Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:47, реферат

Описание работы

Сурдопедагогика (от лат. «surdus» — глухой) — педагогическая наука (раздел специальной педагогики) о развитии, воспитании и обучении детей и взрослых с нарушениями слуха.
Предметом дошкольной сурдопедагогики являются процессы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Работа содержит 1 файл

работа по педагогики...docx

— 132.99 Кб (Скачать)

Традиционные формы воспитания и обучения детей раннего и  дошкольного возраста несут важную развивающую и коррекционную  нагрузку в дошкольных учреждениях  для глухих и слабослышащих детей.

 

             Организация жизни и деятельности детей

Организация режимных процессов. Значительная часть времени в дошкольном учреждении связана с проведением различных режимных мероприятий, необходимых для удовлетворения потребностей ребенка в сне, пище, отдыхе.(Правильное соблюдение режима жизни детей предполагает ритмичность и постоянство его основных элементов в течение определенного времени. Соблюдение правильного режима дня — чередование различных по характеру и нагрузке видов деятельности — предохраняет ребенка от физического и нервного переутомления, является важным средством физического воспитания.

          Занятия как форма воспитания и обучения

Занятия — одна из основных форм воспитания и обучения как

в массовых, так и в  специальных дошкольных учреждениях. Для них отведено место в режиме дня, определено программное содержание. В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха проводятся занятия фронтальные (с группой детей), с подгруппой детей, индивидуальные. Каждая из указанных форм занятий имеет большое общеразвивающее и коррекционное значение. В последние годы занятия как форма воспитания и обучения претерпели значительные изменения, формы их организации стали более гибкими и вариативными, однако и в настоящее время они остаются одной из основных форм обучения.

 

 

Развитие детей  в процессе воспитания и обучения

 

                                                Умственное развитие

 

1. Задании содержание умственного развития

В процессе воспитания и  обучения дошкольников с нарушениями слуха осуществляется их разностороннее развитие. Важность правильно организованного обучения для развития ребенка подчеркивают многие психологи и педагоги. При этом Л. С. Выготский особо акцентировал внимание на умственном развитии в процессе обучения: «...правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными» (Л. С. Выготский, 1991).

Умственное развитие включает в себя формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе развитие познавательных интересов, развитие речи как средства познания.

Умственное развитие ребенка  невозможно без усвоения определенного объема знаний об окружающих предметах, природе, о человеке и его жизни в обществе.

Умственное развитие ребенка  не может протекать интенсивно без наличия у него познавательных интересов, т. е. стремления узнать новое, получить информацию о незнакомых объектах и явлениях.

Умственное развитие детей  с нарушениями слуха раннего  и дошкольного возраста неразрывно связано с овладением речью, потому что формирование психических процессов, познание объектов и явлений окружающей жизни, опосредованное речью, протекают более успешно, становятся основой для становления способов умственной деятельности детей, обеспечивают более гибкое оперирование представлениями и знаниями.

2. Развитие познавательных  процессов и способов умственной  деятельности

Развитие познавательных процессов является важной задачей  умственного воспитания детей с  нарушениями слуха. Развитие ощущений и восприятия, формирование различных  форм мышления, внимания, памяти, воображения являются элементом проведения разнообразных занятий и организации детской деятельности.

Познание окружающей действительности дошкольником обеспечивается процессами ощущения и восприятия, от развития которых зависят полнота и точность формирующихся представлений. Развитие восприятия связано с накоплением различных чувственных образов — зрительных, двигательных, вкусовых, осязательных, слуховых. Формирование способов чувственного познания, совершенствования ощущений и восприятий лежит в основе сенсорного воспитания.

Особое значение имеет  не только правильное определение содержания работы, но и выбор методов в развитии восприятия. Развитие восприятия тесно связано с формированием речи, так как накопление чувственного опыта создает основу для усвоения значений слов и обобщения наглядно воспринимаемых признаков, что способствует возникновению представлений, необходимых для развития образных форм мышления.

Развитие различных форм мышления происходит в процессе всей жизни ребенка в детском саду.

                        Социально-личностное развитие

 

Задачи и содержание социально-личностного развития

Социальное развитие ребенка  является многогранным процессом, предполагающим присвоение культурных и нравственных ценностей общества, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими детьми и людьми, развитие самосознания, осознание своего места в обществе. Дети с нарушениями слуха дошкольного и школьного возраста испытывают трудности проникновения в смысл человеческих поступков и отношений в связи с ограниченными возможностями овладения психологическими средствами познания социальной действительности. В основе этих трудностей лежит ограниченность общения детей со взрослыми и между собой, недоразвитие речи как средства общения, недостаточность представлений ребенка о явлениях социальной жизни и своем месте в ней, слабость оперирования имеющимися представлениями в реальных условиях

Социальное развитие ребенка  в процессе воспитания и обучения носит многоаспектный характер, охватывает различные сферы жизни ребенка и его отношений со взрослыми и своими сверстниками. В социальном воспитании можно выделить основные задачи: формирование взаимодействия и общения ребенка со взрослыми; развитие общения ребенка со сверстниками и формирование межличностных отношений; развитие сферы самосознания, формирование образа самого себя. Эти линии социального развития непосредственно связаны с формированием нравственных представлений и этических чувств ребенка, овладением нормами поведения, обогащением его эмоциональной сферы, развитием и складыванием личностных качеств.

 

2. Формирование  взаимодействия взрослого с ребенком

Формирование взаимодействия и общения ребенка со взрослым является важнейшим источником психического развития дошкольников. Взаимодействие взрослых с детьми, имеющими нарушения слуха должно способствовать осознанию ребенком себя среди детей и взрослых, формировать интерес и обогащать представления о социальных и природных явлениях, способствовать формированию таких свойств личности, как самостоятельность, инициативность, ответственность, возникновению «Я-сознания».

Основными условиями взаимодействия взрослых с детьми преддошкольного и младшего дошкольного возраста, только поступившими в детский сад, являются создание эмоционального комфорта в группе, развитие интереса, доверия ко взрослому, стремления к сотрудничеству с. ним.

Нa всех этапах общения с глухим или слабослышащим ребенком для развития его личностных качеств важное значение имеет оценка его действий взрослым. Оценивается не поведение в целом, а конкретные поступки и достижения ребенка («Ты поступил правильно: уступил место Алене»). Особенно важна такая оценка для детей, испытывающих трудности в обучении, отстающих от других детей и болезненно переживающих свои неудачи.

3. Развитие общения  ребенка со сверстниками

Общение ребенка со сверстниками является одним из условий его  социально-личностного развития, так  как путь овладения социальными нормами поведения прежде всего связан с жизнью ребенка в коллективе. Психологами подчеркивается, что «практика взаимоотношений детей внутри коллектива имеет решающее значение в формировании их личности» (Д. И. Фельдштейн, 1989). В условиях воспитания в дошкольном учреждении ведущая роль в организации межличностного общения детей, имеющих нарушения слуха, принадлежит взрослым.

Дети среднего дошкольного  возраста испытывают к общению со сверстниками больший интерес. Особенно резко возрастает потребность в контактах с другими детьми у старших дошкольников.

Большое значение для формирования отношений между детьми занимает анализ образцов социального поведения: положительного отношения к проявленному кем-то из сверстников сочувствию и отзывчивости, помощи товарищу; отрицательного отношения к грубости, обману.

Последовательная работа по сплочению детского коллектива, умению детей дружить, поддерживать и защищать друг друга способствует их более естественному вхождению в школьный коллектив и определению своего места в нем. В процессе этой работы у детей формируется ряд личностных качеств: чувство коллективизма, умение участвовать в общем деле, ответственность за порученное дело, умение находить взаимопонимание с другими детьми.

 

4. Формирование  отношения ребенка к самому  себе

Понимание ребенком себя, формирование устойчивых представлений о самом себе, создание образа своего «я» является результатом его взаимодействия со взрослыми и детьми. Выделять себя из окружающего пространства слышащий ребенок начинает к концу первого года жизни: он узнает себя в зеркале, выделяет части своего тела в ответ на вопросы взрослых. На третьем году жизни у малыша формируются элементы самосознания, он начинает осознавать свои действия, желания, намерения, сравнивать свои действия с действиями взрослых. На этом этапе ребенок стремится обходиться при выполнении некоторых действий без помощи взрослого; он хочет выполнять требования взрослых, заслужить их одобрение. К концу раннего возраста у слышащих детей появляется феномен «Я сам», что является следствием сравнения собственных действий с действиями взрослого, осознанием возможности их самостоятельного выполнения. Система «Я», складывающаяся в норме к трем годам, включает соотнесение себя со своим именем, понимание своей половой принадлежности, оценку своих действий и потребность в признании («Я хороший»), стремление к самостоятельности («Я сам»). Познание себя происходит у слышащего ребенка в процессе соотнесения и взаимосвязи различных средств: взглядов, указательных жестов, называния окружающих и себя, обозначения предметов, действий, собственных качеств и качеств других людей. У детей с нарушенным слухом сфера самоосознания формируется медленнее. И это диктует необходимость участия в таком процессе педагогов и родителей, так как рассматриваемая область социального развития имеет важнейшее значение для формирования личности, осознания своего места в коллективе, оценки своих успехов и неудач.

 

Необходимо учить детей  выражать свои эмоции и чувства, что  предполагает насыщение словаря  детей старшего дошкольного возраста соответствующими словами и выражениями («рада», «обиделся», «грустно»», «соскучился».

Главными условиями личностного "роста ребенка, т. е. формированием у него лучших человеческих качеств: доброты, трудолюбия, честности, отзывчивости, самостоятельности, инициативности — являются любовь и уважение взрослых, доброжелательные отношения между сверстниками.

 

                 Взаимосвязь детского сада и родителей

 

Задачи работы с родителями

Успех в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха  в дошкольном учреждении в значительной мере зависит от объединения усилий педагогов и родителей, от того, как родители понимают задачи работы с ребенком и могут участвовать в их решении.

Работа с родителями —  важная сторона деятельности администрации и педагогов дошкольного учреждения. В проведении такой работы необходимо проявить не только профессиональную грамотность, но и деликатность, такт и сочувствие, а также последовательность и настойчивость. Безусловно, работа с родителями варьируется в зависимости от типа дошкольного учреждения, в котором находится ребенок, и возможностей общения с ними. Работа с родителями в условиях ежедневного посещения детского сада будет несколько отличаться от условий пятидневного пребывания детей, тем более от условий работы с родителями в интернатных учреждениях, где родители берут ребенка домой только в праздничные дни, на время летних каникул. Желание родителей систематически заниматься воспитанием ребенка, участвовать в его обучении зависит в значительной мере от того, насколько педагоги смогут установить с родителями контакты личного и делового порядка, увлечь своим примером работы с детьми, в доступной форме объяснить и продемонстрировать методы и приемы работы по различным направлениям.

В работе с родителями можно  условно выделить следующие задачи:

  • формировать у родителей правильное понимание целей воспитания и обучения ребенка с нарушенным слухом;
  • осуществлять совместную с коллективом дошкольного учреждения работу по всестороннему развитию детей;

 

  • распространять знания по различным направлениям педагогической деятельности, знакомить с приемами и методами коррекционной работы;
  • изучать опыт семейного воспитания, распространять его среди родителей, использовать в деятельности дошкольного учреждения.

Полученная педагогами информация при поступлении ребенка в  группу и дополняемая по мере знакомства с родителями является основанием для построения модели работы, выбора форм и методов взаимодействия. Как правило, состав родителей, имеющих детей с нарушениями слуха, очень разнообразен как по социальной характеристике, общекультурному уровню, так и по отношению к ребенку, оценке его возможностей. Поэтому, безусловно, педагоги должны определить стиль общения с родителями, формы общей работы. Со стороны педагогов важно не формальное осуществление плана работы с родителями, а участие в жизни ребенка и его семьи. Желание родителей участвовать в общей работе часто объясняется не жесткостью предъявляемых им требований, а увлеченностью сурдопедагога и воспитателей своей работой, любовью к воспитанникам, желанием добиться максимально возможного результата в развитии детей. Конкретная демонстрация развития некоторых дошкольников в результате обучения в детском саду, возможности их речевого общения со своими сверстниками, а также с незнакомыми людьми нередко производят значительно большее впечатление на родителей, чем лекции и рекомендации.

Информация о работе Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики