2.2 Взаимосвязь педагогической
психологии с отраслями психологии
Связь педагогической психологии
со смежными науками, в том числе возрастной
психологией, является двухсторонней.
Она руководствуется методологией исследования,
представляющей собой "проекцию"
общепсихологической науки; использует
данные, поставляемые возрастной психологией
и другими науками. Одновременно педагогическая
психология сама поставляет данные не
только для педагогической науки, но и
для общей и возрастной психологии, психологии
труда, нейропсихологии, патопсихологии
и др.
В последнее
время возрастная психология приобретает все
большее значение как фундамент для педагогической
психологии. Возрастная психология - это теория развития психики
в онтогенезе. Она изучает закономерности
перехода от одного периода к другому
на основе смены типов ведущей деятельности,
изменения социальной ситуации развития,
характера взаимодействия человека с
другими людьми
Возраст характеризуется
не соотношением отдельных психических
функций, а теми специфическими задачами
освоения сторон действительности, которые
приняты и решаются человеком, а также возрастными
новообразованиями.
Исходя из
этого, В.В. Давыдовым был сформулирован
ряд принципов возрастной психологии:
· Каждый возрастной
период должен изучаться не изолированно,
а с точки зрения общих тенденций
развития, с учетом предыдущего и последующего
возраста.
· Каждый возраст
имеет свои резервы развития, которые
могут быть мобилизованы в ходе развития
особым образом организованной активности
ребенка по отношению к окружающей
действительности и к своей деятельности.
· Особенности возраста не являются статичными,
а определены общественно-историческими
факторами, так называемым социальным
заказом общества и др. (Психология..., 1978).
· Все эти
и другие принципы возрастной психологии
имеют огромное значение при создании
психологической теории усвоения социокультурного
опыта в рамках педагогической психологии.
Например, на их основе можно выделить
следующие принципы педагогической психологии
(на примере ее раздела - психологии обучения):
· Обучение строится
на основе данных возрастной психологии о резервах возраста,
ориентируясь на "завтрашний день"
развития.
· Обучение организуется
с учетом наличных индивидуальных особенностей
учащихся, но не на основе приспособления
к ним, а как проектирование новых
видов деятельности, новых уровней развития учащихся.
· Обучение не
может быть сведено только к передаче
знаний, к отработке определенных
действий и операций, а есть главным
образом формирование личности учащегося,
развитие сферы детерминации его
поведения (ценности, мотивы, цели) и
др.
Рассматривая взаимопроникновение
психологии и педагогики необходимо особо
выделить психолого-педагогическое направление
- педологию (Дж.М. Болдуин, Э. Киркпатрик,
Э. Мейман, П.П. Блонский, Л.С. Выготский
и др.), в котором комплексно на основе
совокупности психофизиологических, анатомических,
психологических и социологических измерений
определялись особенности поведения ребенка
в целях диагностики его развития.
Педология (от греч. pais - дитя и logos - слово,
наука) - течение в психологии и педагогике,
возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное
проникновением эволюционных идей в педагогику
и психологию и развитием прикладных отраслей
психологии и экспериментальной педагогики.
Основателем
педологии признан американский
психолог С. Холл, который создал в 1889
г. первую педологическую лабораторию;
сам термин придумал его ученик -
О. Крисмент. Но еще в 1867 г. К.Д. Ушинский
в труде "Человек как предмет
воспитания" предвосхитил появление педологии:
"Если педагогика хочет воспитать человека
во всех отношениях, то она должна прежде
узнать его во всех отношениях".
Педология стремилась
изучать ребенка, при этом изучать
комплексно, во всех его проявлениях
и с учетом всех влияющих факторов. П.П. Блонский
(1884-1941) определял педологию как науку
о возрастном развитии ребенка в условиях
определенной социально-исторической
среды (Блонский П.П., 1999;).
Педологи работали
в школах, детских садах, различных
подростковых объединениях. Активно осуществлялось
психолого-педологическое консультирование;
проводилась работа с родителями; разрабатывалась
теория и практика психодиагностики. В
Ленинграде и Москве действовали институты
педологии, где представители разных наук
пытались проследить развитие ребенка
от рождения до юности. Педологов готовили
весьма основательно: они получали знания
по педагогике, психологии, физиологии,
детской психиатрии, невропатологии, антропометрии,
антропологии, социологии, причем теоретические
занятия сочетались с повседневной практической
работой.
В 30-е гг. XX
в. началась критика многих положений
педологии (проблем предмета педологии,
био - и социогенеза, тестов и др.),
результатом чего явились два
постановления ЦК ВКП (б). Педология
была разгромлена, многие ученые репрессированы,
судьбы других искалечены. Закрылись все
педологические институты и лаборатории.
Педологию вымарали из учебных программ
всех вузов. Щедро наклеивались ярлыки:
Л.С. Выготский объявлен "эклектиком",
М.Я. Басов и П.П. Блонский - "пропагандистами
фашистских идей". К счастью, многие
смогли избежать подобной участи, сумев
переквалифицироваться. Более полувека
тщательно скрывалось, что цвет советской
психологии - Басов, Блонский, Выготский,
Корнилов, Костюк, Леонтьев, Лурия, Эльконин,
Мясищев и другие, а также педагоги Занков
и Соколянский были педологами. Еще совсем
недавно при издании сочинений Выготского
его лекции по педологии пришлось переименовывать
в лекции по психологии (http://virlib.eunnet.net/sofia/05-2002/text/0523.html;
см. статью Струкчинской Е.М. "Л.С. Выготский
о педологии и смежных с нею науках").
Ряд работ
П.П. Блонского, работы Л.С. Выготского
и его сотрудников по детской
психологии заложили фундамент современных
научных знаний о психическом
развитии ребенка. Труды И.М. Щелованова, М.П. Денисовой, Н.Л.
Фигурина, создававшиеся в педологических
по названию учреждениях, содержали ценный
фактический материал, вошедший в фонд
современных знаний о ребенке и его развитии.
Эти труды были положены в основу и ныне
действующей системы воспитания в младенческом
возрасте и раннем детстве, а психологические
исследования П.П. Блонского, Л.С. Выготского
обеспечили возможность разработки теоретических
и прикладных проблем возрастной и педагогической
психологии в нашей стране.
Идея психофизиологического исследования
ребенка и использования его результатов
в педагогической практике получила подкрепление
в обосновании возможности изучения психических
явлений экспериментальным путем. Использование
эксперимента в условиях обучения, предпринятое
И.А. Сикорским в 1879 г., вначале не получило
широкого отклика в науке. Но с образованием
психологических лабораторий, начиная
с середины 80-х гг., эксперимент стал входить
в жизнь, возникло активное стремление
связать с ним педагогический процесс,
т.е. создать качественно новую науку о
воспитании и обучении.
Успехи психолого-педагогической
науки вызывали интерес, с одной
стороны, у педагогов-практиков, и
с другой стороны, у философов
и психологов, ранее не занимавшихся
вопросами школьного образования.
Педагоги почувствовали явную необходимость
в прочных психологических знаниях, а
психологи поняли, как много интересного
и поучительного содержится в школьной
жизни. Состояние науки и практики ясно
показало, что школа и наука должны пойти
навстречу друг другу.
Так, в 1954 г. Б.Ф. Скиннер выдвинул
идею программированного обучения,
а в 60-е гг. Л.Н. Ланда сформулировал теорию
его алгоритмизации; в 70-е-80-е гг. В. Оконь,
М.И. Махмутов построили целостную систему
проблемного обучения, что, с одной стороны,
продолжило разработку системы Дж. Дьюи,
полагавшего, что обучение должно идти
через решение проблем, а с другой - соотносилось
с положениями О. Зельца, К. Дункера, С.Л.
Рубинштейна, А.М. Матюшкина и других о
проблемном характере мышления, его фазности,
начале возникновения мысли в проблемной
ситуации (П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн).
В 1957-1958 гг. появились
первые публикации П.Я. Гальперина и
затем в начале 70-х годов - Н.Ф.
Талызиной, в которых излагались
основные позиции теории поэтапного формирования
умственных действий, впитавшей в себя
основные достижения и перспективы педагогической
психологии. В то же время в работах Д.Б.
Эльконина, В.В. Давыдова разрабатывалась теория развивающего обучения,
возникшая в 70-х гг. на основе общей теории
учебной деятельности (сформулированной
этими же учеными и развиваемой А.К. Марковой,
И.И. Ильясовым, Л.И. Айдаровой, В.В. Рубцовым
и др.), а также в экспериментальной системе
Л.В. Занкова.
Заслуживает
внимания возникновение принципиально
нового направления в педагогической
психологии - суггестопедии, суггестологии Г.К. Лозанова (60-70-е гг. прошлого
столетия), основой которого является
управление педагогом неосознаваемыми
учащимся его психическими процессами
восприятия, памяти с использованием эффекта
гипермнезии и суггестии. На этой основе
разработаны методы активизации резервных
возможностей личности (Г.А. Китайгородская),
группового сплочения, групповой динамики
в процессе такого обучения (А.В. Петровский,
Л.А. Карпенко).
В 50-70-х гг.
на стыке социальной и педагогической
психологии проводилось множество
исследований структуры детского коллектива,
статуса ребенка в среде сверстников (А.В.
Петровский, Я.Л. Коломинский и др.). Особая
сфера исследования относится к вопросам
обучения и воспитания трудных детей,
формирования автономной морали у подростков
в некоторых неформальных объединениях
(Д.И. Фельдштейн).
В этот же период
наметились тенденции к постановке
комплексных проблем - воспитывающего
обучения и обучающего воспитания.
Активно изучаются:
· психолого-педагогические
факторы готовности детей к школьному
обучению;
· содержание
и организация начального образования
(Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов
и др.);
· психологические
причины неуспеваемости школьников
(Н.А. Менчинская);
· психолого-педагогические
критерии эффективности обучения (И.С. Якиманская).
С конца 70-х
гг. ХХ в. активизировалась работа в
научно-практическом направлении - создании
психологической службы в школе
(И.В. Дубровина, Ю.М. Забродин и др.).
В этом аспекте выявились новые
задачи педагогической психологии:
· разработка
концептуальных подходов к деятельности
психологической службы,
· оснащение
ее диагностическими средствами,
· подготовка
практических психологов.
· Все многообразие
этих теорий, однако, имело один общий
момент - теоретическое обоснование
наиболее адекватной, с точки зрения
авторов, требованиям общества системы
обучения - учения (учебной деятельности).
Соответственно формировались определенные
направления обучения. В рамках этих направлений
обучения выявились и общие его проблемы:
активизация форм обучения, педагогическое
сотрудничество, общение, управление усвоением
знаний, развитие обучающихся как цель
обучения и др.
Так, например,
отечественная педагогическая психология
изучает:
· психологические
механизмы управления обучением (Н.Ф.Талызина, Л.Н. Ланда и др.), образовательным
процессом в целом (В.С.Лазарев и др.);
· управление
процессом освоения обобщенных способов
действия (В.В.Давыдов, В.В.Рубцов и др.);
· учебную
мотивацию (А.К.Маркова, А.Б.Орлов и
др.);
· индивидуально-психологические
факторы, влияющие на успешность
этого процесса;
· сотрудничество
(Г.А. Цукерман и др.) и др.;
· личностные
особенности обучаемых и учителей
(В.С. Мерлин, Н.С. Лейтес, А.Н.Леонтьев и
др.) и др.
Таким
образом, на этом этапе развития педагогическая
психология становится все более
объемной.
Итак, педагогическая
психология - это наука о фактах,
механизмах и закономерностях освоения
социокультурного опыта человеком, закономерностях
интеллектуального и личностного развития
ребенка как субъекта учебной деятельности,
организуемой и управляемой педагогом
в разных условиях образовательного процесса.
В целом можно сказать, что педагогическая
психология изучает психологические вопросы
управления педагогическим процессом,
исследует процессы обучения, формирования
познавательных процессов и т.п.
Заключение
Термин "педагогическая
психология" применяется для обозначения
двух наук. Одна из них - это базовая
наука, которая является первой ветвью
психологии. Она призвана изучать
природу и закономерности процесса
учения и воспитания. Под таким же названием
"педагогическая психология" развивается
и прикладная наука, цель которой - использовать
достижения всех ветвей психологии для
совершенствования педагогической практики.
За рубежом прикладную часть психологии
часто называют школьной психологией.
· Педагогическая
психология - это наука о фактах, механизмах
и закономерностях освоения социокультурного
опыта человеком, закономерностях интеллектуального
и личностного развития ребенка как субъекта
учебной деятельности, организуемой и
управляемой педагогом в разных условиях
образовательного процесса.
· Педагогическая
психология - пограничная, комплексная
отрасль знания, которая заняла определенное
место между психологией и педагогикой,
стала сферой совместного изучения взаимосвязей
между воспитанием, обучением и развитием
подрастающих поколений.
В педагогической
психологии имеется ряд проблем.
Среди самых главных можно
выделить следующие: соотношение обучения
и развития; соотношение обучения
и воспитания; учет сенситивных периодов
развития в обучении; работа с одаренными
детьми; готовность детей к школьному
обучению и др.