Предмет, задачи логопедии; ее методические основы; основные причины речевых нарушений у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе нами поставлена цель – изучить основы логопедии. В связи с этой целью необходимо выполнить задачи:
1) Рассмотреть предмет, задачи логопедии;
2) Определить ее методические основы;
3) Вывить основные причины речевых нарушений у детей.
Предмет рассмотрения – основы логопедических знаний. Объект – логопедия.

Содержание

Введение …………………………………………………………….………....…2
Предмет, задачи логопедии..…………………………………………..…3
методические основы логопедии ………..…………………………..6
основные причины речевых нарушений у детей …..………….9
Заключение …………………………………………………………………….15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………16
Приложение…………………………………………………………..………..17

Работа содержит 1 файл

Логопедия курсовая.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

 

        БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

     
  1.   Акименко  В.М. Речевые нарушения у детей.  – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  2. Беккер К. П., Совак  М. Логопедия. — М., 1981.
  3. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. Сборник упражнений. – М.: Сфера, 2009.
  4. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – М.: Детство-Пресс, 2008.
  5. Выготский Л. С. Мышление и речь// Собр. соч. — М., 1982.
  6. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М., 1982.
  7. Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение. – М.: Корона-Век, 2008.
  8. Макарова Н.Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики. – М.: Детство-Пресс, 2009.
  9. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Айрис-Пресс, 2009.
  10. Психологический словарь. – М., 2003.
  11. Пятибратова Н. Отвечает логопед. – М.: ИФ "Унисерв", 2009.
  12. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия. – М.: АСТ, Сталкер, 2004.
  13. Слюсарь К.Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет \К.Н. Слюсарь. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009
  14. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М., 2005.
  15. Флоренская Ю.А. Избранные работы по логопедии. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007.
 

 

Приложение 

Обследование  школьников  

       Фамилия, имя, отчество

       Возраст __ лет Класс ____ Школа №________

       Домашний  адрес, телефон __________________________________

       Данные  о развитии:

       ■ Раннее физическое развитие (в пределах возрастной нормы; отставание от возрастной нормы).

       ■ Зрение (в пределах нормы; нарушено: дальнозоркость, близорукость, астигматизм).

       ■ Слух (в пределах нормы; снижен).

       ■ Раннее речевое развитие (в пределах возрастной нормы; отставание от возрастной нормы; билингвизм).

       Характеристика  устной речи:

       ■ Речевое высказывание (сформировано; не сформировано: смысловая содержательность, цельность (логическая последовательность, структурная связность).

       ■ Грамматическое оформление (не нарушено; нарушено: словоизменение (управление, согласование); словообразование (сущ., гл., прил., сложных слов); использование служебных слов; порядок слов (полнота, последовательность), интонация).

       ■ Словарный запас (в пределах возрастной нормы; ограничен; беден; неточен (в номинативной, предикативной, адъективной лексике).

       ■ Звуковое оформление:

       - звукопроизношение (не нарушено; нарушено: пропуск, искажение, замена);

       - фонематическое восприятие (не нарушено; нарушено: замена твердость-мягкость, звонкость-глухость);

       - фонетический синтез, анализ (не нарушено; нарушено: пропуск, вставка, повтор, перестановка).

       ■ Интонационно-мелодическая сторона речи (не нарушена; нарушена: темп (замедленный, быстрый); ритм (аритмия); голос (сила: громкий, тихий, затухающий; высота: высокий, низкий; тембр: сиплый, хриплый, назализованный).

       Характеристика  письменной речи:

       ■ Письмо (не нарушено; нарушено: ошибки звукослогового анализа; фонематического восприятия, лексические, грамматического оформления, оптические, орфографические).

       ■ Чтение (не нарушено; нарушено: ошибки языкового анализа (на уровне предложения, слова), фонематические, семантические, грамматические, оптические).

       Характеристика  по наблюдению

       Артикуляционный аппарат - нормальный. Недостаток речи: отсутствуют звуки р и л (р - горловой, л - уа). Шипящие звуки - щечно-губные, свистящие - межзубные. Звонкие звуки произносить умеет, но в речи смешивает с глухими. В письме заменяет звонкие глухими, делает ошибки на смягчение, смешивает т и ч. Чтение торопливое, частые ошибки угадывающего характера, слова произносит невнятно. Слух нормальный.

       В целом речь "смазанная", неартикулированная, неразборчивая. По арифметике успевает.

       В диктанте допустила следующие ошибки: жили - шили, дети - тети, гудят - гутят, птицы - пчицы.

       Заключение:

       ■ Фонетическое нарушение (ФНР). Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН). Фонематическое недоразвитие речи (ФН). Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР). Общее недоразвитие речи (ОНР).

       ■ Нарушение письма и (или) чтения, обусловленное (фонетико)фонематическим недоразвитием речи. Нарушение письменной речи, обусловленное (НВ)ОНР.

       Рекомендовано

       Основными направлениями работы по развитию речи у ребенка являются;

       •        формирование полноценных произносительных навыков;

       • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.

       По  мере продвижения ребенка в указанных  направлениях на корригированном речевом  материале осуществляется:

       •   развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

       •   обогащение словаря детей преимущественно  привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

       •  воспитание у детей умений правильно  составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

       •   развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с  постановкой определенной коррекционной  задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

       • формирование элементарных навыков  письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения  и полноценного фонематического восприятия.

       Важно отметить, что формирование элементарных навыков письма и чтения является одним из эффективных способов формирования устной речи для детей с ФФН.

       Дата_________________

       Фамилия учителя-логопеда__________________

Информация о работе Предмет, задачи логопедии; ее методические основы; основные причины речевых нарушений у детей