Дидактические игры как средства активизации познавательной деятельности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 15:32, контрольная работа

Описание работы

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет технология. Развитие творческой личности школьника было и остаётся одной из важнейших задач обучения и воспитания. Для этого необходимо развивать индивидуальные способности детей, создавать благоприятные условия для их развития. В основе этого процесса лежит стремление к познанию неизведанного, нового о мире. При этом дети преодолевают сомнения, становятся уверенными в своих силах и эффективно осуществляют практическую деятельность.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Общее понятие «дидактическая игра»………………………………………..5
Виды дидактических игр………………………………………………………7
Дидактические игры как средства активизации познавательной деятельности младших школьников…………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по технологии.docx

— 39.83 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………...3

  1. Общее понятие «дидактическая игра»………………………………………..5
  2. Виды дидактических игр………………………………………………………7
  3. Дидактические игры как средства активизации познавательной деятельности младших школьников…………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………….16

Список литературы……………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет технология.  Развитие творческой личности школьника было и остаётся одной  из важнейших задач обучения и  воспитания. Для этого необходимо развивать индивидуальные способности  детей, создавать благоприятные  условия для их развития. В основе этого процесса лежит стремление к познанию неизведанного, нового о  мире. При этом дети преодолевают сомнения, становятся уверенными в своих силах  и эффективно осуществляют практическую деятельность.

Трудовое обучение в начальной  школе - важное средство творческого  и эстетического развития детей. Уроки трудового обучения должны способствовать формированию у детей  элементов технического и художественного  мышления, а также конструкторских  способностей.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными  и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению трудового обучения. Занимательность  условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению  или усвоению информации, а эмоциональность  игрового действия активизирует все  психические процессы и функции  ребенка. Народная мудрость создала  дидактическую игру, которая является для младшего школьника наиболее подходящей формой обучения. Младший  школьник пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его  мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное  восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний.

К.Д. Ушинский видел в игре серьезное занятие, в котором  он усваивает и преобразует действительность: "Для деток игра - действительность, и действительность гораздо более  интересная, чем та, которая их окружает. Интереснее она для ее ребенка  именно потому, что понятнее она  ему, потому, что отчасти есть его собственное создание… В действительной жизни дитя, существо, не имеющее никакой самостоятельности, в игре дитя уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями".

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма  обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а  как детям удобно и естественно  его взять.

Актуальность игры в настоящее  время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и  отбора получаемой информации. Одной  из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию  знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Цель исследования: выявить  эффективность использования дидактических  игр в активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках технологии.

Объект исследования: процесс  обучения технологии младших школьников.

Предмет исследования: роль использования дидактических игр  в активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках технологии.

 

 

 

 

 

 

  1. Общее понятие «дидактическая игра».

Внедрение в практику игровых  методик напрямую связано с рядом  общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм культуры взаимоотношений между  учителем и учащимися. В обучении младших школьников необходимо использование  методов, базирующихся на представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра - один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления  зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но и  способ моделирования внешнего, взрослого  мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают  игры, с помощью которых самые  банальные, бытовые вещи переносятся  в особый интересный мир приключений.

Остановимся подробнее на рассмотрении так называемых дидактических, или обучающих, игр.

Дидактическая игра - игра, предназначенная  для реализации целей обучения. Она развивает сенсорные (чувственные) ориентировки детей на форму, величину, цвет, расположение предмета в пространстве, а также наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, представления об окружающем.

Основная особенность  этих игр определена их названием: это  игры обучающие. Они создаются взрослыми  в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила.

Дидактические игры относятся  к «рубежным играм», представляя  собой переходную форму к той  неигровой деятельности, которую  они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи.

Дидактические игры следует  отличать от собственно детских игр, в которых свободная игровая  деятельность выступает как самоцель. Специфическими признаками дидактических  игр является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата, которые могут быть обособлены, выделены в явном виде. Дидактические игры, как правило, ограничены во времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды дидактических игр.

Игровая деятельность —  это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения  удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил. Природа  создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они  имеют генетическую связь со всеми  видами деятельности человека и выступают  как специфически детская форма  и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.

Принято различать два  основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого  типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие  интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

Ко второму типу относят  игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания.

Условно можно выделить несколько  типов дидактических игр, сгруппированных  по виду деятельности учащихся:

  • игры-путешествия;
  • игры-поручения;
  • игры-предположения;
  • игры-загадки;
  • игры-беседы (игры-диалоги).

 

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое—через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия — усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть "зовущие слова", вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое. Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия — форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным. Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: "Помоги Буратино расставить знаки препинания", "Проверь домашнее задание у Незнайки".

Игры-предположения "Что было бы..?" или "Что бы я сделал...", "Кем бы хотел быть и почему?", "Кого бы выбрал в друзья?" и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии "Что было бы..?" или "Что бы я сделал...". Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: "Кто быстрее сообразит?".

Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться—доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета—темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит "на поверхности": его нужно найти, добыть—сделать открытие и в результате что-то узнать.

Информация о работе Дидактические игры как средства активизации познавательной деятельности младших школьников