Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:51, реферат
Л.С.Выготский показал, что любой дефект, любой телесный недостаток является фактором изменяющим отношения человека с окружающим миром, главным образом с людьми, и дающим в результате «социальную ненормальность поведения». Разнообразная деятельность является решающим условием как для преодоления преград, встающих на пути, так и для предупреждения дегенеративных изменений, распада психики при слепоте.
введение……………………………………………………………………………………………………………………...
Предмет и задачи тифлопедагогики
Краткие сведения из истории тифлопедагогики
Нарушение зрения и их компенсация
Обучение детей с нарушением зрения в школе…………………………………
Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих…………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………..
Использованная литература……………………………………………
Предмет
и задачи тифлопедагогики.
Оглавление
введение…………………………………………………………
Предмет и задачи тифлопедагогики
Краткие сведения из истории тифлопедагогики
Нарушение зрения и их компенсация
Обучение детей с нарушением зрения в школе…………………………………
Профориентация,
профессиональное образование и
трудовая деятельность слепых и слабовидящих…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Использованная
литература……………………………………………………
Введение.
На протяжении многих столетий в обыденном сознании складывалось представление о личности слепого как о личности глубоко ущербной, обладающей рядом специфических черт, отличающих слепых от нормально видящих людей. Слепым людям присвоены разнообразные отрицательные личностные свойства. Слепой человек – человек абсолютно иного рода. А возможности формирования положительных свойств и совершенствование его личности считались крайне ограниченными.
Л.С.Выготский
показал, что любой дефект, любой телесный
недостаток является фактором изменяющим
отношения человека с окружающим миром,
главным образом с людьми, и дающим в результате
«социальную ненормальность поведения».
Разнообразная деятельность является
решающим условием как для преодоления
преград, встающих на пути, так и для предупреждения
дегенеративных изменений, распада психики
при слепоте.
Начало
систематического обучение людей с
нарушением зрения послужило толчком
к возникновению
Предмет
и задачи тифлопедагогики.
Тифлопедагогика (от греч. typhos — слепой) – наука о воспитании и обучения лиц с нарушением зрения. В зависимости от зрения они делятся на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляют собой категорию психофизических нарушений. Проявляющихся в ограничениизрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразииразвития двигательной активности. Пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно – практической деятельности, в особенностях эмоционально – волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду. К лицам с нарушением зрения относятся:
Слепые с полным отсутствием зрения и с остаточным зрением, при котором его острота равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу; слабовидящие со сниженным зрением от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией; с косоглазием и амблиопией.
Предмет тифлопедагогики - теория и практика воспитания и обучения слепых и слабовидящих.
Основные задачи тифлопедагогики:
Краткие
сведения из истории
тифлопедагогики.
Основоположником тифлопедагогики является французский педагог В. Гаюи который в 1784г. организовал первое учебное заведение для слепых (Париж),
На рубеже XVIII—XIX вв. школы для слепых были созданы в Австрии, Великобритании, Германии, США. Дети с нарушениями зрения обучались письму, чтению, счету, примитивным ремеслам и музыке.
Выдающийся французский тифлопедагог Луи Брайль (1809—1852) разработал в 1829 г. рельефный шрифт для слепых, широко используемый во всем мире.
Брайль был талантливым музыкантом, преподавал музыку слепым. В 3-лстнем возрасте он потерял зрение, воспитывался в Парижском национальном институте слепых, где впоследствии обучал детей с нарушениями зрения.
Кроме букв и цифр, Брайль на основе тех же принципов разработал нотописъ.
Первой книгой, изданной по системе Брайля, была "История Франции" (1837), Учебник арифметики для слепых появился 1838 г.
Из многочисленных рельефных и рельефно-точечных алфавитов, создававшихся для незрячих (Д. Галл, Т. Лукас, В. Мун, И. Барбье и др.), шрифт Л. Брайля оказался наиболее рациональным для письма и чтения, обозначения цифровых и нотных знаков.
Ныне он является основным кодом для слепых при использовании компьютерной техники. Во многих зарубежных странах на его базе создается скоропись, так как по сравнению с письмом и чтением зрячих письмо и чтение по Брайлю более замедленны.
Первая российская школа для слепых была открыта в Петербурге в 1807 г. французским тифлопедагогом В. Гаюи, приглашенным в Россию Александром I.
Развитие тифлопедагогики и системы образования слепых связано с именами К.К. Грота и А.И. Скребицкого.
Первое учебное заведение для слепых в России было организованов 1807г. При Смольнинской богадельне в С.- Петербурге. Детей учили Закону Божьему, пению, ремеслам.
В течение 19века было открыто еще несколько школ для слепых, сущесвовавших на средства Попечительства о слепых (учреждено в 1881г.). обучение велось по единому учебному плану и программам, действовали Единые правила приема в училища. Для большинства обучающихся обучение было платным и стоимость достаточно высока (до 300 рублей в год).
После октябрьской революции в 1917г. Школы для слепых детей стали составной частью системы народного образования. В 1928г. Появились первые советские школьные программы для слепых.
В начале 30-х гг. появляются первые классы охраны зрения для слабовидящих детей в структуре массовых общеобразовательных школ (в нескольких школах Ленинграда и Москвы), а с конца30-х гг.открываютсяи первые вколы для слабовидящих. Развитя этого нового направления в тифлопедагогике способствовала Ю.Д. Жаринцева.
В 30-е гг. содержание образования в школах слепых обогощается предметами, которые с начала возникновения мирового опыта обучения слепых считались не нужными и недоступными слепым: физика, математика, естествознание и др. большой вклад в тифлопедагогику и разработку методик обучения слепых общеобразовательным предметам сделал профессор Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена Б.И.Коваленко.
Большой
вклад в развитие отечественной
тифлопедагогики и тифлопсихологии внесли
М.И. Земцова, Б И. Коваленко, А.С. Ганджий,
Н.Г. Кранковская, Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак,
В. П. Ермаков, А- Б. Гордин, Р. С. Муратов,
И.С. Моргулас.
Нарушения
зрения и их компенсация.
Слепота(по определению Л, И. Плакшиной) - наиболее резко выраженная степень утраты зрения, когда невозможно или сильно ограничено зрительное восприятие окружающего вследствие глубокой потери остроты центрального зрения, сужения поля зрения, или нарушения других зрительных функций.
Раннее наступление слепоты оказывает особенно неблагоприятное воздействие на психофизическое развитие детей.
По
степени сохранности
• абсолютную (тотальную) слепоту — полностью на оба глаз выключены зрительные ощущения;
• практическую слепоту — наблюдается остаточное зрение, котором сохраняется цветоощущение или форменное видение.
Остаточное зрение характеризуется:
•
неравнозначностью
• неустойчивостью зрительных возможностей и снижением качества переработки информации;
• наступлением быстрого утомления из-за снижения функциональных возможностей зрения. Слепота у детей бывает врожденной и приобретенной.
Причины врожденной слепоты:
• повреждения плода в период внутриутробного развития;
• заболевания плода.
Причины приобретенной слепоты:
• заболевания органов зрения;
•
заболевания центральной
• осложнения после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина);
• травматические повреждения мозга или глаз.
Нарушения
зрительного анализатора
• на прогрессирующие (постепенное ухудшение зрительную функций под влиянием патологического процесса);
• непрогрессирующие (врожденные пороки зрительного на затора: астигматизм — недостаток преломляющей способное глаза; катаракта — помутнение хрусталика).
Категории детей с нарушениями зрения:
• слепорожденные;
• рано ослепшие;
• лишившиеся зрения после 3 лет жизни.
Последствия слепоты:
ограниченность двигательной сферы;
неполнота содержания социального опыта;
своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта;
возникновение трудностей в игровой, учебной и профессиональной деятельности;
неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции; повышенная возбудимость, раздражительность, агрессивность и др. Ослепшие дети обладают частично сохранившейся зрительной памятью, которую необходимо развивать.
Слабовидение — это значительное снижение остроты зрения. Причины — глазные болезни на фоне общего заболевания организма, чаще всего миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость), астигматизм и др.
Дефекты зрения при делятся:
• на прогрессирующие;
• стационарные (непрогрессирующие).
Зрительное восприятие при слабовидении характеризуется:
• неточностью;
• фрагментарностью;
• замедленностью.