Предмет педагогической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:13, контрольная работа

Описание работы

Роль психологии в практике обучения и воспитания была осознана задолго до оформления педагогической психологии в самостоятельную научную отрасль. Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег и др. подчеркивали необходимость построения педагогического процесса на основе психологических знаний о ребенке.

Содержание

Глава 1 Предмет и структура педагогической психологии
1.1 Предмет педагогической психологии
1.2 Структура педагогической психологии
1.3 Проблемы и основные задачи педагогической психологии
1.3.1 Проблемы педагогической психологии
1.3.2 Задачи педагогической психологии
Глава 2. Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками
2.1 Взаимосвязь педагогической психологии и педагогики
2.2 Взаимосвязь педагогической психологии с отраслями психологии
Заключение

Работа содержит 1 файл

контрольная по педагогике.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

· Общей задачей  педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических  особенностей и закономерностей  интеллектуального и личностного  развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.

· Структуру  педагогической психологии составляют три раздела: психология обучения; психология воспитания; психология учителя.

Выделяются  три этапа становления и развития педагогической психологии (Зимняя И.А.):

· Первый этап - с середины XVII в. и до конца XIX в. может быть назван общедидактическим  с явно ощущаемой необходимостью "психологизировать педагогику" (по Песталоцци).

· Второй этап - с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в., когда педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагогической мысли предшествующих столетий.

· Третий этап - с середины XX в. до настоящего времени. Основанием для выделения этого  этапа служит создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии.

Педология (от греч. pais - дитя и logos - слово, наука; букв. - наука о детях) - течение в  психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.

В педагогической психологии имеется ряд проблем. Среди самых главных можно  выделить следующие: соотношение обучения и развития, соотношение обучения и воспитания, учет сенситивных периодов развития в обучении; работа с одаренными детьми, проблема готовности детей к школьному обучению и др.

Следовательно, общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Этим обусловлена и структура этой отрасли психологии: психология обучения, психология воспитания, психология учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Ананьев Б.Г.  Педагогические приложения современной  психологии // Советская педагогика. 1954. № 8.

2. Айсмонтас  Б.Б. Педагогическая психология/ сборник лекций. Московский городской психолого-педагогический университет [http://www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology/index.html]

3. Блонский  П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. Заведений. / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1999.

4. Возрастная  и педагогическая психология. / Под  ред. А.В. Петровского. М., 1981.

5. Возрастная  и педагогическая психология: Хрестоматия:  Учеб. пособие для студ. сред. пед.  учеб. заведений. / Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. М., 1999.

6. Возрастная  и педагогическая психология: Тексты. / Сост. и коммент. О. Шуаре Марта.  М., 1992.

7. Выготский  Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

8. Зимняя И.А.  Педагогическая психология: Учеб. пособие.  Ростов н/Д, 1997.

9. Каптерев  П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.; Воронеж, 1999.

10. Крутецкий  В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.

11. Курс общей,  возрастной и педагогической  психологии. / Под ред. М.В. Гамезо. М., 1982. Вып. 3.

12. Немов Р.С.  Психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. М., 1995.

13. Обухова  Л.Ф. Возрастная психология: Учебник.  М., 1996.

14. Основы педагогики  и психологии высшей школы. / Под  ред. А.В. Петровского. М., 1986.

15. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Под ред. А.И. Щербакова. М., 1987.

16. Российская педагогическая  энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999.

17. Талызина Н.Ф. Педагогическая  психология: Учеб. Пособие для студ. сред. Спец. учеб. Заведений. М., 1998.

18. Фельдштейн Д.И. Проблемы  возрастной и педагогической  психологии: Избр. психол. тр. М., 1995.

19. Якунин В.Я. Педагогическая  психология: Учеб. пособие. М., 1998.

20. Ярошевский М.Г. История  психологии. М., 1985.


Информация о работе Предмет педагогической психологии