Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:08, лекция
Задачами олигофренопедагогики являются:
1 Изучение особенностей и закономерностей развития умственно-отсталого ребенка под влиянием коррекционного обучения.
2 определение принципов содержания, методов обучения и воспитания трудовой и профессиональной подготовки умственно-отсталых детей, разработка образовательной модели (представления, правила).
3 Разработка системы и структуры в специальных учреждениях.
1ВОПРОС: Предмет и задачи олигофренопедагогики.
Под предметом понимается круг вопросов, которые изучает данная наука в отличие от других наук, процессы развития воспитания и обучения умственной отсталости детей.
Задачами олигофренопедагогики являются:
1 Изучение особенностей и закономерностей развития умственно-отсталого ребенка под влиянием коррекционного обучения.
2 определение принципов содержания, методов обучения и воспитания трудовой и профессиональной подготовки умственно-отсталых детей, разработка образовательной модели (представления, правила).
3 Разработка системы и структуры в специальных учреждениях.
Олигофренопедагогика возникает в конце 18 века благодаря деятельности французских врачей Жана Итара, Жана Эскироля и Эдуарда Сиген, сумевшим объединить лечебные и педагогические технологии. В России, у истоков в конце 19 века стояли супруги Малявские, Е.К. Грачева, В.П. Кащенко и другие. Среди наших современников: В.В. Воронкова, Е.А. Стребелева, Е.А. Екжанова, В.М. Мозговой, Т.М. Лифанова и т.д.
Связь олигофренопедагогики с другими науками.
Достаточно тесное взаимоотношение существует с тремя блоками наук:
общественными, медицинскими и психолого-педагогическими.
К общественным относятся: философия, социология, экономическая наука, правоведение.
Из философии заимствуются законы диалектики (единство и борьбы противоположностей, отрицание отрицания и перехода количества в качество), а также материалистическое понимание природы умственной отсталости.
Социология изучает процессы в обществе. Влияние социальной сферы на человека о взаимоотношениях людей и появления различных идей в виде общественного мнения.
Экономическая наука занимается изучением финансовых и материально технических потребностей системы образования, рациональность расходных средств.
Правоведение занимается разработкой правовой сферы, системы специального образования. Нормативно правовые источники включающие законы, инструкции, постановления и т.д. Регламентирующие деятельность всех участников образовательного процесса. Правоведение изучает издержки и система образования в виде противоправной деятельности участников образовательного процесса. По данным МВД более 30% выпускников шк. XVIII вида находятся на учете правоохранительных органов или осуждены.
Из медицинских наук связь осуществляется с генетической педиатрией, невропатологией, психопатологией, клиникой умственной отсталости и другие, изучающие процессы возникновения лечения и профилактики болезни вызывающей умственную отсталость.
Из психолого-педагогических наук имеется связь с общей возрастной педагогической и специальной психологией изучающая психическое развитие на разных возрастных этапах в ходе обучения взаимодействия со сверстниками и окружающими людьми.
Связь
с общей педагогикой заключается
в заимствовании принципов методов организационных
форм и т.д.
2 ВОПРОС: Методы научного исследования олигофренопедагогике.
Целью любой науки является установление устойчивых связей между явлениями действительности. К таким устойчивым связям в олигофренопедагогике относятся: зависимость содержания методов коррекционной работы от цели обучения, взаимосвязь обучения и т.д. Для выявления фактов и законов психолого-педагогических исследованиях используются три группы методов как способ получения данных: эмпирические, теоретические, математические.
Эмпирические предполагают получение объективной информации об образовательном процессе при непосредственном его восприятии. К ним относятся: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности детей, изучение документации, а также эксперимент.
Объектом наблюдения могут выступать действия поступки, высказывания детей и педагогов, профессиональные качества учителя, оборудование, используемое в образовательном процессе. Результаты фиксируются путем письменной аудиовизуальной записи, фотографирование. В ходе беседы с детьми либо знающими их людьми выявляются интересы, предпочтения, объем имеющихся сведений, уровень развития речи и т.д.
К продуктам деятельности детей относят: рисунки, поделки, письменные работы, сохранность письменных принадлежностей, по которым делается вывод о реальных возможностях учащихся.
К документации относятся: карта развития, протокол и выписка с заключением ПМПК, характеристики, журналы успеваемости.
Эксперимент – это создание новых условий с целью повышения эффективности процесса обучения. В ходе него варьируются содержание, методы, предлагаются новые виды деятельности.
К теоретическим методам относятся: изучение педагогического опыта в виде систематизации и обобщения данных литературных источников: научные статьи, учебники, монографии, справочные пособия.
Моделирование предлагает построение умозрительной идеальной модели несуществующей в реальности, но повышающей эффективность. Компонентами модели являются гипотеза, как предположение об изменении условий, принципы, методы, формы содержания и программируемый результат.
К математическим методам относятся статистическая обработка результатов исследования. Для выявления устойчивости либо изменяемости изучаемого объекта. Для этого применяются формулы математического анализа.
3 ВОПРОС: Классификации умственной отсталости, используемые в современной педагогике.
Умственная отсталость – это стойкое необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, обусловленная органическим поражением ЦНС (полости, рубцы, дегенеративные изменения, новообразование, нарушение мозгового кровообращения). Однако нарушаются не только высшие психические функции (внимание, восприятие, мышление, память, речь), но и эмоционально-волевая сфера, поведение.
Причины умственной отсталости называют несколько сотен патогенных факторов наследственных, врожденных либо приобретенных, которые вызывают различную клиническую картину. В связи с чем, невозможно объединить умственную отсталость в одну классификацию. Среди применяемых классификаций:
-по времени возникновения
-по степени выраженности
- клиническая
-этиопатогенетическая
-педагогическая.
Классификация
по времени возникновения
1 Олигофрения (малоумие). Термин предложен Эмилем Крепелиным в 1915 году. Это врожденное состояние возникающее следствием поражением мозговых структур на ранних этапах развития. При этом отличаются тотальный (всеобщий) характер повреждения различных отделах мозга, что приводит к нарушению всех психических функций. Ребенок значительно отстает в психическом развитии, однако это состояние не носит стабильного характера и также как нормально развивающийся умственно-отсталый способный к приобретению новых знаний, овладевать умениями, но в более замедленном темпе.
2 Деменция (лат – безумие). Представляет снижение познавательных процессов ранее нормально развивающегося ребенка под воздействием негативных факторов в возрасте старше трех лет. Повреждение мозговых структур носят мозаичный характер, в следствии чего могут оставаться сохранными неповрежденными отдельные участки мозга и при общем снижении умственной работоспособности может сохраниться речь, движение.
Различают 2 группы деменции:
1 резедуальноорганическая – характеризуется кратковременным часто разовым, патогенным воздействием (миненгиинцефалиты, травмы, отравления и т.д.).
2 прогредиентная – включает лиц с текущим прогрессирующим заболеванием, вызывающим постепенный распад ранее приобретенных качеств вплоть до полной деградации личности (шизофрения, эпилепсия, болезни обмена веществ). Лица с олигофренией составляют больше всего (90-95%).
Классификация
по степени выраженности отражена в
международной классификации
Диагностическими критериями выступают психометрический показатель по коэффициенту интеллекта (IQ), готовность к социализации и коммуникации.
Делится на: дебильность, имбициальность, идиотия. Но это старая классификация и сейчас ее не использовать.
Выделяют четыре степени:
Легкая, умеренная, тяжелая, глубокая.
Легкая степень (F-70) IQ - 50-69
В подростковом возрасте выделяется с трудом, поскольку дети незначительно отличаются от соматически ослабленных сверстников, запаздывает сенсоматорное развитие, коммуникативные процессы, предметная деятельность, фразовая речь. Сюжетно-ролевая игра самостоятельна без специального обучения не формируется. Испытывают трудности на занятиях в дошкольном учреждении, мало участвуют в коллективной деятельности, избегают сверстников. В связи с непониманием правил, импульсивностью эмоциональной лобильностью (резкая смена эмоций). При поступлении в школу испытывают стойкие затруднения, при овладении чтении, письмом, счетами. Повторное обучение не приносит результат. Могут овладеть учебным материалом на уровне 5-6 класса массовой школы, нуждаются в специальных образовательных условиях, которые созданы в спей. кор. шк. VIII вида, окончив которую владеют необходимым запасом сведений и умений для самостоятельной жизни. При достижении совершеннолетия признаются дееспособными т. е. владеющими всеми конституционными и гражданскими правами, отвечают за свои поступки. Трудоустраиваются в соответствии с приобретенной специальностью. Выбор профессий ограничен должностями, связанными с ответственностью за жизнь и здоровье других людей (образование, медицина, транспорт, вооруженные силы). Могут продолжить образование любого уровня в соответствии с возможностями. В случае успешной социализации, могут быть сняты с учета у психиатра.
Умеренная степень (F -71) IQ 35 – 49
При этой форме поражены как кора больших полушарий, так и низ лежащие образования. Нарушение психо - физического развития, выявляются уже в раннем периоде: в младенческом возрасте такие дети позже начинают держать головку – к 4 – 6 месяцам, самостоятельно переворачиваться, сидеть, овладевают ходьбой после 3 –х лет. Практически отсутствует лепет, гуление, не формируется комплекс оживления, речь появляется к концу школьного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы, значительно нарушено звукопроизношение, с трудом формируются навыки самообслуживания. Запас слов состоит из предметов ближайшего окружения, как правило, прилагательные отсутствуют. Признаются инвалидами детства. Над ними устанавливается опека со стороны родителей, либо социальных служб. Не могут овладеть программой шк. VIII вида, либо в специальных школах, где реализуются адаптированные программы возможностям детей. При занятии математики овладевают счетом в пределах 100 действиями сложения, вычитания, решением простых задач. Читают и пересказывают при помощи учителя короткие рассказы, овладевают письмом печатными буквами и некоторыми правилами обозначающими начало и конец предложения. Использование мягкого знака для смягчения. На уроках естествознания знакомятся с основными представителями животного и растительного мира, их жизнью, строением. На уроках пения разучивают несложные песни, слушают музыку, овладевают ритмичными движениями. На уроках рисования изображают орнамент, рисуют несложные сюжеты из сказок, жизни. Основным предметом является трудовое обучение, в ходе которого овладевают элементными умениями: обработки бумаги, ткани, древесины. На уроках СБО учатся несложным приемом приготовления и хранения пищи, правилам поведения в транспорте, магазинах, лечебных учреждениях. При достижении совершеннолетия признаются недееспособными т.е. нуждаются в постоянном сопровождении. Могут работать в специальных мастерских использующих труд инвалидов (картонажно-переплетные, столярные, изготовление искусственных цветов, упаковочной тары и т. д.). В сельском и городском хозяйстве по уходу за животными, растениями.
Тяжелая степень ( F 72) IQ 20 – 34
По клинической картине во многом сходна с умеренной степенью. Нередко сочетается с эпилепсией, невропатологическими и соматическими нарушениями, патологией внутренних органов и дисплазиями скелета. В настоящее время обучаются в основном в индивидуальной форме, либо в негосударственных учреждениях ( школа святого Георгия). Овладевают навыками самообслуживания, элементами производственного труда (лепка, вышивание, обработка дерева, уход за животными и т. д.). Однако в проекте новой редакции типового положения о коррекционном учреждении предусматривается создание для них спец. классов в шк. VIII вида (до 5 человек).