и отвечать культурно-гигиеническим требованиям. В спортивном зале не должно быть люстр, которые могут осколочно разлететься при ударе мячом и ранить ребенка. Здесь нужны закрытые светильники. В зале лишние и различного рода занавеси на окнах: окна должны быть оборудованы таким образом, чтобы предупредить удары мяча и других метательных снарядов. Это могут быть натянутая сетка или деревянная решетка. Речь об оборудовании зала пойдет ниже. Здесь мы лишь приводим пример его проектирования и оборудования как образец необходимости выполнять принцип целесообразности и рациональности.
Продолжая разговор об этом принципе, хочется остановиться и на таких моментах благоустройства детского сада, как умение педагогов гибко сочетать в интерьере необходимое с возможным. Речь пойдет о тех зонах детской деятельности, которые, безусловно, необходимы для полноценного развития детей, но не всегда оправданно создаются в то время, когда их можно и нужно оборудовать по-другому и с большим коэффициентом полезного действия. Например, зона экологического развития детей, или двигательная, или любая другая, которую в данном помещении просто нецелесообразно располагать. Экологическую потому, что в группе недостаточно света или других условий для развития растений, они растут, но не делают зону привлекательной для ребенка, так что она не выполняет свои развивающие функции в полной мере. Двигательную потому, что помещение не позволяет организовать свободную двигательную деятельность детей и зона не выполняет своего назначения. Вот здесь и нужна рациональность решения проблемы. Где лучше иметь базу для удовлетворения потребности в экологическом, двигательном или другом развитии? Наверно, там, где для этого есть условия. Решение этой проблемы должно быть итогом поиска всего педагогического коллектива, даже если это проблема одной группы, поскольку решение может" лежать в сочетании нескольких групповых комнат или выделении особого места в рекреации, вестибюле и т.д. Неважно где. Важно, чтобы дети имели возможность удовлетворять свои потребности в различных видах деятельности. Таким образом, принцип рациональности и целесообразности - это удобство, это простор, элегантность и воздушность помещения. [5, С.64]
Следующий немаловажный принцип – принцип доступности и открытости. Он продиктован особенностями развития ребенка дошкольного возраста, который ведет себя по принципу "вижу - действую'' (М.И. Лисина). Мы говорили выше о том, что развивающая среда имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности, подтолкнуть к тому, что ему интересно и доступно в данный момент. Выбор ребенка может состояться только в том случае, если перед ним будет открыто все. Это на втором этапе развития деятельности, когда уже поставлена цель и ребенок начинает плакировать ее реализацию (необходимо обеспечить ее материально), ребенок обязательно обратится к тому, чего не видит глаз, но держит память (где лежат необходимые для дела материалы). Поэтому в группе на стеллажах, полках, в шкафах должно быть открыто представлено все то, что составляет актуальный и ближайший предметный мир в настоящее время для развития ребенка.
Следующий немаловажный
принцип проектирования и построения
окружающего мира - соответствие развивающей
среды возрасту детей. Все изменения
в психологическом содержании деятельности
соотносимы с возрастом, имеют ярко
выраженную иерархию, что позволяет
выстроить психологическое
Соответствие возрасту - одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельном ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития: во-первых, для детей, которые эти материалы еще не освоили; во-вторых, для тех игр и занятий, которые возвращают детей к любимым игрушкам и предметам (пластмассовые и резиновые игрушки, фанерные и картонные плоскостные изображения натуральных предметов для строительных игр, игр с песком, водой и т.д.); в-третьих, для создания игровой ситуации, которая в более старшем возрасте почти не представлена игровым материалом, и все эти в прошлом значимые вещи сегодня выступают для детей побочным подспорным материалом. В связи с этим принципом можно рекомендовать ориентироваться на такие показатели соответствия среды возрасту детей.
3.Развивающая среда в ДОУ
Мощный обогащающий фактор детского развития - социокультурное окружение и его предметные среды. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, формы занятости старших и содержания семейных досугов. Детский сад как образовательный центр всегда несет в себе не только заряд "запрограммированной" культуры, но и испытывает влияние культурной ауры микрорайона, села, города, по-разному обогащающих жизнь детей, их опыт деятельности и переживаний. Все эти среды: семейный дом, детский сад, школа, микрорайон, город (село), природные и парковые ландшафты - могут стать источником обогащения опыта детской деятельности, психики, личности. Сам же детский сад с многообразием помещений, их назначения, характера деятельности людей в них тоже достаточно интересная для ребенка микросреда, которая и должна составлять первые моменты его знакомства с миром. Базисные компоненты развивающей предметной среды включают не только групповые помещения, но и другие функциональные пространства. Детское учреждение целиком должно принадлежать детям и взрослым - их воспитателям. Детские учреждения являются своеобразным культурным центром и для родителей, их клубом, в котором они смогут предложить свои таланты и получить удовлетворение своих родительских ожиданий. Разнообразные базовые компоненты развивающей предметной среды дают возможность избежать рутины и неформально организовать педагогический процесс. Ведь если ребенок все время занят полезным и интересным делом, это уже большая педагогическая удача. Деятельный, инициативный ребенок может быть только там, где он чувствует себя в теплом, уютном, родном доме, открытом для него, его друзей, воспитателей и родителей. Детям должны быть доступны все функциональные пространства детского образовательного учреждения, включая те, которые предназначены для взрослых. Конечно, доступ в помещения для взрослых, например, в методический кабинет, кухню или кастелянную, должен быть ограничен, но не закрыт, так как труд взрослых всегда интересен детям. Существует мнение о специфической субкультуре детства, отличной от мира взрослых и требующей автономии: детские игрушки, детская мебель, детские книжки, детские рисунки — детское видение мира. Это мнение справедливо, но только наполовину. Известный искусствовед Г.Н. Любимова писала, что ребенку для его нормального развития необходимо жить в трех предметных пространствах: сомасштабном действиям его рук (масштаб "глаз-рука"), сомасштабном его росту и сомасштабном предметному миру взрослых. Эту верную мысль подтверждают простой, исторически сложившийся бытовой здравый смысл, теория зоны ближайшего развития (Л.С.Выготский), сотрудничества взрослого с детьми (Ш.Амонашвили), а также идея о значении когнитивной структуры развития личности ребенка, предполагающей интерес ребенка, выходящий за рамки детской комнаты.
Полноценное развитие
ребенка не может происходить
только внутри его детского мирка, для
него нужен выход в широкий
мир, и это мир взрослых. Именно
поэтому в образовательном
Это положение относится ко всем базисным компонентам развивающей предметной среды образовательного детского учреждения, об оформлении которых надо тоже позаботиться.
4. Соответствие развивающей среды возрасту детей
Все изменения в психологическом содержании деятельности соотносимы с возрастом, имеют ярко выраженную иерархию, что позволяет выстроить психологическое дерево целей развивающей предметной среды детства. Стержень (ствол) этого дерева – возраст ребенка от рождения до 7 лет. Каждый возрастной период (или фаза) имеет свою мотивацию ведущего типа (вида) деятельности. Ее проявление обусловлено как уже имеющимся опытом, так и социальной ситуацией развития, влияние которой может соответствовать возрасту, отставать или опережать его. Обычно социальная ситуация рассматривается как общественные (семейные, образовательные и др.) условия, выступающие данностью, с которой нужно считаться.
Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития, во-первых, для детей, которые эти материалы еще не освоили; во-вторых, для тех игр и занятий, которые возвращают детей к любимым игрушкам и предметам (пластмассовые и резиновые игрушки, фанерные и картонные плоскостные изображения натуральных предметов для строительных игр, игр с песком, водой и т.д.); в-третьих, для создания игровой ситуации, которая в более старшем возрасте почти не представлена игровым материалом, и все эти в прошлом значимые вещи сегодня выступают для детей побочным подспорным материалом.
В связи с
этим можно рекомендовать
Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т.д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность. Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развития детей этого возраста. Общий вид группы – игровой, яркий, предметный.
В средней группе должно преобладать такое содержание развивающей среды, которое определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Этот уровень должен расти, его может обеспечить плавный переход от обеспеченной творческой игры к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, обстановки, игрового содержания, правил и действий. Поэтому игровое оборудование в течение года постепенно уступает место академическому содержанию деятельности.
Старшая группа. Здесь идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры, и здесь к игре предъявляются особые требования. Чтобы выполнять функции развития ребенка этого возраста, она должна быть, прежде всего, развитой сама. Ее развитие зависит от игровой среды, которую создадут взрослые. И чем больше на пути у ребенка в этот период развития игры встретится препятствий, тем эффективней будет развитие и ребенка и игры. В старшей группе основные зоны деятельности – познавательная, интеллектуальная, математическая, экологическая, речевая, двигательная, художественная, исследовательская, трудовая, конструкторская в разных ее видах – строительная, техническая, художественная, музыкальная, театрализованная и т.д.
Подготовительная
к школе группа близка по наполнению
к старшей группе, но отличается
содержанием, в которое укладываются
программные задачи, индивидуальные
особенности и потребности
5. Требования к формированию и использованию развивающей среды
К развивающей среде дошкольных учреждений предъявляются требования педагогические, эстетические, гигиенические и экономические.
Педагогические: соответствие задачам и содержанию «Программы воспитания и обучения в детском саду»и требованиям дошкольной дидактики; общая педагогическая направленность с целью создания наибольшего комфорта; информативность, содержательность, разнообразие, привлекательность и доступность всей предметно-пространственной среды детского учреждения; возможность широкого использования ручного труда и художественной деятельности ребенка и воспитателя.
Эстетические: комплексный подход к оборудованию и окружающей среде помещений; создание эмоционального климата помещения средствами рациональной и красивой планировки, освещения и цветовой отделки; зонирование помещений и художественно-образное, привлекательное решение фрагментов; широкое использование в развивающей среде помещений, высокохудожественных и качественно выполненных помещений станкового, монументально-декоративного и прикладного искусства; разнообразие и эстетическая завершенность уголков природы, композиций из природного материала и озеленение помещений.
Гигиенические: соответствие кубатуры, площади, естественной освещенности, вентиляции и теплоизоляции нормативам и характеру использования помещения; учет психофизиологических особенностей зрительного восприятия и возрастных предпочтений детей при создании разумной и эмоционально насыщенной цветовой среды помещений; прочности, термо- и влагостойкость, не сгораемость, безвредность и отсутствие неприятных запахов покрытий пола, мебели, игрушек. [31, С.101]
Экономические: определяются утвержденными сметными нормами затрат на строительство, оформление и приобретение инвентаря и пособий для каждого типа дошкольного учреждения.
Также были выдвинуты и другие требования:
Учет психофизиологических факторов.
Учет градостроительных особенностей.
Функциональная целесообразность помещений.
Обеспечение физических параметров жизни человека.
Раскроем эти требования:
Психофизиологические
требования, в равной мере учитывающие
запросы личности и коллектива. Поэтому
необходимо учитывать ряд
Учет градостроительных
особенностей. Градостроительные требования
проявляются в выборе места для
постановки здания. Ориентиром здесь
служат замечательные пейзажи, уже
возведенные архитектурные
Информация о работе Предметно-пространственная среда как условие развития личности ребенка