Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:51, реферат
Л.С.Выготский показал, что любой дефект, любой телесный недостаток является фактором изменяющим отношения человека с окружающим миром, главным образом с людьми, и дающим в результате «социальную ненормальность поведения». Разнообразная деятельность является решающим условием как для преодоления преград, встающих на пути, так и для предупреждения дегенеративных изменений, распада психики при слепоте.
введение……………………………………………………………………………………………………………………...
Предмет и задачи тифлопедагогики
Краткие сведения из истории тифлопедагогики
Нарушение зрения и их компенсация
Обучение детей с нарушением зрения в школе…………………………………
Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих…………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………..
Использованная литература……………………………………………
Слабовидение, в отличие от остаточного зрения, дает больше возможностей для использования зрительного анализатора как ведущего в познании мира.
Косоглазие
проявляется в нарушении
Бывает односторонним и двусторонним.
Причины:
• нарушения рефракции (преломляющей способности глаз);
• расстройства аккомодации (приспособления глаза к рассматриванию предметов на разных расстояниях);
• конвергенции (сведение осей глаз для видения предметов на близком расстоянии).
Амблиопия — формы поражения зрения, не имеющие видимой анатомической или рефракционной основы; наиболее частая причина — косоглазие.
Компенсация слепоты (по Л.И. Солнцевой) - это целостно психическое образование (система сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов), которое обеспечивает адекватное и активное отражение внешнего мира и создает возможность овладения различными видами деятельности на каждом возрастном этапе.
Коррекционно-
• ведущий фактор компенсаторного развития незрячего — так как посредством осязания происходит познание слепым ребенком окружающего мира, получение информации форме, структуре, поверхности, температурных признан предметов и их пространственном положении;
• с помощью слухового восприятия ребенок с нарушением зрение получает разнообразные сведения о предметах, их свойств их движении в пространстве;
• речь, слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком серный опыт, обобщает его. Словесные обозначения признаков и свойств предметов способствуют осмысленному их приятию и различению.
По Л.С. Выготскому, слепые владеют так называемым шесть чувством (тепловым), которое позволяет незрячим на расстоянии замечать предметы, при помощи осязания различать цвет.
Сенсорное воспитание создает условия для отражения окружающего мира сначала в наглядно-действенной форме, затеи на последующих этапах, по мере накопления социального бытовом) опыта, — в словесно-логической форме.
У детей с нарушенным зрением формирование сенсорных эталонов имеет свою специфику. Компенсаторная перестройка, по определению В.П. Ермакова, во многом зависит от сохранности зрения, даже незначительное остаточное зрение важно для ориентации и познавательной деятельности незрячих детей.
Вопрос 69. Дошкольное образование детей с нарушенным зрением
1.
Домашнее воспитание и
• квалифицированная регулярная консультативная помощь специалистов (тифлопедагог, психолог, офтальмолог и др.) — необходимое условие обучения и воспитания слепого или слабовидящего ребенка, пребывающего по месту жительства;
• "комментированное" общение взрослого с ребенком: слово фиксирует какой-либо предмет, его свойства, признаки, действия, состояние и т. д., т. е. слово - знаковое обобщение, образ которого закрепляется в памяти с помощью осязания. Словесные обозначения способствуют осмысленному восприятию окружающего мира, отчетливому различению;
•
оптимальная организация
•
организация разнообразных
•
демократический стиль
• атмосфера любви и взаимного уважения;
• гармоническое развитие всех способностей ребенка.
Родители должны обладать определенным уровнем специального педагогического знания, чтобы без ущерба для здоровья и развития ребенка осуществлять домашнее воспитание и обучение.
Специальные дошкольные учреждения:
специальные дошкольные учреждения смешанного вида.
Цели данных учреждений:
• воспитание, лечение, возможное восстановление и развития нарушенных функций зрения у детей;
• подготовка слепых и слабовидящих детей к школьному обучению. Обучение и воспитание осуществляются по специальной программе, построенной с учетом своеобразия развития детей и. особенностей формирования их познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности. Наполняемость группы.
• слепые и слабовидяшие лети - 10 чел.;
•
дети с косоглазием и амблиопией
- 10—12 чел. Особенности учебно-
• развитие зрительного восприятия,
• формирование предметных представлений;
• социальная адаптация;
• ориентировка в пространстве;
• развитие осязания;
• развитие слухового восприятия; лечебная физкультура; ' ритмика; коррекция нарушений речи
Основные принципы:
широкое применение наглядности, адаптируемой к условиям восприятия (зрительного или осязательного);
использование оптических средств коррекции зрительного восприятия;
проведение специальной работы по ознакомлению с окружающим миром (экскурсии, наблюдения) при регулирующей роли речи как средства компенсации слепоты и слабовидения;
развитие предметно-практических действий на основе поэтапного, пооперационного выполнения заданий (ручной труд, конструирование, лепка, аппликация и др.);
организация
преемственности между
Как
отмечает Л.И Плаксина, важное место
в педагогическом процессе занимает
работа по взаимосвязи коррекционно-
В
ясли-сад принимаются дети с 2 до
7 лет на основе медицинского заключения
и психолого-педагогического
Коррекционные занятия проводятся специалистами. Специальное образование дошкольников с нарушенным зрением осуществляется с учетом требований лечебно-восстановительной работы.
В целях оказания помощи семье в воспитании слепых и слабовидящих детей созданы соответствующие консультативные группы (при дошкольных учреждениях).
Для эффективного воспитания и обучения детей с нарушением зрения необходимо:
Условия для зрительного восприятия:
• достаточная освещенность;
• удобное размещение детей;
• доступное расположение наглядного материала;
• регулирование зрительных нагрузок;
•
организация коррекционных
Программы обучения и воспитания обеспечивают всестороннем развитии и подготовку к школе детей с нарушенным зрением Специальные элементы в содержании образования:
преодоление
недостатков физического
развитие зрительно-двигательных навыков с опорой на пол! сенсорные взаимосвязи, речь, мышление;
систематическая работа по формированию навыков самообслуживания; поэтапное выполнение действие: сначала — по образцу, тем — по инструкции; развитие зрительного анализа и формирование предмета образов и предметно-практических действий;
изобразительная деятельность:
Основные методы и средства: наблюдения, обследования, экскурсии, дидактические игры, средства наглядности (картинки, игрушки, муляжи и т. п.), слушание грамзаписей и т. п.;
музыкальные занятия:
Основные направления коррекционно-педагогической работы: