Предмет, задачи логопедии; ее методические основы; основные причины речевых нарушений у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе нами поставлена цель – изучить основы логопедии. В связи с этой целью необходимо выполнить задачи:
1) Рассмотреть предмет, задачи логопедии;
2) Определить ее методические основы;
3) Вывить основные причины речевых нарушений у детей.
Предмет рассмотрения – основы логопедических знаний. Объект – логопедия.

Содержание

Введение …………………………………………………………….………....…2
Предмет, задачи логопедии..…………………………………………..…3
методические основы логопедии ………..…………………………..6
основные причины речевых нарушений у детей …..………….9
Заключение …………………………………………………………………….15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………16
Приложение…………………………………………………………..………..17

Работа содержит 1 файл

Логопедия курсовая.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

       10. Короткий промежуток между двумя беременностями (менее 1 года).

       11. Маленький рост будущей матери.

       12. Аномалии скелета (нарушение осанки  матери). При плохой осанке зачастую  возникает перекос костей таза, что затрудняет роды, к тому  же тонус матки, а она ведь  тоже состоит из мышц, понижен или повышен. Матка иннервируется из спинномозговых сегментов на пояснично-крестцовом уровне. Это приводит к слабости родовой деятельности.

       13. Беременности до достижения 18 лет  или после 40 лет. 

       14. Особые психические нагрузки (семейного  или профессионального характера), нагрузки социального характера (экономические и материальные трудности, проблемы интеграции).

       Основные  причины повреждения нервной  системы - гипоксия и родовая травма.

       Кроме внутриутробных, причины речевых нарушений: 5

       - ухудшение экологической обстановки;

       - особенности региона по йодо - и фтор - дефицитности;

       - ослабление здоровья детей и  рост детской заболеваемости;

       - различные социальные причины.

       Речевые нарушения разнообразны: от нарушения  произношения отдельных звуков (р), (л), (ш, ж, ч, щ), (с-з, ц) и т. д.; нескольких групп звуков - свистящих, шипящих, соноров (р, л) и т. д. (что ведет к непониманию речи говорящего) - до полного отсутствия речи в случае тяжелых речевых расстройств (алалия и афазия), когда ребенок или взрослый объясняются отдельными звуками и жестами.

       Часто встречается такой вид речевого нарушения, как заикание (логоневроз) - от легкой формы до тяжелой, когда, из-за нарушения речевого дыхания, спазмов  и судорог в речедвигательном и дыхательном аппарате, речь практически невозможна.

       Встречаются тяжелые речевые нарушения (ринолалии), связанные с грубыми врожденными  анатомическими аномалиями - это расщелины  нёба, верхней губы, крыльев носа. У таких детей из-за аномалии в  строении речевого аппарата не могут  самостоятельно формироваться звуки родного языка. Речь непонятна, с носовым оттенком.

       Неправильное  произношение может формироваться  и у детей с аномальным прикусом, с неправильным строением зубов, зубного ряда. Отрицательное воздействие  на формирование речи может оказать неправильная языковая среда, в которой воспитывается ребенок, дефекты речи взрослого (родителей, воспитателей…), ограниченное языковое общение с ребенком.

       Беседы, чтение, ответы на вопросы, совместные игры, где ребенок, подражая взрослому, развивает и совершенствует свою речь, - если в семье этого нет или присутствует в ограниченном объеме, то у ребенка формируется задержка речевого и психического развития.

       Плохое  воздействие на развитие речи детей  раннего возраста (от 1 года до 4 лет) оказывает телевидение, если оно заменяет общение с близким человеком (мать, отец, брат, сестра, бабушки, дедушки). Ребенок при просмотре телепередач занимает пассивную позицию, принимает информацию (хорошо, если положительную), сам не участвует в игре, в сказке, не может задать вопроса - он молчит. Чем больше он «общается» с телевизором, тем больше он молчит, тем более тормозится его речевая активность. Для детей более старшего возраста (5-7 лет) длительные телевизионные просмотры также вредны для формирования речи, так как самый активный период речевого развития происходит до 7 лет.

       Неправильное  речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения  у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей  маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

       Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями: 6

       1. Не соответствуют возрасту говорящего;

       2. не являются диалектизмами, безграмотностью  речи и выражением незнания  языка;

       3. связаны с отклонениями в функционировании  психофизиологических механизмов  речи;

       4. носят устойчивый характер, самостоятельно не исчезают, а закрепляются;

       5. требуют определенного логопедического  воздействия в зависимости от  их характера;

       6. часто оказывают отрицательное  влияние на дальнейшее психическое  развитие ребенка.

 

                               МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ  

       Для успешной логопедической коррекции  речевых нарушений большое значение имеет установление в каждом отдельном  случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта. По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции. (Пример обследования ребенка см. в Приложении)

       Для правильного речевого развития и  профилактики речевых нарушений  у детей необходимо здоровое речевое  окружение с самого рождения ребенка.

       Преодоление и предупреждение нарушений речи основаны на компенсаторных возможностях человека, его головного мозга. Речь развивается в процессе общения. На этом основана организация всего комплекса работ, направленных на преодоление и предупреждение речевых дефектов.

       Логопедические  воздействия (артикуляционная гимнастика; постановка звуков; автоматизация звуков; формирование слухового и зрительного  внимания; фонематического слуха, то есть способности различать звуковые единицы родного языка; совершенствование пальцевой моторики рук; постановка речевого дыхания и голоса) полноценны и эффективны, если они систематически связаны с повседневной работой по преодолению речевого дефекта родителей, воспитателей, педагогов в детском саду, в школе и дома. Должны учитываться особенности каждого ребенка, то есть работа по воспитанию правильной речи индивидуальна. Обязательно нужно консультироваться и проводить курсы лечения у врачей - невропатолога и психиатра. Необходима каждодневная, кропотливая работа по закреплению правильного произношения, контроль со стороны взрослого за правильным произношением при спонтанной (свободной) речи ребенка.

       В процессе компенсации нарушенных речевых  и неречевых функций, перестройки  деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена. 7

         Важное место при изучении  и коррекции речевых нарушений  занимают дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.

       Для логопедического заключения, для  дифференциальной диагностики сходных  форм речевых нарушений необходим  корреляционный анализ речевых и  неречевых симптомов, данных медицинского, психологического, логопедического  обследования, соотнесение уровня развития познавательной деятельности и уровня развития речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного развития ребенка.

       Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно-психических  заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер. Таким образом, при изучении и устранении речевых расстройств важное значение имеет принцип комплексности.

       Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности. Логопедия тесно связана с оториноларингологией, невро-патологией, психопатологией, клиникой олигофрений, педиатрией. Так, данные патологии органов слуха и речи (например, при нарушениях голоса) дают возможность не только определить этиологию нарушений, но и позволяют правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.). Многие виды речевых нарушений связаны с органическим поражением центральной нервной системы, и их диагностика возможна только совместными усилиями логопеда и врача-невропатолога или психоневролога. Эти данные имеют важное значение для правильного педагогического анализа речевого нарушения и организации логопедической работы.

       В процессе изучения нарушений речи и  их коррекции важно учитывать общие и специфические закономерности развития аномальных детей.

       Принцип развития предполагает выделение в  процессе логопедической работы тех  задач, трудностей, этапов, которые  находятся в зоне ближайшего развития ребенка. 8

       Исследование  детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).

       Разработка  методики коррекционно-логопедического  воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип).

       Методы  логопедии как науки можно  условно разделить на несколько  групп. 9

         Первая группа — организационные  методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.

         Вторую группу составляют эмпирические  методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные  (лабораторный, естественный, формирующий  или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрические примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).

         К третьей группе относятся  количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением ЭВМ.

         Четвертая группа - интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.).

         Широко используются технические  средства, обеспечивающие объективность  исследования: интонографы, спектографы,  назометры, видеоречь, фонографы,  спирометры и другая аппаратура, а также рентгенокинофотография, глоттография, кинематография, электроммиография, позволяющие изучать в динамике целостную речевую деятельность и ее отдельные компоненты. 

 

Заключение  

       Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

       Речевые нарушения чаще всего возникают  у детей в дошкольном возрасте. Как показывают обследования, значительный процент таких речевых нарушений, как косноязычие, заикание, возникает именно в дошкольном возрасте. Если их не устранить вовремя, они закрепляются, усугубляются, мешают ребенку нормально развиваться. Вот почему изучение логопедии имеет важное значение, особенно для работников детских учреждений — педагогов, воспитателей. Знание логопедии дает возможность не только устранять речевые нарушения у детей, но и вовремя предупреждать их.

       Нарушения речи, ограниченность речевого общения  могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические  наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

       Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии. Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.

       Формирование  социальных представлений неразрывно связано с речевым, познавательным и социально-личностным развитием ребёнка. Следовательно, проведение коррекционно-логопедической работы в процессе формирования социальных представлений будет способствовать не только преодолению речевых нарушений, но и социализации и интеграции дошкольников с нарушениями речи.  

Информация о работе Предмет, задачи логопедии; ее методические основы; основные причины речевых нарушений у детей