Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 20:05, курсовая работа
В данной курсовой работе нами поставлена цель – изучить основы логопедии. В связи с этой целью необходимо выполнить задачи:
1) Рассмотреть предмет, задачи логопедии;
2) Определить ее методические основы;
3) Вывить основные причины речевых нарушений у детей.
Предмет рассмотрения – основы логопедических знаний. Объект – логопедия.
Введение …………………………………………………………….………....…2
Предмет, задачи логопедии..…………………………………………..…3
методические основы логопедии ………..…………………………..6
основные причины речевых нарушений у детей …..………….9
Заключение …………………………………………………………………….15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………16
Приложение…………………………………………………………..………..17
Факультет «Воспитание детей в ДОУ»
Отделение
«Логопедия»
Курсовая работа
«Предмет, задачи логопедии;
ее методические основы;
основные
причины речевых нарушений у
детей»
Содержание
Введение
…………………………………………………………….………...
Предмет,
задачи логопедии..…………………………………………..…
методические основы логопедии ………..…………………………..6
основные причины речевых нарушений у детей …..………….9
Заключение …………………………………………………………………….15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………16
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время имеется тенденция к возрастанию количества детей с речевыми патологиями. Педагогов и специалистов все больше волнует вопрос речевого развития детей.
Нарушения речи в той или иной степени негативно влияют на психическое, физическое, умственное развитие детей, отображаются на их деятельности, поведении, формировании личности; вызывают психические расстройства, особенно эмоционально-волевой сферы, приводят к возникновению негативных качеств характера (нерешительности, замкнутости, чувства неполноценности).
В
современной общей и
Работникам дошкольных учреждений нередко приходится встречаться с детьми, имеющими различные отклонения в развитии речи. Педагогам необходимо иметь представление обо всех основных видах нарушений развития речи, о причинах, их вызывающих, а также о путях их преодоления и предупреждения, что в совокупности условно можно определить как основы логопедических знаний.
В данной курсовой работе нами поставлена цель – изучить основы логопедии. В связи с этой целью необходимо выполнить задачи:
Предмет рассмотрения – основы логопедических знаний. Объект – логопедия.
ПРЕДМЕТ,
ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ
Логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) - и в переводе означает «воспитание правильной речи». 1
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения - человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.
Нарушения речи изучаются
Структуру современной
Основной целью логопедии
Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить следующие ее задачи: 2
1. Изучение онтогенеза речевой
деятельности при различных
2. Определение
3. Выявление динамики
4. Изучение особенностей
5. Выяснение этиологии,
6. Разработка методов
7. Систематизация речевых
8. Разработка принципов,
9. Совершенствование методов
10. Разработка вопросов
В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность.
Теоретический ее аспект — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления.
Практический
аспект логопедии состоит в
Для решения поставленных задач необходимо: 3
• использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.);
• обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;
• осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений;
• распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи.
Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют гармоническому развертыванию творческих сил личности ребенка, устраняют препятствия для реализации ее общественной направленности, приобретения знаний. Поэтому логопедия, являясь специальной отраслью, в то же время участвует в решении общепедагогических задач.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ
РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
У ДЕТЕЙ
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
Нарушение речи определяется отклонением речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде. Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении.
Возникнув,
речевые нарушения
Речевые
нарушения разнообразны, они зависят,
во-первых, от сложности анатомо-
Нарушения речи могут возникнуть в любом возрасте, но наиболее «ранимой» речь оказывается у детей и у людей пожилого возраста.
Под
причиной нарушений речи в логопедии
понимают воздействие на организм внешнего
или внутреннего вредоносного фактора
или их взаимодействия, которые определяют
специфику речевого расстройства и
без которых последнее не может возникнуть.
Таким образом, существует две группы
причин, приводящим к нарушениям речи:
внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).
Остановлюсь подробно на каждой группе
причин.
В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют внутриутробную патологию (воздействие в период внутриутробного развития). Внутриутробная патология часто сочетается с повреждением нервной системы ребёнка при родах. Такие поражения нервной системы ребёнка объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения. Сюда относятся: 4
1. Заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, почек, легочные заболевания диабет, гипотония, положительная антиглобулиновая проба, инфекционные заболевания мочевого тракта) общие заболевания, требующие лечения.
2. Отягощенная наследственность (диабет, гипертония, пороки развития, генетические и психические заболевания).
3. Аллергии матери.
4.
Перенесенные переливания
5 Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.
6.
Иммунологическая
7.
Многообразная акушерская
8.
Курение во время беременности,
употребление алкоголя. В настоящее
время изучена клиническая
9.
Состояние после лечения