Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:13, контрольная работа
Описание работы
Роль психологии в практике обучения и воспитания была осознана задолго до оформления педагогической психологии в самостоятельную научную отрасль. Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег и др. подчеркивали необходимость построения педагогического процесса на основе психологических знаний о ребенке.
Содержание
Глава 1 Предмет и структура педагогической психологии 1.1 Предмет педагогической психологии 1.2 Структура педагогической психологии 1.3 Проблемы и основные задачи педагогической психологии 1.3.1 Проблемы педагогической психологии 1.3.2 Задачи педагогической психологии Глава 2. Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками 2.1 Взаимосвязь педагогической психологии и педагогики 2.2 Взаимосвязь педагогической психологии с отраслями психологии Заключение
3. Предмет психологии учителя - психологические аспекты
формирования профессиональной педагогической
деятельности, а также те особенности
личности, которые способствуют или препятствуют
успешности этой деятельности. Важнейшими задачами этого
раздела педагогической психологии являются:
· определение
творческого потенциала педагога и
возможностей преодоления им педагогических
стереотипов;
· изучение эмоциональной
устойчивости учителя;
· выявление
позитивных особенностей индивидуального
стиля общения учителя и учащегося и ряд других. Результаты
психолого-педагогических исследований
используются при конструировании содержания
и методов обучения, создании учебных
пособий, разработке средств диагностики
и коррекции психического развития.
1.3. Проблемы
и основные задачи педагогической психологии
1.3.1 Проблемы педагогической психологии
В педагогической психологии имеется ряд проблем,
теоретическое и практическое значение
которых оправдывает выделение и существование
этой области знаний. Рассмотрим и обсудим
некоторые из них.
1. Проблема соотношения обучения и развития. Одной из важнейших проблем
педагогической психологии является проблема
соотношения обучения и психического
развития.
Рассматриваемая
проблема является производной от общенаучной
проблемы - проблемы соотношения биологического и социального
в человеке или как проблемы генотипической
и средовой обусловленности психики и
поведения человека. Проблема генетических
источников психологии и поведения человека
является одной из важнейших в психологической
и педагогической науках. Ведь от ее правильного
решения зависит принципиальное решение
вопроса о возможностях обучения и воспитания
детей, человека вообще (http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-teor-exp.html;
см. лабораторию теоретических и экспериментальных
проблем психологии развития).
Как считает
современная наука, напрямую воздействовать
через обучение и воспитание на генетический
аппарат практически невозможно
и, следовательно, то, что дано генетически,
перевоспитанию не подлежит. С другой
стороны, обучение и воспитание сами по себе обладают
огромными возможностями в плане психического
развития индивида, даже если они не затрагивают
собственно генотипа и не воздействуют
на органические процессы. В отечественной
психологии эта проблема впервые была
сформулирована Л.С. Выготским вначале
30-х гг. ХХ в. (Выготский Л.С., 1996;). (http://www.vygotsky.ru/russian/vygot/vygotsky.htm;
см. сервер, посвященный Выготскому).
Он обосновал
ведущую роль обучения в развитии,
отметив, что обучение должно идти впереди
развития, быть источником нового развития.
Однако в
связи с этим возникает ряд
вопросов:
· Каким образом
обучение и воспитание ведут за собой
развитие?
· Всякое ли обучение
способствует развитию или только проблемное
и так называемое развивающее?
· Как связаны
между собой биологическое созревание
организма, обучение и развитие?
Влияет ли
обучение на созревание, и если да, то
до каких пределов, затрагивает ли
это влияние принципиальное решение
вопроса о соотношении обучения
и развития? (http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-ob-raz.html; см. группа психологии
обучения и развития младших школьников
ПИ РАО).
2. Проблема
соотношения обучения и воспитания. Другая проблема, которая
теснейшим образом связана с предыдущей,
- это проблема соотношения обучения и
воспитания. Процессы обучения и воспитания
в единстве своем представляют педагогический
процесс, цель которого - образование,
развитие и формирование личности. По
сути своей, и тот и другой протекают при
взаимодействии учителя и ученика, воспитателя
и воспитанника, взрослого и ребенка, находящихся
в определенных условиях жизни, в определенной
среде.
В круг рассматриваемой
проблемы входит ряд вопросов:
· Как эти
процессы взаимообуславливают и
взаимопроникают друг в друга?
· Как влияют
различные виды деятельности на обучение
и воспитание?
· Каковы психологические
механизмы усвоения знаний, формирования
умений, навыков и усвоения социальных
норм, норм поведения?
· В чем
заключаются различия педагогического
влияния в обучении и воспитании?
Как протекает непосредственно
сам процесс обучения и процесс воспитания?
Эти и многие другие вопросы составляют
суть рассматриваемой проблемы
3. Проблема учета сенситивных
периодов развития в обучении. Одной из важнейших в изучении
развития детей является проблема нахождения
и максимально возможного использования
для развития каждого ребенка сенситивного
периода в его жизни. Под сенситивными периодами в психологии понимаются периоды
онтогенетического развития, когда развивающийся
организм бывает особенно чувствителен
к определенного рода влияниям окружающей
действительности. Так, например, в возрасте
около пяти лет дети особенно чувствительны
к развитию феноменального слуха, а по
прошествии этого периода эта чувствительность
несколько падает. Сенситивные периоды
- периоды оптимальных сроков развития
определенных сторон психики: процессов
и свойств. Чрезмерно раннее начало обучения
чему-либо может неблагоприятно сказаться
на психическом развитии, точно так же
как и очень позднее начало обучения может
оказаться малоэффективным (Обухова Л.Ф.,
1996,).
Трудность рассматриваемой
проблемы состоит в том, что не известны
все сенситивные периоды развития интеллекта
и личности ребенка, их начало, длительность
и завершение. Подходя к изучению детей
индивидуально, необходимо научиться
прогнозировать наступление различных
сенситивных периодов развития каждого
ребенка.
4. Проблема одаренности
детей. Проблема одаренности в отечественной
психологии более пристально стала изучаться
только в последнее десятилетие. Под общей
одаренностью понимается развитие общих
способностей, определяющих диапазон
деятельности, в котором человек может
достичь больших успехов. Одаренные дети - "это дети, обнаруживающие
ту или иную специальную или общую одаренность" (Российская…, 1993-1999, Т. 2. С.
77;).
В связи с этим возникает
ряд вопросов, связанных с выявлением
и обучением одаренных детей:
· Что характерно для
возрастной последовательности проявления
одаренности?
· По каким критериям
и признакам можно судить об одаренности
учащихся?
· Как устанавливать
и изучать одаренность детей
в процессе обучения и воспитания, в
ходе выполнения учащимися той или иной
содержательной деятельности?
· Как содействовать
развитию одаренности учащихся в
учебном процессе?
· Как сочетать развитие
специальных способностей с широкой
общеобразовательной подготовкой
и всесторонним развитием личности учащегося?
5. Проблема готовности
детей к обучению в школе.
Готовность детей к обучению
в школе - это совокупность
морфологических и психологических
особенностей ребенка старшего
дошкольного возраста, обеспечивающая
успешный переход к систематическому
организованному школьному обучению.
В педагогической и психологической
литературе наряду с термином "готовность
к школьному обучению" употребляется
термин "школьная зрелость". Эти
термины почти синонимичны, хотя
второй в большей мере отражает психофизиологический
аспект органического созревания.
Проблема готовности детей
к школьному обучению раскрывается
через поиск ответов на ряд
вопросов:
· Как влияют условия
жизнедеятельности ребенка, усвоение
им социального опыта в ходе общения
со сверстниками и взрослыми на формирование
школьной готовности?
· Какой системой требований,
предъявляемых к ребенку школой,
определяется психологическая готовность
к школьному обучению?
· Что понимается под
психологической готовностью к
школьному обучению?
· По каким критериям
и показателям можно судить о
психологической готовности к школьному
обучению?
Как построить коррекционно-развивающие
программы для достижения готовности
к школьному обучению?
Решение перечисленных
и других психолого-педагогических
проблем требует от учителя или воспитателя
высокой профессиональной квалификации,
немалую часть которой составляют психологические
знания, умения и навыки (http://www.voppsy.ru/; см.
сайт журнала "Вопросы психологии").
1.3.2 Задачи педагогической психологии
Общая задача
педагогической психологии состоит
в выявлении, изучении и описании
психологических особенностей и
закономерностей интеллектуального
и личностного развития человека
в условиях учебно-воспитательной деятельности,
образовательного процесса. Соответственно задачами
педагогической психологии являются:
· раскрытие механизмов
и закономерностей обучающего и
воспитывающего воздействия на интеллектуальное
и личностное развитие обучаемого;
· определение
механизмов и закономерностей освоения
обучающимся социокультурного опыта
(социализация), его структурирования,
сохранения (упрочивания) в индивидуальном
сознании обучаемого и использования
в различных ситуациях;
· определение
связи между уровнем интеллектуального и личностного
развития обучаемого и формами, методами
обучающего и воспитывающего воздействия
(сотрудничество, активные формы обучения
и др.);
· определение
особенностей организации и управления
учебной деятельностью обучаемых
и влияние этих процессов на интеллектуальное,
личностное развитие и учебно-познавательную
активность;
· изучение психологических
основ деятельности педагога;
· определение
факторов, механизмов, закономерностей
развивающего обучения, в частности
развития научного, теоретического мышления;
· определение
закономерностей, условий, критериев
усвоения знаний, формирование на их основе
операционального состава деятельности
в процессе решения разнообразных
задач;
· разработка
психологических основ дальнейшего
совершенствования образовательного процесса
на всех уровнях образовательной системы
и др.
Глава 2. Взаимосвязь
психологии с другими науками
2.1 Взаимосвязь
педагогической психологии и
педагогики
Уточнение предмета
педагогической психологии требует
также определения ее места среди других наук,
прежде всего установления ее отношений
к педагогическим дисциплинам, к общей
и возрастной психологии.
По мнению
Б.Г. Ананьева, педагогическая психология
- пограничная, комплексная отрасль
знания, которая "заняла определенное
место между психологией и педагогикой,
стала сферой совместного изучения взаимосвязей
между воспитанием, обучением и развитием
подрастающих поколений" (Ананьев Б.Г.,
2001;).
В связи с
такой "пограничностью" педагогики
и психологии считаем необходимым,
прежде всего, уточнить взаимосвязи
между этими двумя науками.
Психология
органично связана с педагогикой,
между ними существует несколько "узлов"
связи
Главный узел
связи - предмет этих наук. Психология
изучает законы развития психики человека.
Педагогика разрабатывает законы управления
развитием личности. Воспитание, образование
детей и взрослых есть не что иное, как
целенаправленное изменение этой психики
(например, мышления, деятельности). Следовательно,
они не могут осуществляться специалистами,
не владеющими психологическими знаниями.
Второй узел
связи двух наук - показатели и критерии обученности
и воспитанности личности. Степень продвинутости
знаний школьников регистрируется по
изменениям памяти, запасов знаний, способностям
использовать знания в практических целях,
владению приемами когнитивной деятельности,
скорости воспроизведения знаний, владению
терминологией, навыками переноса знаний
в нестандартные ситуации и т.п. Воспитанность
же фиксируется в мотивированных поступках,
системе сознательного и импульсивного
поведения, стереотипах, навыках деятельности
и суждений. Все это означает, что симптомами
достижений в образовательно-воспитательной
работе взрослых с детьми выступают сдвиги
в психике, в мышлении и поведении учащихся.
Иначе говоря, результаты педагогической
деятельности диагностируются по изменениям
психологических характеристик воспитуемых.
Третий узел
связи - это методы исследования. Межнаучные коммуникации
двух отраслей знания имеют место и в методах
исследований педагогики и психологии.
Многие инструменты психологического
научного поиска с успехом служат решению
педагогических исследовательских задач
(например, психометрия, парное сравнение,
рейтинг, психологические тесты и др.).