Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:47, реферат

Описание работы

Сурдопедагогика (от лат. «surdus» — глухой) — педагогическая наука (раздел специальной педагогики) о развитии, воспитании и обучении детей и взрослых с нарушениями слуха.
Предметом дошкольной сурдопедагогики являются процессы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Работа содержит 1 файл

работа по педагогики...docx

— 132.99 Кб (Скачать)

Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики

 

1. Предмет и задачи  дошкольной сурдопедагогики

 

Сурдопедагогика (от лат. «surdus» — глухой) — педагогическая наука (раздел специальной педагогики) о развитии, воспитании и обучении детей и взрослых с нарушениями слуха.

Предметом дошкольной сурдопедагогики  являются процессы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Дошкольный период имеет  важнейшее значение для последующего развития ребенка с нарушенным слухом, так как раннее начало развивающей и коррекционной работы помогает предупредить некоторые особенности в развитии, обеспечить ребенку полноценное познавательное, социальное, личностное развитие. В дошкольном воспитании Л. С. Выготский видел «начальную точку системы социального воспитания глухонемых детей» (1983, с. 104). Выделение дошкольной сурдопедагогики в цикле сурдопедагогических дисциплин обусловлено психофизиологическими особенностями детей раннего и дошкольного возраста, необходимостью их учета при организации жизни и создании условий воспитания и обучения, отличающихся от школьных.

Основные задачи дошкольной сурдопедагогики обусловлены взглядами общества на возможности развития детей с нарушениями слуха, пониманием необходимости организации педагогической помощи им в раннем и дошкольном возрасте, ролью дошкольного периода в системе непрерывного образования глухих и слабослышащих людей. К основным задачам дошкольной сурдопедагогики могут быть отнесены следующие:

  • содействие раннему выявлению детей с нарушениями слуха, оказание им своевременной педагогической помощи;
  • выявление закономерностей развития детей раннего и дошкольного возраста с недостатками слуха; изучение влияния снижения слуха на физическое, познавательное, социальное, речевое развитие и на формирование личности;
  • организация помощи родителям по воспитанию детей с нарушениями слуха в семье;
  • разработка теоретических основ развивающей и коррекцион-ной работы: определение задач, принципов, методов воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста;
  • определение содержания воспитания и обучения детей с нарушенным слухом в условиях варьирования форм организации и сроков обучения (детские сады для детей с нарушениями слуха, группы при специальных школах, группы при массовых детских садах и др.);
  • совершенствование методов развивающих и коррекционных направлений в работе, в том числе методов формирования речи, развития слухового восприятия, обучения произношению;
  • поиски новых форм организации педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха;
  • содействие полноценной интеграции детей, имеющих нарушения слуха, в среду слышащих;
  • укрепление преемственных связей дошкольных учреждений со школой, различными общественными организациями.

 

 

2. Связь дошкольной  сурдопедагогики с другими науками

Специалистам, работающим с глухими и слабослышащими дошкольниками, необходимо владеть знаниями по различным научным дисциплинам, с которыми тесно взаимосвязана дошкольная сурдопедагогика. Среди них можно выделить несколько блоков научных дисциплин.

Прежде всего это медико-биологические дисциплины. Естественно-научной психофизиологической основой дошкольной сурдопедагогики являются данные физиологии, учения о высшей нервной деятельности человека о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, деятельности различных анализаторов и их роли в психическом развитии ребенка (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, П. К. Анохин, А. Р. Лурия и др.). Данные отоларингологии, сурдологии, аудиологии содержат необходимую для последующей организации обучения информацию о состоянии слуха ребенка: причинах, времени и характере поражения слухового анализатора, степени снижения слуха. Исследования в области детской сурдологии и аудиологии дали возможность определять способы и методы исследования слуха, обосновывать существующие классификации нарушений слуха у детей (Л. В. Нейман, Ю. Б. Преображенский, Д. И. Тарасов и др.).

Медицинские данные позволяют  объективно оценить степень первичного нарушения и определить влияние  снижения слуха на другие стороны  психического развития, прежде всего  на речь и коммуникативные процессы. Результаты медицинского обследования имеют принципиальное значение для обоснования системы дифференцированного обучения детей с нарушениями слуха, определения методов коррекционной и общеразвивающей работы. При определении содержания работы по развитию слухового восприятия, формированию речи и совершенствованию ее произносительной стороны информация о состоянии слуха ребенка (наряду с другими данными) имеет очень большое значение.

Достижения в области  оториноларингологии и сурдологии, аудио-логического исследования слуха сделали возможным раннее выявление и диагностику нарушений слуха, что определило возможности медицинской, сурдотехнической и педагогической помощи детям в оптимально ранние сроки. В последние десятилетия значительно расширились возможности медикаментозного лечения некоторых нарушений слуха, появились возможности оперативного вмешательства для улучшения слухового восприятия (кохлеарная имплантация).

Важнейшее значение для  коррекции нарушений слуха имеет  использование сурдотехнических средств индивидуального и коллективного назначения.

С развитием сурдотехники связано совершенствование слуховых аппаратов, средств визуального и тактильно-вибрационного контроля, что делает возможной более полноценную адаптацию и ориентировку плохослышащих детей в окружающем мире, усиливает эффективность работы по развитию слуха и речи, положительно отражается на личностном развитии дошкольников.

Дошкольная сурдопедагогика  также связана с невропатологией и психопатологией. Данные этих отраслей медицины важны для дифференциальной диагностики нарушений слуха, уточнения характера первичных и вторичных отклонений в развитии плохо-слышащего ребенка. Некоторые глухие и слабослышащие дети помимо снижения слуха имеют и другие нарушения, связанные с органическим поражением центральной нервной системы. Может наблюдаться задержка психического развития, умственная отсталость, поведенческие и эмоциональные нарушения, детский церебральный паралич и др. Диагностика таких комбинированных нарушений возможна только в результате совместных усилий сурдолога и психоневролога.

Дошкольная сурдопедагогика  тесно связана с общей, дошкольной и специальной психологией. Важное значение приобретает знание педагогами закономерностей психического развития человека. Для сурдопедагогики особое значение имеют данные о формировании познавательных процессов, в частности теория слухового восприятия.

Для правильной организации  педагогического процесса, понимания общего и специфического, определяемого снижением слуха в развитии ребенка, необходимо понимание закономерностей психического развития дошкольников. Исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Д. Б. Эльконина и др. позволяют определить основные направления развития ребенка с нормальным и нарушенным слухом, разработать методы общеразвивающей работы.

Дошкольная сурдопедагогика  широко использует данные сурдопсихологии. В отечественной сурдопсихологии накоплены многочисленные сведения об общем и специфическом в развитии детей с нарушениями слуха школьного и дошкольного возраста (Р. М. Бос-кис, Т. А. Власова, А. А. Катаева, И. М. Соловьев, Т. В. Розанова, Ж. И. Шиф и др.). Знание психологических особенностей развития детей с нарушениями слуха имеет важное значение при решении проблем дифференцированного обучения, повышении качества образовательного воздействия. Понимание своеобразия развития ребенка со сниженным слухом позволяет педагогам определять адекватные возрасту и уровню речевого развития методы психолого-педагогического изучения детей раннего и дошкольного возраста, выявлять потенциальные возможности в развитии, организовывать целенаправленную общеразвивающую и коррекционную работу.

Дошкольная сурдопедагогика  тесно взаимодействует со смежными педагогическими дисциплинами — общей и дошкольной педагогикой, школьной сурдопедагогикой. Наиболее тесные внутрисистемные связи существуют между дошкольной и школьной сурдопедагогикой. Это касается прежде всего определения единых принципов коррекционного обучения глухих и слабослышащих детей, представленных в работах Р. М. Боскис, С. А. Зыкова, Т. С. Зыковой, К. Г. Коровина, Л. П. Носковой и др. Важное значение в дошкольной сурдопедагогике придается преемственности в методике обучения языку, методиках развития слухового восприятия и обучению произношению с учетом школьного этапа обучения глухих и слабослышащих детей.

В дошкольной сурдопедагогике  учитываются достижения других отраслей специальной педагогики — логопедии, олигофренопедагогики, тифлопедагогики.

Дошкольная сурдопедагогика  тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой. Знание закономерностей усвоения норм речи ребенком имеет важное значение при прогнозировании путей речевого развития плохослышащих детей. При изучении особенностей формирования речи, моделировании системы обучения языку глухих и слабослышащих детей используются данные психолингвистики, в частности модели порождения речевого высказывания, разрабатываемые в трудах Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, А. А. Леонтьева, Н. И. Жинкина, Т. В. Ахутиной и др. Психолингвистический подход дает возможность определения механизмов рс чевого нарушения при снижении слуха, уточнения его структуры. Понимание закономерностей строения языка как системы позволяет учесть различные типы языковых связей в процессе обучения, сформировать их в процессе речевого общения детей с нарушениями слуха.

 

 

 

 

3. Методы дошкольной сурдопедагогики

Дошкольная сурдопедагогика  основывается на анализе и обобщении теоретического и практического материалов, связанных с изучением, воспитанием и обучением дошкольников, имеющих нарушения слуха. Изучение психолого-педагогических условий, в которых протекает воспитание и обучение детей, выявление закономерностей педагогического процесса, определение эффективности коррекцион-ной работы возможно в том случае, если используется значительный спектр методов: наблюдения, педагогический эксперимент, изучение педагогического опыта, анализ документации, изучение детских работ, изучение литературных источников и др. Каждый из указанных методов обретает действенность лишь в сочетании с другими, так как их использование носит комплексный характер.

Наблюдения применяют для изучения процессов воспитательной и коррекционной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха. Задачей педагогического наблюдения является накопление, систематизация и анализ фактов, характеризующих особенности детской деятельности, эффективность овладения материалом по разным разделам программы, используемые методы и приемы. Целенаправленность наблюдения определяется выбором цели, объекта, планом проведения, формой фиксации результатов. Объектами наблюдений могут быть дошкольники с нарушениями слуха в процессе проведения фронтальных и индивидуальных занятий, в свободной деятельности. Для специалистов важное значение приобретает проведение наблюдений за деятельностью сурдопедагога и воспитателей, тщательный анализ методов и приемов.

В процессе анализа наблюдений важно выявление как положительных, так и негативных фактов и результатов. Достоинством данного метода является то, что он является естественным, не нарушающим ход заранее запланированной работы. Однако в условиях детского сада непосредственные наблюдения лучше осуществлять за детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Проведение наблюдений за детьми раннего и младшего дошкольного возраста часто нарушает естественное поведение детей, поэтому для проведения наблюдений здесь могут использоваться ширмы, прозрачные стенки, когда дети не видят наблюдающих за ними людей. Наблюдения часто являются недостаточно точными, а в некоторых случаях субъективными. Чтобы сделать наблюдения более достоверными, наряду с письменной записью используются аудио- и видеозапись, фотосъемка.

Анализ документации. Для характеристики особенностей развития ребенка со сниженным слухом важное значение имеет знакомство с документацией: историей развития ребенка, заключением ПМПК, аудиограммами и другими данными о состоянии слуха, раннем развитии и т. д. Знакомство с медицинской документацией помогает установить причины и время снижения слуха, структуру нарушений, наличие дополнительных недостатков в развитии, выявить условия, в которых воспитывался ребенок, и их влияние на его развитие. Важное значение имеет характеристика или заключение психолога, позволяющее судить о развитии разных сторон психики ребенка. В процессе педагогического изучения ребенка со сниженным слухом важное значение придается анализу педагогической документации: протоколов обследования ребенка, характеристик, тетрадей индивидуальной работы и т. д.

Эксперимент. Данный метод относится к активным методам исследования, так как педагогические условия изменяются в зависимости от цели эксперимента. Эксперимент может носить различный характер: быть констатирующим или формирующим, индивидуальным или фронтальным, проводиться в лабораторных или в естественных для ребенка условиях. В условиях констатирующего эксперимента выявляются особенности развития детей, которые в наблюдениях недостаточно проявляются. Эффективность психолого-педагогического констатирующего эксперимента зависит от точности определения цели, задач, методики проведения, ожидаемых результатов. При организации эксперимента важна достоверность полученных данных, поэтому в процессе анализа используется качественный анализ материала, а также применяются методы количественного анализа, в том числе методы математической статистики.

Изучение детских работ. Результаты деятельности ребенка, например рисунки, поделки, постройки, дают возможность судить об уровне развития разных видов детской деятельности, характеризуют уровень развития психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления). Результаты продуктивной деятельности ребенка могут являться диагностическим материалом для выявления некоторых личностных качеств при условии владения экспериментатором соответствующими методами анализа.

Информация о работе Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики