Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:47, реферат

Описание работы

Сурдопедагогика (от лат. «surdus» — глухой) — педагогическая наука (раздел специальной педагогики) о развитии, воспитании и обучении детей и взрослых с нарушениями слуха.
Предметом дошкольной сурдопедагогики являются процессы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Работа содержит 1 файл

работа по педагогики...docx

— 132.99 Кб (Скачать)

Основной задачей дошкольного  образования детей с нарушениями слуха является обеспечение всестороннего развития на основе коррекции имеющихся проблем.

Общеразвивающая и коррекционная  работа с дошкольниками, имеющими нарушения  слуха, должна быть направлена на преодоление социальной недостаточности, социализацию ребенка, которую Л. С. Выготский рассматривал как процесс его «врастания в цивилизацию». Учитывая общность основных закономерностей развития слышащих и детей с нарушенным слухом>прежде всего должна обеспечиваться целостность психического развития, становление базиса личностной культуры, означающего возможности ориентирования ребенка в предметах, природе, явлениях общественной жизни, общечеловеческих ценностях, в явлениях собственной жизни и деятельности.

Решение коррекционных задач  наряду с общеразвивающими должно обеспечить полноценное развитие дошкольника  со сниженным слухом и стать основой его подготовки к школьному обучению.

 

2. Принципы воспитания  и обучения

Принципы воспитания и  обучения — это исходные положения, определяющие характер деятельности педагога и детей. В воспитании и обучении дошкольников с нарушенным слухом используется система дидактических принципов, характерных для воспитания детей дошкольного возраста: научность, систематичность воспитания и обучения, доступность, наглядность, активность и самостоятельность в усвоении знаний, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, связь обучения с жизнью. Ведущие дидактические принципы лежат в основе организации процесса воспитания и обучения плохослышащих детей и реализуются в практике с учетом коррекционной направленности этого процесса.

Помимо общедидактических принципов выделяются специфические принципы, определенные с учетом особенностей развития дошкольников с недостатками слуха. Можно выделить следующие основные принципы, положенные в основу воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха:

  1. Генетический принцип, основанный на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе.

2Принцип развивающего  обучения. В основу содержания  воспитания и обучения положены ориентация на здоровые силы ребенка и обеспечение соответствующего возрасту уровня психического развития. Своеобразие спонтанного развития ребенка, невозможность самостоятельно овладеть познанием некоторых сторон жизни, недостаточное участие в этом процессе родителей могут привести к тому, что уровень психического развития ребенка по мере его взросления будет отставать от возрастной нормы.

3. Принцип коррекционной направленности воспитания и обуче- 
ния Является одним из ведущих принципов воспитания и обучения 
детей" с отклонениями в развитии. Данный принцип пронизывает 
все звенья воспитательно-образовательного процесса. Коррекцион- 
ная направленность воспитания и обучения предполагает индиви- 
дуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на 
учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении 
его потенциальных возможностей. Своеобразие развития детей с 
недостатками слуха, прежде всего нарушение речевого развития и 
связанного с ним общения, обуславливает необходимость проведе- 
ния систематической коррекционой работы.

4. Деятельностный принцип. Психическое развитие дошкольни- 
ка осуществляется в деятельности. Через разные ее виды ребенок 
познает окружающий мир, расширяет и углубляет способы ориентирования в нем, постигая социальную сферу жизни человека, определяя взаимоотношения с другими людьми.

Работа по различным разделам предполагает связь с деятельностью ребенка, ее использование для решения общеразвивающих и коррекционных задач.

5. Принцип учета степени  выраженности и структуры нарушения. Группа глухих и слабослышащих дошкольников характеризуется большой разнородностью по состоянию слуха, речи, уровню интеллектуального развития. Дифференцированный принцип предполагает учет структуры нарушений при организации воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха. Прежде всего в соответствии с этим принципом при воспитании и обучении глухих и слабослышащих детей используются разные программы, в которых определены различные требования по развитию речи, слухового восприятия и обучению произношению.

6. Принцип формирования речевого общения. Данный принцип 
предполагает обучение языку по принципу формирования речево- 
го общения (С. А. Зыков, Л. П. Носкова и др.). Этот принцип свя- 
зан с необходимостью формирования у детей потребности в рече- 
вом общении, овладением необходимыми речевыми средствами, 
обслуживающими потребности коммуникации, создание слухо-рече- 
вой среды, обеспечивающей возможности речевой практики в раз- 
личных условиях.

7. Принцип развития слухового восприятия предполагает мак- 
симальное развитие остаточного слуха в процессе использования 
звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективно- 
го использования. Особенно важно подчеркнуть, что данный принцип 
связан с расширением возможностей слухо-зрительного воспри- 
ятия речи окружающих. Развитие слуха создает основу для овла- 
дения произносительной стороной устной речи.

 

3. Методы воспитания  и обучения

В дошкольной педагогике под  методами понимаются способы педагогического  воздействия, направленные на достижение целей воспитания или обучения. Метод включает как способ деятельности педагога, направленный на организацию и руководство деятельностью детей, так способы и виды деятельности воспиту-емых.

Методический прием —  частное проявление того или иного  метода воспитания и обучения, его конкретные элементы

Наглядные методы и приемы обучения. К ним относятся наблюдение, рассматривание предметов, явлений, картин, демонстрация слайдов, диафильмов, использование компьютерных программ. К наглядным можно отнести также и использование ряда приемов, в основе которых лежит выполнение действий по подражанию, показ способа действия, образца задания и др. Учитывая особую роль зрительного восприятия в познании окружающего мира детьми с нарушениями слуха, преобладание образных форм мышления, можно считать наглядные методы наиболее адекватными процессу воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.

Одним из основных методов  воспитания и обучения дошкольников является наблюдение. Метод наблюдений используется во всех формах воспитательной и образовательной работы с детьми: в повседневной жизни, на прогулках и экскурсиях, на занятиях, в играх, рисовании и других видах деятельности.

В зависимости от характера  познавательных задач используются наблюдения различного рода: а) для формирования представлений о свойствах и качествах предметов и явлений (величине, форме, цвете, структуре и др.), их соотношениях и связях с другими явлениями; б) за изменениями и преобразованиями объектов окружающего мира (наблюдения за ростом растений, за деятельностью людей и т. п.), что формирует знания о различных процессах в природе, занятиях и отношениях людей; в) для установления логических связей между явлениями и свойствами (по таянию снега можно судить о приближении весны, по цвету листьев — о времени года).

В дошкольных учреждениях  широко используются демонстрация предметов, картин, диафильмов, мультфильмов, слайдов и пр.

В качестве распространенного  методического приема в дошкольном возрасте применяется рассматривание картин, которое используется для решения разнообразных дидактических задач. Картина как дидактическое средство широко используется на всех занятиях в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, игре и др. видах деятельности. В старших группах дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха демонстрируются диапозитивы, слайды, видеофильмы, диафильмы и др. В результате просмотра и обсуждения увиденного, уточнения его понимания может быть составлен рассказ, организовано рисование, лепка персонажей из просмотренного фильма.

К наглядным методам обучения относится и ряд методических приемов, в процессе которых используется выполнение действий детьми по подражанию и по образцу, так как в их основе лежат процессы восприятия. Эти приемы работы применяются в обучении игре, изобразительной деятельности и конструированию, труду, физическом воспитании глухих и слабослышащих дошкольников.

Особое значение имеют действия с предметами для сенсорного воспитания, развития мышления и других познавательных процессов, формирования речиДля плохослышащих детей накопление чувственного опыта позволяет обогатить представления о знакомых предметах, способствует развитию разных видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, вкусового и др.

К практическим методам относятся изобразительная и конструктивная деятельность, связанная с формированием практических умений и навыков — рисованием, лепкой, вырезыванием, наклеиванием аппликации, созданием построек и сооружений из различных материалов.

Одним из наиболее распространенных в дошкольном возрасте методов является игровой. Он связан с использованием различных компонентов игры в целях решения каких-то воспитательных и образовательных задач. Широко применяется дидактическая игра как метод и средство обучения. В ней действия детей регулируются правилами и игровой задачей. Чаще всего дидактические игры с правилами используются для активизации, закрепления усвоенных знаний, многие из них требуют их обобщения, систематизации, что предполагает активные умственные операции: анализ, сравнение, классификацию.

Одним из наглядно-практических методов в детских садах для  детей с нарушениями слуха  служит моделирование, которое предполагает создание моделей или их использование для формирования знаний о свойствах, отношениях, связях объектов. Словесные методы. В основе словесных методов лежит использование речи. Словесные методы занимают большое место в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха, потому что их использование связано с организацией речевого общения с детьми. Однако в сравнении с массовыми детскими садами их применение в дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей более тесно связано с практическими и наглядными методами, особенно на начальных этапах воспитания.

К словесным методам  относятся словесные инструкции, беседа, рассказ педагога, чтение детей  и взрослых, рассказывание, объяснение педагога.

Один из методических приемов  в педагогической работе — выполнение действий детьми по словесной инструкции. Словесная инструкция предполагает понимание конструкций побудительного характера, связанных с организацией деятельности.

Беседы являются одним из наиболее распространенны, методов и применяются на всех годах обучения. Беседа средство развития диалогической речи дошкольников с нарушениями слуха. Целью проведения обобщающих бесед является систематизация знаний, их дальнейшее углубление. Целесообразно привлекать к беседам с детьми помимо педагогов группы других людей: родителей, администрацию детского сада. Это формирует у детей навыки общения с новыми людьми, развивает умение воспринимать речь на слухо-зрительной основе, активизирует произносительные возможности.

Чтение как метод обучения используется в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха значительно шире, чем в обычных детских садах, что связано с необходимостью раннего овладения глухими и слабослышащими детьми письменной формой речи. На начальных этапах обучения (ясельная-младшая группы) используется глобальное чтение, а со средней группы — аналитическое.

К словесным методам относится  и оценка действий, поступков, деятельности детей. Поддержание самостоятельности, активности ребенка, одобрение взрослыми  его поступков, взаимоотношений  с другими детьми, старательности в выполнении заданий педагог  выражает в виде словесной оценки, подкрепляемой ласковым взглядом, улыбкой. Это очень важно для формирования личности глухого или слабослышащего ребенка, становления правильной самооценки.

Методы проблемного воспитания и обучения направлены на решение некоторых задач самими детьми при использовании ими определенных знаний и навыков. Например, на занятиях по формированию математических представлений педагог предлагает детям выяснить, чем можно измерить объем воды, содержащейся в ведре. На ответ ребенка, что измерить можно линейкой, предлагает ребенку взять линейку и измерить воду. Путем проб ребенок убеждается, что необходимы другие предметы для измерения объема воды: чашка, стакан, банка.

 

                   

                      Формы организации воспитания и обучения

Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха  осуществляется в различных организационных формах. Большинство из них определяются возрастом ребенка и являются идентичными формам воспитания детей в массовых дошкольных учреждениях — это игры, прогулки, экскурсии, разнообразные занятия, свободная деятельность детей, праздники и развлечения, организация режимных моментов. В условиях дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха эти формы работы приобретают коррекционную направленность, а также дополняются новыми, связанными с необходимостью организации специфической работы с глухими и слабослышащими детьми. К ним относятся индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению, фонетическая ритмика, речевые зарядки.  V

Информация о работе Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики