Предметно-пространственная среда как условие развития личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

К проблемам Детства обращаются такие ученые как В.Г Безносов, А.А. Грекалов, В.П. Зеньковский, А.П. Желобов, В.А. Хушелев, С.Д. Лихачев, К.В. Султанов, В.П. Щербаков и другие, изучали феномен «Философии Детства», где ребенок – будущий полноправный член социума, органично адаптированный к нему, которому предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включение в культуру, социальную активность и поведение ребенка. Феномен «Детства» изучается в различных аспектах, как судьбы человека, период пластичности, обучаемости, восприимчивости, предшествующей взрослению. Как судьба страны и критерии оценки современной политики, как формы социального бытия, определяющего развитие цивилизации и человечества, так как именно в «Детстве» закладывается программа поведения людей и включенности их в культуру, социальные формы жизни, будущие виды деятельности. И.Я. Берковский, И.О. Лосский, Д.С. Меретковский, Платон, З.Фрейд и другие рассматривали ребенка как уменьшенную копию взрослого, через которого раскрывается генезис культуры «этимология жизни». [9, С.251] Современный философский взгляд на среду базируется на пон

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 . ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1. Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе
2. Многообразие развивающей среды. Ее функции и принципы построения
3. Развивающая среда в ДОУ
4. Соответствие развивающей среды возрасту детей
5. Требования к формированию и использованию развивающей среды
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1. Компоненты и принципы построения развивающей среды, характеристика принципов.
2. Проблемы в организации предметно-развивающей среды
3. Целостная модель построения среды
4. Задачи, которые следует учитывать при организации предметно-пространственной среды.
Заключение

Работа содержит 1 файл

Глава 1.docx

— 71.26 Кб (Скачать)

Функциональная  целесообразность помещения, т.е. полное соответствие своему назначению. Это  требование должно подчиняться как  объемно-планированное решение, так и конструктивное решение. Функциональные назначения здания определяет требования к освещенности, температуре, звукоизоляции, вентиляции, отоплению, водо- и газоснабжению, канализации. Бытовому оборудованию, теле- и радиофиксации, к отделке помещений и благоустройству здания и др.

Обеспечение физических параметров жизни человека. Изучаются  способы ограждения от неблагоприятных  условий воздействий климата. Выбирают внешнее очертание, взаимное расположение и конструкцию стен, перекрытий с  нужной прочностью, долговечностью, теплоизоляционностью и другими свойствами. Строитель защищает жителя от ветра, стужи, дождя или палящего солнца. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

  1. Компоненты и принципы построения развивающей среды, характеристика принципов.

 Направление  деятельности и развитие ребенка  во многом зависит от нас,  взрослых – от того, как устроена  предметно-пространственная организация  их жизни, из каких игрушек  и дидактических пособий она  состоит, каков их развивающий  потенциал и даже от того, как  они расположены. Все, что окружает  ребенка, формирует его психику,  является источником его знаний  и социального опыта. Поэтому,  именно мы, взрослые, берем на  себя ответственность создать  такие условия, которые способствовали  бы наиболее полной реализации  развития детей по всем психофизиологическим  параметрам, т.е. организации предметно-пространственной  среды.    

 Данная проблема  разрабатывалась рядом известных  психологов и педагогов, таких  как Т.В. Антонова, Т.Н. Доронова, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, В.А. Петровский, Сековец и др.     

 Сам термин  «развивающая среда»  стал очень  популярен и используется многими  авторами. Однако, понятие «среда»  не имеет четкого и однозначного  определения в мире науки. 

Понятие «окружающая  среда» выступает в широком и  узком смысле.    

 Развивающая  среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т.е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет).

  Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических наук СЛ. Новоселовой.

      Развивающая предметная среда – это система  материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического  развития ребенка.

    В  данном случае понятие «предметная  среда» выступает в узком смысле  своего значения, т.е. как средовое  пространство, заполненное предметами  мебели, быта, игрушками, живя среди  которых ребенок с помощью  взрослого осваивает окружающий  мир. Предметно - пространственная  среда предполагает понимание  ее как совокупности предметов,  представляющей собой наглядно  воспринимаемую форму существования  культуры. В предмете запечатлен  опыт, знания, вкусы, способности  и потребности многих поколений.  По словам Леонтьева – главнейшее  условие психического развития  ребенка – присвоение им общественно-исторического  опыта человечества.

    Неудивительно,  что этот мир оказывает свое  формирующее воздействие на все  стороны развития ребенка.   

 Таким образом,  предметно - пространственная среда  — составная часть развивающей  среды дошкольного детства. 

      Особое  значение в дошкольных учреждениях  придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние  на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Понятие «предметно-игровая  среда» является составляющей «развивающей предметной среды».

      В методологическом плане интерес  представляет «теория возможностей»  Дж. Гибсона. Гибсон, вводя категорию возможности, подчеркивает активное начало субъекта, осваивающего свою жизненную среду. Возможность – мостик между субъектом и средой. Возможность определяется как свойствами среды, так и свойствами самого субъекта. Чем больше и активнее личность использует возможности среды, тем более успешно и активно происходит ее свободное и активное саморазвитие.

      Интересно, что человек для другого человека также выступает как элемент  окружающей среды, оказывая на него влияние  своими отношениями и действиями.  Как подчеркивает Д.ж. Маркович: «Каждый из нас поэтому и человек и среда, что зависит от угла зрения». Особая роль социальной общности как среды человека отмечается также В.В. Рубцовым.

Таким образом, можно выделить несколько компонентов  развивающей среды:

  1. Социальный компонент.
 

         На основе исследований социальных психологов (Е.А. Кузьмин. И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов) можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды:

Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов  взаимоотношениями

  • Преобладающее позитивное настроение;
  • Авторитетность руководителей;
  • Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;
  • Сплоченность;
  • Продуктивность взаимоотношений.

     2. Пространственно-предметный компонент

      В работе В.В. Давыдова и Л.Б. Петровского  определены главные требования к  «интегральной среде для всестороннего  развития ребенка»:

  • Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;
  • Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязные жизненные моменты;
  • Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как сос стороны ребенка, так и со стороны взрослого.

     3. Психодидактический компонент     

 Педагогическое  обеспечение развивающих возможностей  ребенка – это оптимальная  организация системы связей между  всеми элементами образовательной  среды, которые должны обеспечивать  комплекс возможностей для личностного саморазвития В.А. Ясвин «Образовательная среда от моделирования к проектированию, М. , 1997). Позже на основе анализа исследований В.В. Давыдова и В.А. Петровского были сформулированы принципы построения предметно-пространственной среды.     

 Итак, среда  является основным средством  развития личности ребенка и  является источником его знаний  и социального опыта.     

Для того, чтобы грамотно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит ее организация. Еще в 1989 году Министерством образования России был создан авторский коллектив, который разработал Концепцию дошкольного воспитания. А в 1993 году – концепция получила дальнейшее развитие – коллективом психологов и педагогов под руководством В.А. Петровского и С.Н. Новоселовой были сформулированы основные принципы построения предметно-развивающей среды с учетом  психолого-педагогических требований. 

      С.Л. Новоселова подчеркивает, что при  создании предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических  особенностей обитателя этой среды.

      В целом, все программы в дошкольном образовании должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и  обеспечивать:

  • Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
  • Эмоциональное благополучие каждого ребенка; 
  • Интеллектуальное развитие;
  • Создание условий для развития личности;
  • Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
  • Взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса.
 

     Основные  положения личностно ориентированной  модели отражаются в принципах  построения развивающей среды. 
 

    Характеристика  принципов построения предметно-пространственной среды, развивающей личность дошкольника 

Название  принципов Их краткая  характеристика
Принцип развития Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность  личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип природо-сообразности воспитания Соответствие  педагогического влияния всего  биологической и социальной природе  ребенка; понимание сложности внутренней природы ребенка.
Принцип психологической комфортности Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника; обеспечение  воспитаннику положительного «эмоционального  самочувствия».
Принцип взаимодействия Установление  глубоких личностных отношений между  участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); - воспитатель  как равноправный партнер и сотрудник  в процессе взаимодействия.
Принцип доверительного сотрудничества Доминантность во взаимодействии на ребенке: открытость, искренность в сотрудничестве; обращение к «смысловым полям» воспитанника; сотрудничество в социально ценной деятельности.
Принцип диалогического общения Диалог как  способ самоопределения партнеров  по общению; - диалог как способ самообнаружения дошкольником своих смысловых позиций

общении; - развивающее содержание общения.

Принцип взаимного развивающего влияния  педагога и ребенка Взаимная связь  воспитателя и воспитуемого; творческое и духовное взаимообогащение педагога и ребенка в ходе совместной деятельности; установление в общении пространства взаимного личностного роста  воспитателя и детей.
Принцип ненасилия в воспитании Отсутствие  любых форм насилия над ребенком; обеспечение свободы ребенку  в выборе содержания, форм и методов  деятельности; преодоление у воспитанника тревожности, страха, чувства неполноценности.
Принцип приоритетности развития личн.-смысловой сферы ребенка Воспитание  образованного и культурного  ребенка через приобщение к национальным и мировым культурным ценностям; создание гуманных условий для самореализации, самообразования, самовоспитания ребенка; - опора на внутреннюю мотивацию  ребенка.
Принцип культурно-деятельностный Развитие природных  задатков ребенка в социально ценной и личностно значимой деятельности; - организация деятельности ребенка в пространстве культуры.
Принцип обучения деятельности Овладение метадеятельностью как «деятельности научения учению»; обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
Принцип приоритетности общественного дошкольного  образования Гуманистический характер содержания дошкольного образования; адаптивность системы дошкольного  образования к индивидуальным особенностям детей; гибкое реагирование на социокультурные  изменения среды;
Принцип преемственности образования Содержательная  преемственность целей, задач, содержания и смысловой направленности образовательной  деятельности; обеспечение личностного  развития воспитанника; создание единого  культурно-образовательного пространства личностного развития.
Принцип здоровье-сберегающий Забота о  душевном состоянии ребенка, его  психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов
 

    2.Проблемы в организации предметно-развивающей среды

        На основе анализа современных исследований, разработок и педагогической практики, не претендуя на полноту, выделим ряд проблем в организации предметно-развивающей среды детского сада.

1. Сохранение  и иногда доминирование традиционного  (с ориентировкой на рекомендации 60–80х гг. прошлого века) или формального (девиз "Куплено – красиво оформлено – расставлено") подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Причиной этого зачастую является непонимание педагогами возможностей предметно-пространственной среды в активизации разнообразной детской деятельности. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.

2. Некоторая  стихийность (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению (например, художественной деятельности, краеведению и т. п.)).

3. Недооценка  необходимости использования разных  материалов и пособий (в продуманном  и целесообразном сочетании), что  может привести к обеднению  детского опыта. Это проявляется  в использовании преимущественно  одного вида материалов (печатных  наглядных пособий, ограниченного  набора предметов народных промыслов, "устаревших" игрушек, дидактических игр – коллекций, составленных за время работы) или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов).

4. Непродуманность  и нерациональная организация,  создание среды не как целостного  пространства, а как механической  суммы зон и уголков, что  дезорганизует детей, приводит  к повышению тревожности и  нарастанию признаков утомляемости.

5. Жесткое зонирование  пространства, статичность среды,  что провоцирует снижение интереса  дошкольников к ее освоению.

6. Нарушение  эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа  не сочетающихся эстетически  предметов, аляповатого цветового решения, ярких негармоничных цветовых доминант, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такого рода среды.

Информация о работе Предметно-пространственная среда как условие развития личности ребенка