Предмет и задачи олигофренопедагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:08, лекция

Описание работы

Задачами олигофренопедагогики являются:
1 Изучение особенностей и закономерностей развития умственно-отсталого ребенка под влиянием коррекционного обучения.
2 определение принципов содержания, методов обучения и воспитания трудовой и профессиональной подготовки умственно-отсталых детей, разработка образовательной модели (представления, правила).
3 Разработка системы и структуры в специальных учреждениях.

Работа содержит 1 файл

Олигофренопедагогика.docx

— 52.10 Кб (Скачать)

Глубокая  умственная отсталость   (F 73)   IQ ниже 20

Что означает значительную ограниченность способности  понимать и выполнять инструкции. Большинство таких людей резко  ограничены в возможности передвижения, ориентировки в пространстве, не контролируют физических реакций, поэтому ведут  лежащий образ жизни и нуждаются  в постоянной помощи и уходе. Однако постепенно могут овладеть навыками самостоятельного приема пищи, одевания, санитарной гигиены, общения при  помощи жестов, звуков и элементарных слов. Грубо нарушена чувствительность.

Клиническая классификация.

Разработана Г.Е. Сухаревой в 60 тые годы и лежит в основе комплектования специальных школ, включает 3 формы:

1.  не осложненную                2.  осложненную                 3.  атипичную

К не осложненной отнесены случаи снижения интеллекта без дополнительных соматических и нервно- психических проявлений.

В осложненную входят различные синдромы комплексы, представляющие те или иные нервно-психические нарушения. К этим синдромам относятся:

Церебростенический

Гипентензионный

Гипердинамический

Психопатоподобный

Синдром РДА

Церебростенический синдром повышенной истощаемости нервной клетки, в следствии длительно перенесенных заболеваний и воздействия сильнодействующих препаратов. Дети отличаются вялостью, ослабленностью, резким поведением, умственной работоспособностью. Могут засыпать на уроках, при повышении требований наблюдаются эмоциональные реакции с плачем, выкриками и т.д.

Гипертензионный синдром повышенное внутричерепное давление, сопровождающееся головными болями, наступающими ввиду нарушения циркуляции мозговой жидкости, метиозависимы. Состояние улучшения отличаются веселым характером, жизнерадостностью, готовностью помочь, владеют неплохой механической памятью. При ухудшении жалобы на боли, апатия, отстраненность, при повышении требований также возможны яркие эмоциональные всплески агрессии, злобы. После чего наступает запредельное торможение.

Гипердинамический синдром проявляется в повышении двигательной активности, которая носит неуправляемый и непродуктивный характер. Постоянно привлекают внимание окружающих, всех задевают, шумят, источники конфликтов, срыв урока. Иногда адекватно оценивают свое неправильное поведение, но сделать с этим ничего не могут.

Психопатоподобный синдром. Отмечается патология сферой влечения, возникновение препятствий, при удовлетворении таких влечений ведет к появлению сумеречного сознания, когда действия и поступки не контролируются. Снижается чувствительность при двигательном беспокойстве. Патологическое бродяжничество, воровство, поджоги, ненасыщенное чувство голода (7-8 порций), поедание несъедобных предметов, ранняя алкоголизация и полое влечение, жесткость с элементами садизма. Представляют серьезную угрозу для жизни и здоровья окружающих. Медикаментозное воздействие малоэффективно, нуждаются в комплексной помощи (переориентация интересов).

Дети  с аутизмом. Синдром представляет патологию эмоциональной сферы. Немотивированные страхи (смеситель для воды, кошки, шнурки, твердая пища и т.д. – панический ужас). Отсутствие инстинкта самосохранения (ходьба по карнизу, переход дороги с интенсивным движением). Создание вымышленного мира, собственного языка общения, нуждаются в индивидуальной помощи.

Атипичная  форма. Умственная отсталость сочетается с другими первичными нарушениями и текущими болезнями. К ним относятся: дети с комбинированными нарушениями (анализаторных систем, ОДА), текущие шизофрении, эпилепсии, опухолями и т.д. Такие дети не принимаются в шк. VIII вида, поступают в специальные классы школ соответствующего вида, либо находятся в учреждения здравоохранения (умственно отсталые глухие,  умственно отсталые слабослышащие). 
 

4 ВОПРОС:Этиопатогенетическая классификация (по Певзнер Марии Семеновны)

На  основании преимущественно  поврежденных отделов  мозга выделено 4 формы:

1. Основная, с нейродинамическими нарушениями, с повреждением височных и затылочных областей лобных отделов. Основная форма характеризуется достаточно равномерным, относительно поверхностным поражением коры полушариев, при сохранности подкорковых образований. У детей не отмечается резких патологических изменений, эмоциональной индивидуальной сфере, речи. Дети часто не осознают поставленные перед ними задачи и заменяют ее решения другими видами деятельности. Не понимают смысла сюжетных картинок, не могут установить систему связи, серии последовательных картинок или понять рассказ со скрытым смыслом, с трудом устанавливают связи между предметами и явлениями. Нарушена пространственно-временная ориентировка. Однако относительно устойчивая работоспособность, отсутствие поведенческих нарушений, приводят к значительному нарушению познавательных процессов в ходе специального обучения. Среди детей с нейродинамическими нарушениями выделяют возбудимых и заторможенных, что обусловлено нарушением межполушарных связей и преобладание либо процесса повышенной активности, либо инертности. Возбудимые дети достаточно подвижны, приступают к выполнению задания не дослушав до конца объяснения, в спешке совершают ошибки, быстро переключают внимание на другой объект, заторможены, напротив характеризуются вялостью, медлительностью, отказом от выполнения даже доступной деятельности. Нуждаются в постоянном стимулировании.

2.Группа с локальными поражениями височных или теменно - затылочных поражений. Характеризуется у первых повреждениями речеслуховых и речедвигательных зон, в следствии чего нарушается речевая деятельность, имеются фонетико – фонематическое нарушение (смещение сходных по звучанию фонем искажающих смысл понимаемого (щенок – сынок, коза – коса), что сказывается на произношении, нарушениях письменной речи. 3. При повреждении теменно-затылочных отделов нарушается пространственная ориентировка, овладение счетными операциями, приводящая а аккалькулии.

3.С поражением лобных долей. Характеризуется недоразвитие личности в целом. Искажена система потребностей мотивов, нарушено планирование, готовность  к произвольным движениям, движения неуклюжи, не ловки, почти не автоматизированы. Личностные проявления: дети некритичны, неадекватно оценивают ситуацию, лишены чувства дистанции, необидчивы, незлопамятны. Отмечается склонность к подражанию речи взрослых, не понимая смысла, часто используя вне ситуации.

Педагогическая  классификация (сформулирована Воронковой Г.В.)

Предполагает  условное распределение детей по степени их успешности в овладении  учебным материалом. Выделяют 4 группы:

1.Успешно-обучающиеся – без труда усваивают учебный материал при фронтальном объяснении, применяют его в самостоятельной деятельности и при изменении ситуации. Обучаются на отлично.

2.Относительно успешно-успевающие. Характеризуются более замедленным темпом при усвоении нового, нуждаются в незначительной помощи. Справляются с основными требованиями образовательной программы.

3.Школьники с трудом успевающие школьную программу. Отличаются замедленной деятельностью, инертностью психических процессов, нарушениями внимания, нередко двигательными расстройствами, что приводит к значительному затруднению понимания нового при фронтальном объяснении, нуждаются в индивидуальной помощи, при усвоении и выполнения задания. Обучение по облегченному варианту программы.

4.Плохо-успевающие. Не готовы к овладению программными, требованиями текущего года, в связи с выраженными и интеллектуальными нарушениями. Для них разработана индивидуальная программа, состоящая из материала текущего и предыдущего лет. Выполняются индивидуальные задания. Необходимо учесть, что успешность обучения может колебаться в зависимости от предмета. Следовательно, ребенок может быть отнесен к различным группам успешности при овладении чтением, счетам, трудовой или физической деятельностью. Деление условно и предполагает гибкий перевод ребенка из одной группы в другую, в зависимости от его развития.      

5 ВОПРОС: Система образования умственно отсталых детей в РФ

В настоящее  время создана система разно  профильных учреждений, оказывающая помощь у.о. Существует государственное, муниципальное и негосударственное (частных общественных фондов, религиозных объединений) учреждение. Государственные по ведомственной принадлежности распределяются между министерством здравоохранения и социального развития, министерства образования и науки.

  К министерству социального развития относятся дома ребенка для детей до 4 лет оставшиеся без попечения родителей, школы, санитарии (санитарно- лесные школы), социальные приюты, специализированные дошкольные учреждения для детей с психоневрологическими заболеваниями, отделение при больницах, в которых на ряду с лечением осуществляется обучение, а также детские дома, интернаты для лиц с хроническими, психоневрологическими заболеваниями (выраженная у. о.).

К минобрнауке  относятся учреждения следующих типов: дошкольные, школьные, профессионального образования.

Среди дошкольных: ясли, детские сады компенсирующего, комбинированного и общеразвивающего вида.

В ДОУ компенсирующего  вида принимаются дети с 1,5 – 2 лет, которым решением ПМПК устанавливается диагноз «умственная отсталость». В них реализуются те же направления, что и в обычных детских садах (развитие речи, формирование элементарных математических представлений конструирований и др.) имеющие иное адаптированное к возможностям детей содержания. Проводятся специальные коррекционные и логопедические задания, направленные на преодоление имеющихся нарушений познавательной двигательной сфер и развитие речи. Содержание изложено в соответствующих программах.

В ДОУ комбинированного вида сочетаются группы для детей с у. о. и нормально развивающихся сверстников, в которых реализуются соответствующие программы.

В ДОУ обще развивающего вида, в который принимаются  у. о. дети, должны быть созданы специальные условия, обеспечивающие успешную подготовку к обучению в школе и интеграцию в среду нормально развивающихся детей. К таким условиям относятся специальные и дополнительные занятия с дефектологом, психологом, логопедом.

К учреждениям школьного типа осуществляющим обучение у. о. относятся: специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (школа интернат VIII вида), центр образования, специальный (коррекционный) детский дом для детей сирот и оставшихся без попечения родителей.

Деятельность  этих учреждений регламентируется типовым  положением по специальным (коррекционным) образовательным учреждениям 1997 г. В редакции 2000г. В настоящее время проводится работа по утверждению нового типового положения, принципиальным отличием которого станет создание класса для детей с умеренной и тяжелой у. о., с аутизмом, а также предоставление возможности проводить на базе мастерских специальной школы, уроки по технологии для других, в том числе массовых школ. Есть типовое положение об образовательном учреждении для детей сирот и оставшихся без попечения родителей (1995 г), а также инструктивное письмо министерства образования от 1997 г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений   I – VIII вида».  В инструктивном письме раскрывается основное содержание работы учреждений для детей с различными ограниченными возможностями здоровья (слуха, зрения, речи и т. д.).

Специальная коррекционная школа  VIII вида

Задачи, реализуемые школой:

  1. общеобразовательная и трудовая подготовка
  2. формирование положительных и личностных качеств
  3. преодоление имеющихся отклонений в развитии
  4. социально-психологическая реабилитация для последующей интеграции в обществе.  

Срок  обучения 9 (10 -11) лет.

В Москве, в учреждениях для сирот при  наличии условий, срок обучения может  быть увеличен до 12 лет. Выпускники получают цензовое образование т. е. оно не соответствует ни одной из степеней (начальное, основное, полное) общего образования. Получают свидетельство об окончании школы VIII вида установленного образца. Наполняемость классов 12 человек, в подготовительных и специальных классах для детей с умеренной у. о. 8 человек. Принимаются дети в возрасте 7 – 9 лет, старше 10, как исключение. Обучение в подготовительном классе носит пропедефтический характер, позволяющий повысить учебную мотивацию, готовить к обучению и уточнить диагноз. 

В младших (1 – 4классах) продолжается изучение воспитанников с целью определения содержания образования, у детей формируются навыки учебной деятельности, проводится работа по общему речевому развитию нарушений моторной функции (физ-ра, ЛФК, ритмика), нарушение речи (развитие речи, чтение, письмо, логопедические занятия), поведение. Помимо этих предметов – математика, изо, музыка и пение, ручной труд.

Информация о работе Предмет и задачи олигофренопедагогики