Предмет и задачи тифлопедагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:51, реферат

Описание работы

Л.С.Выготский показал, что любой дефект, любой телесный недостаток является фактором изменяющим отношения человека с окружающим миром, главным образом с людьми, и дающим в результате «социальную ненормальность поведения». Разнообразная деятельность является решающим условием как для преодоления преград, встающих на пути, так и для предупреждения дегенеративных изменений, распада психики при слепоте.

Содержание

введение……………………………………………………………………………………………………………………...
Предмет и задачи тифлопедагогики
Краткие сведения из истории тифлопедагогики
Нарушение зрения и их компенсация
Обучение детей с нарушением зрения в школе…………………………………
Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих…………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………..
Использованная литература……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Предмет и задачи тифлопедагогики.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

    Слабовидение, в отличие от остаточного зрения, дает больше возможностей для использования  зрительного анализатора как  ведущего в познании мира.

    Косоглазие  проявляется в нарушении бинокулярного  зрения.

    Бывает  односторонним и двусторонним.

    Причины:

    • нарушения рефракции (преломляющей способности глаз);

    • расстройства аккомодации (приспособления глаза к рассматриванию предметов  на разных расстояниях);

    • конвергенции (сведение осей глаз для  видения предметов на близком  расстоянии).

    Амблиопия — формы поражения зрения, не имеющие видимой анатомической  или рефракционной основы; наиболее частая причина — косоглазие.

      Компенсация слепоты (по Л.И. Солнцевой) - это целостно психическое образование (система сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов), которое обеспечивает адекватное и активное отражение внешнего мира и создает возможность овладения различными видами деятельности на каждом возрастном этапе.

    Коррекционно-компенсирующая направленность специальное образования  детей с нарушениями зрения способствует их по неценному развитию и социальной адаптации. В результате систематического общения с действительность»  как отмечает Л.И. Плаксина, у ребенка формируются компенсаторные навыки пространственной ориентации, обеспечивающие ему адекватные действия. Чувственный уровень звучащем мире у детей с дефектами зрения близ к уровню нормально видящих детей. Особое значение для слепых и слабовидящих имеют слуховое восприятие, речь:

    • ведущий фактор компенсаторного  развития незрячего — так как  посредством осязания происходит познание слепым ребенком окружающего мира, получение информации форме, структуре, поверхности, температурных признан предметов и их пространственном положении;

    • с помощью слухового восприятия ребенок с нарушением зрение получает разнообразные сведения о предметах, их свойств их движении в пространстве;

    • речь, слово взрослого фиксирует  приобретенный ребенком серный опыт, обобщает его. Словесные обозначения признаков и свойств предметов способствуют осмысленному их приятию и различению.

    По  Л.С. Выготскому, слепые владеют так  называемым шесть чувством (тепловым), которое позволяет незрячим на расстоянии замечать предметы, при помощи осязания различать цвет.

    Сенсорное воспитание создает условия для  отражения окружающего мира сначала  в наглядно-действенной форме, затеи  на последующих этапах, по мере накопления социального бытовом) опыта, — в  словесно-логической форме.

    У детей с нарушенным зрением формирование сенсорных эталонов имеет свою специфику. Компенсаторная перестройка, по определению  В.П. Ермакова, во многом зависит от сохранности зрения, даже незначительное остаточное зрение важно для ориентации и познавательной деятельности незрячих детей.

    Вопрос 69. Дошкольное образование детей  с нарушенным зрением 

    1. Домашнее воспитание и обучение  ребенка с нарушенным зрением  имеет свои особенности: 

    • квалифицированная регулярная консультативная  помощь специалистов (тифлопедагог, психолог, офтальмолог и др.) — необходимое условие обучения и воспитания слепого или слабовидящего ребенка, пребывающего по месту жительства;

    • "комментированное" общение взрослого  с ребенком: слово фиксирует какой-либо предмет, его свойства, признаки, действия, состояние и т. д., т. е. слово - знаковое обобщение, образ которого закрепляется в памяти с помощью осязания. Словесные обозначения способствуют осмысленному восприятию окружающего мира, отчетливому различению;

    • оптимальная организация предметно-окружающей среды для сенсорного развития ребенка с нарушенным зрением;

    • организация разнообразных видов  деятельности - общения, игры, движения, труда, рисования, конструирования  и др.;

    • демократический стиль родителей  в отношениях с ребенком: прислушиваться к его мнению, уважать его позицию, развивать' самостоятельность суждений;

    • атмосфера любви и взаимного  уважения;

    • гармоническое развитие всех способностей ребенка.

    Родители  должны обладать определенным уровнем  специального педагогического знания, чтобы без ущерба для здоровья и развития ребенка осуществлять домашнее воспитание и обучение.

    Специальные дошкольные учреждения:

    • детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слепых детей;
    • детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слабовидящих детей;
    • детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для детей с косоглазием и амблиопией;

    специальные дошкольные учреждения смешанного вида.

    Цели  данных учреждений:

    • воспитание, лечение, возможное восстановление и развития нарушенных функций зрения у детей;

    • подготовка слепых и слабовидящих детей  к школьному обучению. Обучение и  воспитание осуществляются по специальной  программе, построенной с учетом своеобразия развития детей и. особенностей формирования их познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности. Наполняемость группы.

    • слепые и слабовидяшие лети - 10 чел.;

    • дети с косоглазием и амблиопией - 10—12 чел. Особенности учебно-воспитательного  процесса:

    • развитие зрительного восприятия,

    • формирование предметных представлений;

    • социальная адаптация;

    • ориентировка в пространстве;

    • развитие осязания;

    • развитие слухового восприятия; лечебная физкультура; ' ритмика; коррекция нарушений  речи

    Основные  принципы:

    широкое применение наглядности, адаптируемой к условиям восприятия (зрительного или осязательного);

    использование оптических средств коррекции зрительного  восприятия;

    проведение  специальной работы по ознакомлению с окружающим миром (экскурсии, наблюдения) при регулирующей роли речи как средства компенсации слепоты и слабовидения;

    развитие  предметно-практических действий на основе поэтапного, пооперационного выполнения заданий (ручной труд, конструирование, лепка, аппликация и др.);

    организация преемственности между обучением  в детском саду и школах-интернатах для детей с нарушением зрения, между общественным и семейным воспитанием.

    Как отмечает Л.И Плаксина, важное место  в педагогическом процессе занимает работа по взаимосвязи коррекционно-воспитательной и лечебно-восстановительной деятельности, по развитию и активизации зрения, его охране, укреплению общего состоянии здоровья.

    В ясли-сад принимаются дети с 2 до 7 лет на основе медицинского заключения и психолого-педагогического обследования психолого-медико-педагогической комиссии.

    Коррекционные занятия проводятся специалистами. Специальное образование дошкольников с нарушенным зрением осуществляется с учетом требований лечебно-восстановительной работы.

    В целях оказания помощи семье в  воспитании слепых и слабовидящих детей  созданы соответствующие консультативные группы (при дошкольных учреждениях).

    Для эффективного воспитания и обучения детей с нарушением зрения необходимо:

    • создать соответствующие условия дли зрительного восприятия;
    • оптимально использовать наглядные пособия;
    • применять специальные методы обучения и вести коррекционно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка;
    • подходить к обучению индивидуально, учитывая психофизиологические особенности детей.

    Условия для зрительного восприятия:

    • достаточная освещенность;

    • удобное размещение детей;

    • доступное расположение наглядного материала;

    • регулирование зрительных нагрузок;

    • организация коррекционных упражнений для зрения.

      Программы обучения и воспитания обеспечивают всестороннем развитии и подготовку к школе детей с нарушенным зрением Специальные элементы в содержании образования:

  • физическое воспитание.

    преодоление недостатков физического развития, возникаю! на фоне зрительной патологии: скованность, малоподвижность, неуверенность, боязнь пространства и др.;

    развитие  зрительно-двигательных навыков с  опорой на пол! сенсорные взаимосвязи, речь, мышление;

  • трудовое обучение:

    систематическая работа по формированию навыков самообслуживания; поэтапное выполнение действие: сначала  — по образцу, тем — по инструкции; развитие зрительного анализа и формирование предмета образов и предметно-практических действий;

    • дидактические и творческие игры — важное средство развит зрительного восприятия, формирования полисенсорных взаимосвязей, умственного, нравственного воспитания;
    • формирование элементарных математических представлений;
    • формирование сенсорных эталонов (геометрические фигур меры длины, меры веса и др.) по принципу нарастающей способности;
    • формирование элементарных математических представлений опорой на практические действия с реальными предмета (или их изображениями);

    изобразительная деятельность:

    • формирование поэтапного обследования предметов, анализировать их основные признаки;
    • повтор одной темы на занятиях по лепке, аппликации, рисованию;
    • формирование пространственной ориентировки в самом процессе изображения;
    • ознакомление с окружающим миром;
    • формирование чувственного опыта (с использованием остаточного зрения, полисенсорных взаимосвязей — слухо-двигательных, тактильно-двигательных, осязательных);
    • развитие речи в процессе познания окружающего мира;
    • расширение и систематизация представлений об обществе, природе; овладение элементарными математическими и эстетическими знаниями;

    Основные методы и средства: наблюдения, обследования, экскурсии, дидактические игры, средства наглядности (картинки, игрушки, муляжи и т. п.), слушание грамзаписей и т. п.;

    музыкальные занятия:

  • воспитание музыкальной восприимчивости;
    • формирование музыкальной деятельности — от показа к подражанию — на полифункциональной основе: речевой, слуховой, музыкально-двигательной;
    • использование предметов (ленты, флажки, обручи, мячи и т.п.) в музыкально-ритмических упражнениях.

      Основные направления коррекционно-педагогической работы:

Информация о работе Предмет и задачи тифлопедагогики