Предмет, задачи логопедии; ее методические основы; основные причины речевых нарушений у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе нами поставлена цель – изучить основы логопедии. В связи с этой целью необходимо выполнить задачи:
1) Рассмотреть предмет, задачи логопедии;
2) Определить ее методические основы;
3) Вывить основные причины речевых нарушений у детей.
Предмет рассмотрения – основы логопедических знаний. Объект – логопедия.

Содержание

Введение …………………………………………………………….………....…2
Предмет, задачи логопедии..…………………………………………..…3
методические основы логопедии ………..…………………………..6
основные причины речевых нарушений у детей …..………….9
Заключение …………………………………………………………………….15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………16
Приложение…………………………………………………………..………..17

Работа содержит 1 файл

Логопедия курсовая.doc

— 97.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Факультет «Воспитание детей  в ДОУ»

Отделение «Логопедия» 
 

       Курсовая  работа

         «Предмет, задачи логопедии;

       ее  методические основы;

       основные  причины речевых нарушений у  детей» 
 
 
 
 
 
 

 

Содержание 
 

Введение  …………………………………………………………….………....…2

Предмет, задачи логопедии..…………………………………………..…3

методические  основы логопедии ………..…………………………..6

основные  причины речевых  нарушений у детей …..………….9

Заключение  …………………………………………………………………….15

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………16

Приложение…………………………………………………………..………..17

 

ВВЕДЕНИЕ

         В настоящее время имеется тенденция к возрастанию количества детей с речевыми патологиями. Педагогов и специалистов все больше волнует вопрос речевого развития детей.

       Нарушения речи в той или иной степени  негативно влияют на психическое, физическое, умственное развитие детей, отображаются на их деятельности, поведении, формировании личности; вызывают психические расстройства, особенно эмоционально-волевой сферы, приводят к возникновению негативных качеств характера (нерешительности, замкнутости, чувства неполноценности).

       В современной общей и специальной  педагогике утвердилось положение  о необходимости раннего выявления  и преодоления речевых нарушений  в развитии детей. Ориентация педагогов  и родителей на своевременное  выявление и преодоление отклонений в развитии речи ребенка имеет исключительно важное значение для формирования его личности, для подготовки к школьному обучению. Особая ответственность в этом плане лежит на работниках детских дошкольных учреждений.

       Работникам  дошкольных учреждений нередко приходится встречаться с детьми, имеющими различные отклонения в развитии речи. Педагогам необходимо иметь представление обо всех основных видах нарушений развития речи, о причинах, их вызывающих, а также о путях их преодоления и предупреждения, что в совокупности условно можно определить как основы логопедических знаний.

       В данной курсовой работе нами поставлена цель – изучить основы логопедии. В связи с этой целью необходимо выполнить задачи:

  1. Рассмотреть предмет, задачи логопедии;
  2. Определить ее методические основы;
  3. Вывить основные причины речевых нарушений у детей.

       Предмет рассмотрения – основы логопедических знаний. Объект – логопедия.

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ 

       Логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

         Термин «логопедия» происходит  от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) - и в переводе означает «воспитание правильной речи». 1

         Предметом логопедии как науки  являются нарушения речи и  процесс обучения и воспитания  лиц с расстройством речевой  деятельности. Объект изучения - человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.

         Нарушения речи изучаются физиологами,  невропатологами, психологами, лингвистами  и др. При этом каждый рассматривает  их под определенным углом  зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей  науки. Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.

         Структуру современной логопедии  составляет дошкольная, школьная  логопедия и логопедия подростков и взрослых.

         Основной целью логопедии является  разработка научно обоснованной  системы обучения, воспитания и  перевоспитания лиц с нарушениями  речи, а также предупреждения  речевых расстройств.

       Исходя  из определения логопедии как  науки, можно выделить следующие ее задачи: 2

        1. Изучение онтогенеза речевой  деятельности при различных формах  речевых нарушений.

        2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений  нарушений речи.

        3. Выявление динамики спонтанного  и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения.

        4. Изучение особенностей формирования  речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).

        5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых  нарушений.

        6. Разработка методов педагогической  диагностики речевых расстройств.

        7. Систематизация речевых расстройств.

        8. Разработка принципов, дифференцированных  методов и средств устранения  речевых нарушений.

        9. Совершенствование методов профилактики  речевых расстройств.

        10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.

       В указанных задачах логопедии  определяется как теоретическая, так  и практическая ее направленность.

       Теоретический ее аспект — изучение речевых расстройств  и разработка научно обоснованных методов  их профилактики, выявления и преодоления.

       Практический  аспект логопедии состоит в предупреждении, выявлении и устранении речевых  нарушений. Прикладные задачи логопедии  решаются при разработке специализированных программ для детей с различной  структурой и выраженностью речевого нарушения; при создании методических систем логопедических занятий и упражнений, дидактических пособий, рекомендаций для родителей. Теоретические и практические задачи логопедии взаимосвязаны.

       Для решения поставленных задач необходимо: 3

         • использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.);

       • обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;

         •  осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений;

         • распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи.

       Преодоление и предупреждение речевых нарушений  способствуют гармоническому развертыванию  творческих сил личности ребенка, устраняют  препятствия для реализации ее общественной направленности, приобретения знаний. Поэтому логопедия, являясь специальной отраслью, в то же время участвует в решении общепедагогических задач.

        

 

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ  РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ  У ДЕТЕЙ  

       Речевая функция является одной из важнейших  психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

       Нарушение речи определяется отклонением речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде. Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении.

       Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются, не соответствуют  возрасту говорящего, требуют того или иного логопедического вмешательства. Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его, может затруднять обучение в школе.

       Речевые нарушения разнообразны, они зависят, во-первых, от сложности анатомо-физиологических  механизмов, участвующих в формировании и протекании речи; кроме того, от тесного взаимодействия человеческого организма с внешней средой и от социальной обусловленности речи в отношении как её формы, так и содержания.

       Нарушения речи могут возникнуть в любом  возрасте, но наиболее «ранимой» речь оказывается у детей и у людей пожилого возраста.

       Под причиной нарушений речи в логопедии  понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора  или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть. Таким образом, существует две группы причин, приводящим к нарушениям речи: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные). Остановлюсь подробно на каждой группе причин.  
 

       В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют внутриутробную патологию (воздействие в период внутриутробного развития). Внутриутробная патология часто сочетается с повреждением нервной системы ребёнка при родах. Такие поражения нервной системы ребёнка объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения. Сюда относятся: 4

       1. Заболевания матери во время  беременности (сердечные заболевания,  заболевания печени, почек, легочные заболевания диабет, гипотония, положительная антиглобулиновая проба, инфекционные заболевания мочевого тракта) общие заболевания, требующие лечения.

       2. Отягощенная наследственность (диабет, гипертония, пороки развития, генетические и психические заболевания).

       3. Аллергии матери.

       4. Перенесенные переливания крови. 

       5 Токсикоз беременности, не зависимо  от срока беременности.

       6. Иммунологическая несовместимость  крови матери и плода (по  резус-фактору, системе АВО и  другим антигенам эритроцитов). Резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В результате из эритроцитов выделяется токсическое для ЦНС вещество - непрямой билирубин. Под его влиянием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушением слуха.

       7. Многообразная акушерская патология  (узкий таз, затяжные или стремительные  роды, преждевременное отхождение  вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода многоплодная беременность, многоводие, недостаточность плаценты).

       8. Курение во время беременности, употребление алкоголя. В настоящее  время изучена клиническая картина  различных нарушений развития  плода и ребёнка алкогольно - эмбрионопатического генеза (происхождения), сочетающаяся с нарушениями речи. Научно доказано влияние алкоголя (даже минимальные дозы: пиво, коктейли, слабое вино) на возникновение различных дефектов речи, описан алкогольный эмбрионопатический синдром, включающий отставание физического, речевого и умственного развития.

       9. Состояние после лечения бесплодия,  преждевременных родов (до конца  37 недели беременности), осложненных  родов (кесарева сечения), 2 и более  выкидышей (абортов).

Информация о работе Предмет, задачи логопедии; ее методические основы; основные причины речевых нарушений у детей