Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:22, курсовая работа
К проблемам Детства обращаются такие ученые как В.Г Безносов, А.А. Грекалов, В.П. Зеньковский, А.П. Желобов, В.А. Хушелев, С.Д. Лихачев, К.В. Султанов, В.П. Щербаков и другие, изучали феномен «Философии Детства», где ребенок – будущий полноправный член социума, органично адаптированный к нему, которому предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включение в культуру, социальную активность и поведение ребенка. Феномен «Детства» изучается в различных аспектах, как судьбы человека, период пластичности, обучаемости, восприимчивости, предшествующей взрослению. Как судьба страны и критерии оценки современной политики, как формы социального бытия, определяющего развитие цивилизации и человечества, так как именно в «Детстве» закладывается программа поведения людей и включенности их в культуру, социальные формы жизни, будущие виды деятельности. И.Я. Берковский, И.О. Лосский, Д.С. Меретковский, Платон, З.Фрейд и другие рассматривали ребенка как уменьшенную копию взрослого, через которого раскрывается генезис культуры «этимология жизни». [9, С.251] Современный философский взгляд на среду базируется на пон
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 . ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1. Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе
2. Многообразие развивающей среды. Ее функции и принципы построения
3. Развивающая среда в ДОУ
4. Соответствие развивающей среды возрасту детей
5. Требования к формированию и использованию развивающей среды
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1. Компоненты и принципы построения развивающей среды, характеристика принципов.
2. Проблемы в организации предметно-развивающей среды
3. Целостная модель построения среды
4. Задачи, которые следует учитывать при организации предметно-пространственной среды.
Заключение
Функциональная целесообразность помещения, т.е. полное соответствие своему назначению. Это требование должно подчиняться как объемно-планированное решение, так и конструктивное решение. Функциональные назначения здания определяет требования к освещенности, температуре, звукоизоляции, вентиляции, отоплению, водо- и газоснабжению, канализации. Бытовому оборудованию, теле- и радиофиксации, к отделке помещений и благоустройству здания и др.
Обеспечение физических
параметров жизни человека. Изучаются
способы ограждения от неблагоприятных
условий воздействий климата. Выбирают
внешнее очертание, взаимное расположение
и конструкцию стен, перекрытий с
нужной прочностью, долговечностью, теплоизоляционностью
и другими свойствами. Строитель защищает
жителя от ветра, стужи, дождя или палящего
солнца.
Глава 2 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Направление
деятельности и развитие
Данная проблема
разрабатывалась рядом
Сам термин
«развивающая среда» стал очень
популярен и используется
Понятие «окружающая среда» выступает в широком и узком смысле.
Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т.е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет).
Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических наук СЛ. Новоселовой.
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.
В
данном случае понятие «
Неудивительно,
что этот мир оказывает свое
формирующее воздействие на
Таким образом, предметно - пространственная среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства.
Особое
значение в дошкольных учреждениях
придается предметно-игровой
В методологическом плане интерес представляет «теория возможностей» Дж. Гибсона. Гибсон, вводя категорию возможности, подчеркивает активное начало субъекта, осваивающего свою жизненную среду. Возможность – мостик между субъектом и средой. Возможность определяется как свойствами среды, так и свойствами самого субъекта. Чем больше и активнее личность использует возможности среды, тем более успешно и активно происходит ее свободное и активное саморазвитие.
Интересно,
что человек для другого
Таким образом, можно выделить несколько компонентов развивающей среды:
На основе исследований социальных психологов (Е.А. Кузьмин. И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов) можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды:
Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями
2.
Пространственно-предметный
В
работе В.В. Давыдова и Л.Б. Петровского
определены главные требования к
«интегральной среде для
3. Психодидактический компонент
Педагогическое
обеспечение развивающих
Итак, среда
является основным средством
развития личности ребенка и
является источником его
Для того, чтобы грамотно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит ее организация. Еще в 1989 году Министерством образования России был создан авторский коллектив, который разработал Концепцию дошкольного воспитания. А в 1993 году – концепция получила дальнейшее развитие – коллективом психологов и педагогов под руководством В.А. Петровского и С.Н. Новоселовой были сформулированы основные принципы построения предметно-развивающей среды с учетом психолого-педагогических требований.
С.Л.
Новоселова подчеркивает, что при
создании предметной среды необходимо
исходить из эргономических требований
к жизнедеятельности: антропометрических,
физиологических и
В целом, все программы в дошкольном образовании должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивать:
Основные
положения личностно
Характеристика
принципов построения предметно-пространственной
среды, развивающей личность дошкольника
Название принципов | Их краткая характеристика |
Принцип развития | Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию. |
Принцип природо-сообразности воспитания | Соответствие педагогического влияния всего биологической и социальной природе ребенка; понимание сложности внутренней природы ребенка. |
Принцип психологической комфортности | Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия». |
Принцип взаимодействия | Установление
глубоких личностных отношений между
участниками педагогического |
Принцип доверительного сотрудничества | Доминантность во взаимодействии на ребенке: открытость, искренность в сотрудничестве; обращение к «смысловым полям» воспитанника; сотрудничество в социально ценной деятельности. |
Принцип диалогического общения | Диалог как
способ самоопределения партнеров
по общению; - диалог как способ самообнаружения
дошкольником своих смысловых позиций
общении; - развивающее содержание общения. |
Принцип взаимного развивающего влияния педагога и ребенка | Взаимная связь воспитателя и воспитуемого; творческое и духовное взаимообогащение педагога и ребенка в ходе совместной деятельности; установление в общении пространства взаимного личностного роста воспитателя и детей. |
Принцип ненасилия в воспитании | Отсутствие любых форм насилия над ребенком; обеспечение свободы ребенку в выборе содержания, форм и методов деятельности; преодоление у воспитанника тревожности, страха, чувства неполноценности. |
Принцип приоритетности развития личн.-смысловой сферы ребенка | Воспитание образованного и культурного ребенка через приобщение к национальным и мировым культурным ценностям; создание гуманных условий для самореализации, самообразования, самовоспитания ребенка; - опора на внутреннюю мотивацию ребенка. |
Принцип культурно-деятельностный | Развитие природных задатков ребенка в социально ценной и личностно значимой деятельности; - организация деятельности ребенка в пространстве культуры. |
Принцип обучения деятельности | Овладение метадеятельностью как «деятельности научения учению»; обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей. |
Принцип приоритетности общественного дошкольного образования | Гуманистический характер содержания дошкольного образования; адаптивность системы дошкольного образования к индивидуальным особенностям детей; гибкое реагирование на социокультурные изменения среды; |
Принцип преемственности образования | Содержательная преемственность целей, задач, содержания и смысловой направленности образовательной деятельности; обеспечение личностного развития воспитанника; создание единого культурно-образовательного пространства личностного развития. |
Принцип здоровье-сберегающий | Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов |
2.Проблемы в организации предметно-развивающей среды
На основе анализа современных исследований, разработок и педагогической практики, не претендуя на полноту, выделим ряд проблем в организации предметно-развивающей среды детского сада.
1. Сохранение
и иногда доминирование
2. Некоторая
стихийность (иногда
3. Недооценка
необходимости использования
4. Непродуманность
и нерациональная организация,
создание среды не как
5. Жесткое зонирование
пространства, статичность среды,
что провоцирует снижение
6. Нарушение
эстетической гармонии в
Информация о работе Предметно-пространственная среда как условие развития личности ребенка