Предмет и задачи олигофренопедагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:08, лекция

Описание работы

Задачами олигофренопедагогики являются:
1 Изучение особенностей и закономерностей развития умственно-отсталого ребенка под влиянием коррекционного обучения.
2 определение принципов содержания, методов обучения и воспитания трудовой и профессиональной подготовки умственно-отсталых детей, разработка образовательной модели (представления, правила).
3 Разработка системы и структуры в специальных учреждениях.

Работа содержит 1 файл

Олигофренопедагогика.docx

— 52.10 Кб (Скачать)
stify">В старших классах воспитанники получают знания по общеобразовательным предметам имеющим практическую направленность (русский язык, литература, математика, естествознание, география, история), а также навыки по различным профилям трудового обучения (швейная, столярная, слесарная, картонажно-переплетная, кожгалантерея, обувное, сельскохозяйственный труд, озеленение и растеневодство, подготовка младшего обслуживающего персонала), в случае наличия потребностей производства местности, интересов детей, родителей и материальных возможностей, школы могут вводить иные профессии.

Для проведения уроков труда возможно деление классов  на подгруппы и проведение занятий  с подгруппами отдельно. Одним  из специфическим предметом является СБО, на занятиях которой дети знакомятся с ведением домашнего хозяйства, взаимодействию с другими организациями, учреждениями, службами. Для детей с нарушениями речи предусмотрены индивидуальные и групповые (2 -4 человека) логопедические занятия, для чего на 15 -20 воспитанников одна ставка логопеда. Завершается обучение итоговой аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению (после 9 класса) состоящим из 2 этапов.

Собеседование по вопросам материалаведования, технологии изготовления изделия и практической работы. Оценка, которая записывается в свидетельство с характеристикой выполняемых работ.

Для детей не имеющих возможностей трудоустройства и получения профессионального образования предусмотрено продолжение образования, которое носит характер углубленной трудовой подготовки, предусматривающую практическую работу на предприятиях, либо в производственных мастерских школах по выполнению производственных занятий (до 6 часов в день). Предусмотрена общеобразовательная подготовка. Для учащихся, успешно овладев профессией предусмотрены экзамены по присвоению квалифицированных разрядов по профессии.

 Руководит учреждением директор, заместители по научно-воспитательной работе, социальной работе, доп. образованию и административно-хозяйственной работы. Но возможен ввод зама по научно-методической работе.

Образовательный процесс определяет учителя дефектологи, педагоги доп. образования, педагог-организатор, педагог-психолог, инструктора ЛФК, по труду, заведующий библиотекой.

К лечебному блоку относится врач педиатр (психоневролог, стоматолог, медсестры, в том числе по физиотерапии и массажу).

К профессиональным учреждениям относятся: специальные коррекционные профессиональные училища, колледжи (строительные, швейные, сельское хозяйство), а так же учебно-производственные комбинаты, занимающиеся подготовкой работников городского хозяйства  (сантехника, ремонт жилья, озеленение, общественное питание и т. д.).

6 ВОПРОС: Принципы обучения

Это основные положения, определяющие содержание организационной  формы, методы обучения учитывающие специфику образования у. о. детей.

Впервые введены педагогический оборот Я.А. Каменским изложено в 17 веке «Великой дидактики».

Принципы:

1 воспитывающей и развивающей направленности

2 научности и доступности

3 систематичности и последовательности

4 наглядности

5 коррекционной и практической направленности

6 сознательности и активности

7 индивидуального и дифференцированного подхода.

7ВОПРОС: Принципы воспитывающей  и развивающей  направленности обучения.

Принцип воспитывающей направленности связан с необходимостью формированию у детей нравственных понятий и представлений общественно-значимых способов поведения содействует физическому и эмоциональному развитию. Предполагается, что в процессе обучения детям не только передаются школьные знания, умения и навыки, но у них формируются положительные личностные качества.

Все предметы школы VIII вида обладают значительными воспитательными возможностями, так на уроках чтения, истории, географии у детей формируются представления о правилах поведения, за счет приведения примеров из произведений жизни формируется чувство. Формируется чувство патриотизма, желание приносить пользу стране, бережно относиться к окружающему миру. На уроках трудового обучения, СБО развивается трудолюбие, уважение к результатам труда других людей, ответственность, готовность к коллективной деятельности. На уроках физкультуры, ритмике воспитывается готовность к ведению здорового образа жизни, развиваются двигательные моторные качества. На уроках эстетического блока (ручной труд, музыка, изо, чтение) развивается способность к оценочным суждениям, по поводу красивого, гармоничного, неприятие безобразного, вульгарного, и готовность к самостоятельному творчеству.

Принцип развивающей направленности предполагает создание образовательных условий способствующих последовательному психическому, физическому и моторному развитию детей: целенаправленного внимания, восприятие, понимание процесса происходящих вокруг их осмысления, увеличение объема памяти, обогащение словарного запаса, совершенствование двигательной сферы. 
 

8 ВОПРОС: Принципы  научности и доступности  в обучении.

Принцип научности предполагает отражение современных достижений науки реальной действительности в содержании учебных предметов, овладение, детьми пусть в элементарном виде, основными законами, закономерностями научных достижений и установленных правил. Предусматривает исправлений искаженно сформировавшихся у детей представлений накопленных в самостоятельном опыте. Например: плоская земля, 4 ножки у курицы и т. д.

Принцип доступности предлагает построение обучения на уровне реальных учебных возможностей детей психофизических, возрастных. Реализуется при разработке содержания образования в программах, учебниках, а так же в деятельности педагогов, которое делает доступным сравнительно сложный учебный материал путем сочетания слова наглядности, действия, замедление темпа изложению учебного материала, увеличение времени на его усвоение, дробление его на более мелкие составные части.   

9 ВОПРОС: Принципы  систематичности  и последовательности  в обучении.

Принцип систематичности заключается в необходимости формирования у школьников неразрозненных сведений и понятий, а логически завершенной системы, суммы знаний, взаимосвязанных фактов и закономерностей, поскольку отдельные понятия не связанные между собой быстро забываются и в представлениях возникают пробелы не позволяющие овладеть новым. Для этого предусмотрена взаимосвязь между уроками, которая представляет неразрывную цепь. Так, изучая новое, мы повторяем предыдущий материал, и подготавливает к последующему.

 Тесно  связан принцип последовательности, предполагающий что овладение знаниями от простого к сложному, от известного к неизвестному, от общего к частному. Изучение одних предметов строятся на основе предыдущих и т. д., а обучение в старших классах базируется на содержание младших. Этому способствует линейно-концентрический принцип, построение учебного материала, когда изучение нового опирается на предыдущий жизненный опыт.

10 ВОПРОС: принцип наглядности  в обучении.

Принцип наглядности предполагает обогащение учащихся чувственным, познавательным опытом, необходимым для овладения абстрактными понятиями и означает привлечением различных наглядных средств в процессе обучения. Среди средств наглядности: натуральная (растения, насекомые, мелкие животные, полезные ископаемые) используемые в дидактических целях.  Изобразительная в двух видах: 1. Содержащая – существуют предметы явления, животных, человека и т. д. Фотографии, репродукции, картины и т. д. 2. Абстрактно-символическая наглядность, на которой изображены объекты реально не существующие, при помощи условных обозначений (географические и исторические карты, объемные – глобус, плоскостная горы, макеты), а также таблицы, схемы и т. д. технологические карты.

Требование  к наглядности: 1. Рациональное использование, предупреждение эмоционального пресыщения, рассеивание внимания. Для этого ограничивается количество украшений при оформлении класса. Одновременное представление не более одного объекта, либо двух, для сравнения после изучения первого. 2. Объект должен быть эстетически оформлен 3. Изучены исчерпывающие основные и второстепенные детали их соотношение, роль объекта, взаимодействие с другими объектами. 4. Вызывает интерес, любознательность. Хорошо видят со всех сторон, из любой точки класса.

11 ВОПРОС: Принцип коррекционной  и практической  направленности обучения  в специальной  (коррекционной) образовательной  школе VIII в.

Принцип коррекционной направленности заключается в исправлении или ослаблении недостатков психо - физического развития детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов. Предполагает знания и учет структуры дефекта учащихся, опору на сохранные функции, индивидуализацию содержания, повышение самостоятельности учащихся.

Принцип практической направленности предполагает осуществление связей учебной деятельности с окружающей деятельностью, жизнью общества, коллективов. Предусматривает опору в обучении на собственный опыт детей и подготовку их к самостоятельной жизни в обществе. Учебная деятельность заключается в практике, а новые знания приобретаются из собственной деятельности детей, общественно полезной, лабораторных работ и т. д. Кроме того содержание образования включен только тот материал, который жизненно необходим в последующем, в следствии чего исключены иностранный язык, физика, химия и т. д.

12 ВОПРОС: Принципы  сознательности и  активности в обучении.

Принцип сознательности означает создание условий для осознанного понимания учащимися изучаемого материала и успешное его применение. Противостоит механическому заучиванию и быстрому забыванию. Для лучшего понимания необходимо положительная мотивация, интерес к учебе, выделение главных существенных сторон предмета или явления и отличий их от второстепенных, оречевление выполняемых действий до начала, во время и по завершению, а также перенос в новые условия. Например: возникают трудности при выполнении счетных операций на уроках труда, при успешности на уроках математики. Для этого необходимо практически реализовать осознанные понятия.

Принцип активности предполагает повышение инициативности, самостоятельности детей для того, чтобы учеба понималась детьми не как внешне навязанный процесс со стороны учителя, а как жизненно важная необходимость каждого ученика. Активизация способствует признание ребенка равноправным участником образовательного процесса, недопущение насилия, унижения и использование проблемных методов включающих самостоятельную, познавательную деятельность детей, вовлечение их в рассуждение поощряя их собственное высказывание с анализом своего опыта и доброжелательным объяснением ошибочных суждений и своевременным поощрением.

13 ВОПРОС: Принципы  индивидуального  и дефференцированного подхода в обучении.

Принцип индивидуального  подхода состоит в учете и разностороннем изучении личностных особенностей ученика в учебном процессе для активного управления ходом его развития. Для этого учитель изучает ПМП документацию дополняющую наблюдением. В результате создаются педагогические характеристики, отражающее состояние речи, внимания, памяти, общей и умственной работоспособности, пространственной ориентировки и поведения. На основе этих данных создаются программы индивидуального развития, используются наиболее эффективные формы и методы работы, осуществляется оценка полученных результатов.

Дефференцированный подход предусматривает условное распределение учащихся на подгруппы в зависимости от успешности в овладении учебным материалом по клиническим, психо физическим или личностным показателям. Реализуется в создании подгрупп при фронтальном обучении с выполнением заданий различной сложности (вариативное). Данное деление может не совпадать на разных предметах. Так, успешный по математике, может быть неуспешен в музыке, или спорте. Отнесение к группе нестабильно и в процессе развития возможен переход из средней в сильную группу, и наоборот, при обострении заболевания процессов декомпенсации в подростковом возрасте.

14 ВОПРОС: Содержание образования в спец. (кор) образ. школе 8 вида. Госстандарт. Учебный план спец. (кор) образ. школы 8 вида.

Под содержанием понимается совокупность ЗУН (академических и жизненных компетенций), получение которых обеспечивается обществом в образовательном процессе (в семье, школе, на производстве и т. д.). К таким компетенциям относятся: умение читать, писать, считать, применяя на практике, а также знание основ наук о природе, обществе, человеке, овладение профессиональными умениями. Носителями содержания являются госстандарт, учебный план, образовательная программа, учебник и учебное пособие.

Под госстандартом понимается основной нормативный документ, определяющий минимально необходимый уровень образовательности обучаемых. Должен включать 3 компонента:

  1. федеральный т. е. общий для всей страны
  2. национально религиозный разрабатываемый применительно конкретным условиям субъектов федерации
  3. школьный, определяющий содержание образования, специфику и направленность отдельного учреждения (факультативы, дисциплины по выбору).

Информация о работе Предмет и задачи олигофренопедагогики