Предмет педагогической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:13, контрольная работа

Описание работы

Роль психологии в практике обучения и воспитания была осознана задолго до оформления педагогической психологии в самостоятельную научную отрасль. Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег и др. подчеркивали необходимость построения педагогического процесса на основе психологических знаний о ребенке.

Содержание

Глава 1 Предмет и структура педагогической психологии
1.1 Предмет педагогической психологии
1.2 Структура педагогической психологии
1.3 Проблемы и основные задачи педагогической психологии
1.3.1 Проблемы педагогической психологии
1.3.2 Задачи педагогической психологии
Глава 2. Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками
2.1 Взаимосвязь педагогической психологии и педагогики
2.2 Взаимосвязь педагогической психологии с отраслями психологии
Заключение

Работа содержит 1 файл

контрольная по педагогике.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

3. Предмет психологии учителя - психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности. Важнейшими задачами этого раздела педагогической психологии являются:

· определение  творческого потенциала педагога и  возможностей преодоления им педагогических стереотипов;

· изучение эмоциональной  устойчивости учителя;

· выявление  позитивных особенностей индивидуального  стиля общения учителя и учащегося и ряд других. Результаты психолого-педагогических исследований используются при конструировании содержания и методов обучения, создании учебных пособий, разработке средств диагностики и коррекции психического развития.

1.3. Проблемы  и основные задачи педагогической психологии

1.3.1 Проблемы педагогической психологии

В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний. Рассмотрим и обсудим некоторые из них.

1. Проблема соотношения обучения и развития. Одной из важнейших проблем педагогической психологии является проблема соотношения обучения и психического развития.

Рассматриваемая проблема является производной от общенаучной  проблемы - проблемы соотношения биологического и социального в человеке или как проблемы генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека. Проблема генетических источников психологии и поведения человека является одной из важнейших в психологической и педагогической науках. Ведь от ее правильного решения зависит принципиальное решение вопроса о возможностях обучения и воспитания детей, человека вообще (http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-teor-exp.html; см. лабораторию теоретических и экспериментальных проблем психологии развития).

Как считает  современная наука, напрямую воздействовать через обучение и воспитание на генетический аппарат практически невозможно и, следовательно, то, что дано генетически, перевоспитанию не подлежит. С другой стороны, обучение и воспитание сами по себе обладают огромными возможностями в плане психического развития индивида, даже если они не затрагивают собственно генотипа и не воздействуют на органические процессы. В отечественной психологии эта проблема впервые была сформулирована Л.С. Выготским вначале 30-х гг. ХХ в. (Выготский Л.С., 1996;). (http://www.vygotsky.ru/russian/vygot/vygotsky.htm; см. сервер, посвященный Выготскому).

Он обосновал  ведущую роль обучения в развитии, отметив, что обучение должно идти впереди  развития, быть источником нового развития.

Однако в  связи с этим возникает ряд  вопросов:

· Каким образом  обучение и воспитание ведут за собой  развитие?

· Всякое ли обучение способствует развитию или только проблемное и так называемое развивающее?

· Как связаны  между собой биологическое созревание организма, обучение и развитие?

Влияет ли обучение на созревание, и если да, то до каких пределов, затрагивает ли это влияние принципиальное решение  вопроса о соотношении обучения и развития? (http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-ob-raz.html; см. группа психологии обучения и развития младших школьников ПИ РАО).

2. Проблема  соотношения обучения и воспитания. Другая проблема, которая теснейшим образом связана с предыдущей, - это проблема соотношения обучения и воспитания. Процессы обучения и воспитания в единстве своем представляют педагогический процесс, цель которого - образование, развитие и формирование личности. По сути своей, и тот и другой протекают при взаимодействии учителя и ученика, воспитателя и воспитанника, взрослого и ребенка, находящихся в определенных условиях жизни, в определенной среде.

В круг рассматриваемой  проблемы входит ряд вопросов:

· Как эти  процессы взаимообуславливают и  взаимопроникают друг в друга?

· Как влияют различные виды деятельности на обучение и воспитание?

· Каковы психологические  механизмы усвоения знаний, формирования умений, навыков и усвоения социальных норм, норм поведения?

· В чем  заключаются различия педагогического  влияния в обучении и воспитании?

Как протекает непосредственно  сам процесс обучения и процесс воспитания? Эти и многие другие вопросы составляют суть рассматриваемой проблемы

3. Проблема учета сенситивных  периодов развития в обучении. Одной из важнейших в изучении развития детей является проблема нахождения и максимально возможного использования для развития каждого ребенка сенситивного периода в его жизни. Под сенситивными периодами в психологии понимаются периоды онтогенетического развития, когда развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Так, например, в возрасте около пяти лет дети особенно чувствительны к развитию феноменального слуха, а по прошествии этого периода эта чувствительность несколько падает. Сенситивные периоды - периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики: процессов и свойств. Чрезмерно раннее начало обучения чему-либо может неблагоприятно сказаться на психическом развитии, точно так же как и очень позднее начало обучения может оказаться малоэффективным (Обухова Л.Ф., 1996,).

Трудность рассматриваемой проблемы состоит в том, что не известны все сенситивные периоды развития интеллекта и личности ребенка, их начало, длительность и завершение. Подходя к изучению детей индивидуально, необходимо научиться прогнозировать наступление различных сенситивных периодов развития каждого ребенка.

4. Проблема одаренности  детей. Проблема одаренности в отечественной психологии более пристально стала изучаться только в последнее десятилетие. Под общей одаренностью понимается развитие общих способностей, определяющих диапазон деятельности, в котором человек может достичь больших успехов. Одаренные дети - "это дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность" (Российская…, 1993-1999, Т. 2. С. 77;).

В связи с этим возникает  ряд вопросов, связанных с выявлением и обучением одаренных детей:

· Что характерно для  возрастной последовательности проявления одаренности?

· По каким критериям  и признакам можно судить об одаренности  учащихся?

· Как устанавливать  и изучать одаренность детей  в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения учащимися той или иной содержательной деятельности?

· Как содействовать  развитию одаренности учащихся в  учебном процессе?

· Как сочетать развитие специальных способностей с широкой  общеобразовательной подготовкой  и всесторонним развитием личности учащегося?

5. Проблема готовности  детей к обучению в школе.  Готовность детей к обучению  в школе - это совокупность  морфологических и психологических  особенностей ребенка старшего  дошкольного возраста, обеспечивающая  успешный переход к систематическому организованному школьному обучению.

В педагогической и психологической  литературе наряду с термином "готовность к школьному обучению" употребляется  термин "школьная зрелость". Эти  термины почти синонимичны, хотя второй в большей мере отражает психофизиологический аспект органического созревания.

Проблема готовности детей  к школьному обучению раскрывается через поиск ответов на ряд  вопросов:

· Как влияют условия  жизнедеятельности ребенка, усвоение им социального опыта в ходе общения со сверстниками и взрослыми на формирование школьной готовности?

· Какой системой требований, предъявляемых к ребенку школой, определяется психологическая готовность к школьному обучению?

· Что понимается под  психологической готовностью к  школьному обучению?

· По каким критериям  и показателям можно судить о  психологической готовности к школьному  обучению?

Как построить коррекционно-развивающие  программы для достижения готовности к школьному обучению?

Решение перечисленных  и других психолого-педагогических проблем требует от учителя или воспитателя высокой профессиональной квалификации, немалую часть которой составляют психологические знания, умения и навыки (http://www.voppsy.ru/; см. сайт журнала "Вопросы психологии").

1.3.2 Задачи педагогической психологии

Общая задача педагогической психологии состоит  в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и  закономерностей интеллектуального  и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Соответственно задачами педагогической психологии являются:

· раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и  воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

· определение  механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучаемого и использования  в различных ситуациях;

· определение  связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

· определение  особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых  и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

· изучение психологических  основ деятельности педагога;

· определение  факторов, механизмов, закономерностей  развивающего обучения, в частности  развития научного, теоретического мышления;

· определение  закономерностей, условий, критериев  усвоения знаний, формирование на их основе операционального состава деятельности в процессе решения разнообразных  задач;

· разработка психологических основ дальнейшего  совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы и др.

Глава 2. Взаимосвязь  психологии с другими науками

2.1 Взаимосвязь  педагогической психологии и  педагогики

Уточнение предмета педагогической психологии требует  также определения ее места среди других наук, прежде всего установления ее отношений к педагогическим дисциплинам, к общей и возрастной психологии.

По мнению Б.Г. Ананьева, педагогическая психология - пограничная, комплексная отрасль  знания, которая "заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений" (Ананьев Б.Г., 2001;).

В связи с  такой "пограничностью" педагогики и психологии считаем необходимым, прежде всего, уточнить взаимосвязи между этими двумя науками.

Психология  органично связана с педагогикой, между ними существует несколько "узлов" связи

Главный узел связи - предмет этих наук. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики (например, мышления, деятельности). Следовательно, они не могут осуществляться специалистами, не владеющими психологическими знаниями.

Второй узел связи двух наук - показатели и критерии обученности и воспитанности личности. Степень продвинутости знаний школьников регистрируется по изменениям памяти, запасов знаний, способностям использовать знания в практических целях, владению приемами когнитивной деятельности, скорости воспроизведения знаний, владению терминологией, навыками переноса знаний в нестандартные ситуации и т.п. Воспитанность же фиксируется в мотивированных поступках, системе сознательного и импульсивного поведения, стереотипах, навыках деятельности и суждений. Все это означает, что симптомами достижений в образовательно-воспитательной работе взрослых с детьми выступают сдвиги в психике, в мышлении и поведении учащихся. Иначе говоря, результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых.

Третий узел связи - это методы исследования. Межнаучные коммуникации двух отраслей знания имеют место и в методах исследований педагогики и психологии. Многие инструменты психологического научного поиска с успехом служат решению педагогических исследовательских задач (например, психометрия, парное сравнение, рейтинг, психологические тесты и др.).

Информация о работе Предмет педагогической психологии