Предмет и задачи тифлопедагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:51, реферат

Описание работы

Л.С.Выготский показал, что любой дефект, любой телесный недостаток является фактором изменяющим отношения человека с окружающим миром, главным образом с людьми, и дающим в результате «социальную ненормальность поведения». Разнообразная деятельность является решающим условием как для преодоления преград, встающих на пути, так и для предупреждения дегенеративных изменений, распада психики при слепоте.

Содержание

введение……………………………………………………………………………………………………………………...
Предмет и задачи тифлопедагогики
Краткие сведения из истории тифлопедагогики
Нарушение зрения и их компенсация
Обучение детей с нарушением зрения в школе…………………………………
Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих…………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………..
Использованная литература……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Предмет и задачи тифлопедагогики.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

    • специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, социальной адаптации, пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений;

    • организация коррекционных упражнений на различных занятиях (по математике, рисованию, развитию речи, физической культуре, ручному труду и др.), в играх, бытовой деятельности;

    • для слепых — занятия по развитию осязания и мелкой моторики, слухового  восприятия;

    • для слабовидящих — занятия по обучению использованию зрения и  других анализаторов;

    • значительный объем практических заданий и упражнений;

    • формирование различительных способностей анализаторов;

    • овладение эталонами признаков  и свойств;

    • формирование у детей представлений  о собственных сенсорных возможностях (программа "Ребенку с нарушением зрения - о нем самом");

    • занятия по лечебной физкультуре  и ритмике для преодоления  недостатков двигательной сферы;

    • взаимосвязь с лечебной и общеобразовательной  работой.

      Сенсорное воспитание — составная часть умственного и физического воспитания ребенка, направленная на развитие ощущений и восприятий. Сенсорное развитие включает:

    • усвоение представлений о разнообразных  свойствах и отношениях предметов  и явлений;

    • овладение новыми действиями восприятия, позволяющий более полно и  объемно воспринимать окружающей мир. Содержание сенсорного воспитания охватывает широкий о признаков и свойств предметов: знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучаний предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве и времени. Методика сенсорного воспитания предусматривает:

    • обучение детей обследованию предметов;

    • формирование представлений о сенсорных  эталонах.

    Специальные занятия и упражнения способствуют развитие ощущений и восприятий слепых и слабовидящих детей. Прежде всего следует развивать:

    • тактильное восприятие;

    • слуховое восприятие;

    • восприятие речи.

      Характер взаимосвязи психолого-педагогической лечением зрения проявляется прежде всего в сближении педагогических и медицинских коррекционных средств, с помощью которых осуществляется преодоление ослабление нарушений развития детей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Обучение  детей с недостатками зрения в школе. 

    Функции специальных школ для слепых и  слабовидящих детей:

  • учебно-воспитательная;
  • коррекционно-развивающая;
  • санитарно-гигиеническая; лечебно-восстановительная; социально-адаптационная; профориентационная.
  • Коррекционно-развивающая работа - важнейшая сфера деятельности специальных школ, включающая:
  • развитие процессов компенсации;
  • исправление и восстановление нарушенных функций;
  • сглаживание недостатков познавательной деятельности;
  • поиск потенциальных возможностей в становлении личности слепых и слабовидящих детей (М.М. Земцова, Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева, В.П. Ермаков и др.).

        Отличительные особенности работы специальных школ для слепых и слабовидящих (соответственно III и IV видов): - учет общих закономерностей и специфических проявлений развития детей с нарушением зрения;

  • опора на сохранные возможности слепых и слабовидящих детей; модификация содержания образования в соответствии с особыми образовательными потребностями учащихся, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала, изменение темпов его прохождения;
  • дифференцированный подход к детям, уменьшение наполняемости классов и групп, применение специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;
  • создание соответствующих санитарно-гигиенических условий пребывания слепых и слабовидящих учащихся;

    • организация лечебно-восстановительной  работы;

    • всесторонняя подготовка слепых и слабовидящих школьников к жизни в современном  обществе, в том числе к осознанному выбору рода профессиональных занятий.

    Обучение  детей с недостатками зрения в школе. Школы для слепых и слабовидящих являются составной частью единой государственной системы специального образования и функционируют на основе принципов, присущих этой системе обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Особенности обучения общеобразовательным предметам:

    • слепые и слабовидящие дети получают образование в объеме средней  массовой школы (при некотором увеличении срока обучения);

    • специфика развития детей с нарушением зрения отражена в соответствующих  образовательных программах, предусматривающих  коррекционно-компенсаторную работу (развитие восприятия, конкретизация представлений, совершенствование наглядно-образного  мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений с использованием специальных форм, приемов и способов); увеличение учебного времени; широкое использование оптических приспособлений, тифлоприборов. рельефно-графических (для слепых) и плоскопечатных (для слабовидяших) пособий.

    Специальная программа по русскому языку:

    • увеличение продолжительности подготовительного  периода (в начальных классах);

    • для слабовидяших на начальном этапе  — формирование представлений на основе обогащения зрительного опыта учащихся, соответствия между словом и конкретным образом предмета, подготовка к письму;

    • для слепых - обучение чтению и письму по системе Брайля на основе использования  тактильных ощущений;

    • формирование умения работы с рельефными дидактическими материалами.

    Программа по математике: увеличение подготовительного  периода; формирование навыков и  опыта ориентации в микро пространстве; развитие конкретных представлений  о величине, форме, количестве, пространственном положении предметов и чертежи измерительных действиях.

    Ознакомление  с окружающим миром  и природоведение:

    для слабовидяших - увеличение количества предметных уроков, экскурсий и практических занятий; изучение зрения и его охраны; изучение специальных приемов и  способов ориентирования и выполнения правил дорожного движения; специальные занятия по овладению правилами пользования тростью при передвижении;

    для слепых — формирование умений выделить элементарные сигнальные признаки предметов  и объектов живой и неживой  природы (при помощи осязания, слуха, обоняния, остаточного зрения); увеличение учебного времени на проведение опытов и наблюдений, предметных уроков, экскурсий.

    Программа по изобразительному искусству: обучение чтению и выполнению изображений, пластическому моделированию и декоративно-прикладной деятельности.

    Следует отметить, что обучение ребенка с  нарушенным зрением в массовой школе  — одна из острых проблем тифлопедагогики. Интеграция в школу общего назначения требует:

    • специальной подготовки педагогов;

    • оснащения учебного процесса;

    • создания системы помощи учителю  и ученику со стороны специалистов-тифлопедагогов.

      Трудовое обучение в специальной школе организуется с привлечением тифлотехнических средств.

    Профессиональная  ориентация осуществляется на всех этапах обучения и воспитания и направлена на профессиональное самоопределение учащихся и выбор ими оптимального вида занятости с учетом потребностей и возможностей каждого воспитанника, а также социально-экономической ситуации на рынке труда.

    Этапы трудового обучения в специальной школе:

    • первоначальное трудовое обучение (1—4 кл.);

    • трудовая подготовка, осуществляемая на общеобразовательной основе, имеющей  политехническую направленность (5—10 кл.);

    • широкопрофильная трудовая подготовка с переходом в профессиональную с активным вовлечением учащихся в общественно полезный производительный труд (11—12 кл.). 1-4 кл.:

    • самообслуживание;

    • хозяйственно-бытовой труд;

    • труд в природе;

    • ручной и художественный труд.

    • технический труд;

    • сельскохозяйственный труд;

    • обслуживающий труд.

    • сочетание трудового обучения с  производительным трудом условиях школы  и предприятия;

    • совершенствование профессиональной подготовки;

    • возможность получения начального профессиональною образования, специальности (токарь, оператор ЭВМ и др.),

    4. Воспитание учащихся:

    • способствует умственному, нравственному, эмоциональном; и физическому развитию личности;

    • раскрывает ее творческие возможности;

    • формирует гуманистические отношения;

    • обеспечивает разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

    Нередко к слепым и слабовидящим детям  проявляют излишне сочувственное  отношение, ограничивая их деятельность и активность и якобы гуманных побуждений, что приводит к осознанию  ущербности, неверию в свои силы, к пассивности.

    Педагогически организованный восстановительный  процесс в специальной школе  направлен на раскрытие потенциальных  возможностей личности ребенка с  нарушением зрения, на формирование у  него активной жизненной позиции, чувства собственного достоинства.

    Важную  роль в развитии творческой активности слепых и слабовидящих детей играет эстетическое воспитание:

    • обучение детей рисованию, лепке, конструированию;

    • обучение пению, движениям под музыку;

    • развитие художественного творчества.

    Эстетическое  воспитание способствует обогащению чувственного опыта, эмоционально сферы личности; влияет на познание нравственной стороны  действительности, эстетическое отношение  к окружающему миру.

    Особое  значение придается специфическим методам физического воспитания слепых и слабовидящих, которое ведется дифференцирование и не только способствует общему укреплению здоровья, но и служит для коррекции двигательной сферы учащихся, их ориентировки в пространстве.

    Средства  обучения слепых и слабовидящих:

    для слепых издается разнообразная литература с рельефно-точечным шрифтом (система  Л. Брайля) - учебники, учебные пособия; научная и научно-популярная, детская, художественная, музыкальная и т, д. Рисунки, чертежи, схемы, другие иллюстрации — рельефные, воспринимаемые осязательно;

Информация о работе Предмет и задачи тифлопедагогики