Познавательных процессов младших школьников в ходе учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 07:30, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам обучения и развития в период младшего школьного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы обучения являются периодом наиболее интенсивным, когда закладывается фундамент умственного, физического, психического и нравственного развития. От того, в каких условиях будет протекать это развитие, во многом зависит будущее ребенка.

Содержание

Введение.......................................................................................... 3
1. Теоретические подходы к проблеме развития
познавательных процессов младших школьников
в ходе учебной деятельности..................................................... 5
2. Понятие и основные характеристики развития
познавательных процессов в младшем
школьном возрасте...................................................................... 10
3. Психолого-педагогические условия, влияющие
на развитие психических познавательных процессов
младших школьников........................................................................ 24
Заключение..................................................................................... 34
Список использованной литературы........................................ 37

Работа содержит 1 файл

возрастная психология.docx

— 76.68 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение..........................................................................................        3

1. Теоретические подходы  к проблеме развития

    познавательных  процессов младших школьников

    в ходе учебной деятельности.....................................................        5

2. Понятие и основные  характеристики развития

    познавательных процессов в младшем

    школьном возрасте......................................................................     10

3. Психолого-педагогические  условия, влияющие 

    на развитие психических познавательных процессов

    младших школьников........................................................................         24

Заключение.....................................................................................     34

Список использованной литературы........................................     37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

     В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам обучения и развития в период младшего школьного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы обучения являются периодом наиболее интенсивным, когда закладывается фундамент умственного, физического, психического и нравственного развития. От того, в каких условиях будет протекать это развитие, во многом зависит будущее ребенка.

     Психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна.

     Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных процессов, и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.

     В настоящее время, многие педагоги и родители недооценивают качественные изменения, происходящие в ребенке в период обучения в начальной школе. Гораздо больше внимания они уделяют количественному накоплению знаний и умений детей.

     Актуальность выбранной темы заключается в том что, проблема

развития познавательных процессов - одна из наиболее обширных в

 педагогике. Потому что познавательные процессы, являясь индивидуально-

психологической характеристикой человека, отражают очень сложные

взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий  развития. Высокие требования современной  жизни к организации обучения детей делают проблему развития психических познавательных процессов школьников особенно актуальной для поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов.

Данная работа  содержит анализ  психолого-педагогической  и методической  литературы по проблеме развития психических познавательных процессов школьников.

     Затем я обобщу и систематизирую материал по проблеме исследования и развития психических процессов в младшем школьном возрасте. Рассмотрю понятие, структуру и содержание особенностей развития психических познавательных процессов. Выделю наиболее эффективные условия развития психических познавательных процессов младших школьников в процессе обучения.

     В написании данной работы мне помогли труды многих отечественных и зарубежных авторов, таких как: Л.С. Выготский, И.Я. Дубровина, О.Ю. Ермолаев, О.Н. Истратова, Г. Крайг, А.Г. Маклаков, и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  подходы к проблеме развития  психических познавательных процессов  младших школьников в ходе  учебной деятельности.

     В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую ценность, нисходящую по мере развития науки.

     Психические процессы - процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях. Важнейшими познавательными процессами являются внимание, память, мышление, воображение, восприятие, которые тесно взаимосвязаны. Познавательный процесс - процесс, способствующий познанию, расширению знаний1.

     Более того, оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, а развиваются и представляют собой особые виды деятельности2.

     Развитие познавательных способностей - это готовность и прогрессивное изменение процессов индивида, ведущих к более высокому уровню достижения знаний.

     В свою очередь, психические явления - это постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущение и восприятие) и были когда-то в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия или предвидящие результаты, к которым приведут (мышление, воображение).

     В психических процессах, по Веккеру, можно выделить два уровня

 организации: первый  связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных  связей, данные процессы необязательно  выделяются и определяются в  сознании личности. Второй уровень  связан с сознанием и включает  в себя познавательные процессы. Исследователи самых разных областей  науки отмечали неразрывную связь  всякого человеческого познания  с уровнем знаний о психических  процессах3.

     В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование - одна из главных задач педагогов и родителей. В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются те основные человеческие характеристики познавательных процессов (внимание, память, воображение, мышление, восприятие и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных», согласно Л.С. Выготскому, эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредствованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд4.

     По мысли Выготского, в психических процессах человека следует различать два уровня: первый - это разум, «предоставленный самому себе»; второй - это разум (психический процесс), вооруженный орудиями и вспомогательными средствами. В области психических явлений первый уровень Выготский назвал уровнем «натуральных», а второй - уровнем «культурных» психических процессов. «Культурный» процесс - это «натуральный» процесс, опосредованный своеобразными психологическими орудиями и вспомогательными средствами.

     Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребёнок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у ребёнка появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе учащиеся приобретают не только новые знания и умения, но и определённы социальный статус. Меняются интересы, ценности ребёнка, весь уклад жизни.

     В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от семи до десяти-одиннадцати лет. И как особый период в жизни ребенка выделился исторически сравнительно недавно и отсутствовал у детей, вообще не учившихся в школе. Появление младшего школьного возраста связано с возникновением в экономически развитых странах системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Хронологические вехи и психологические особенности младшего школьного возраста как особого звена всего школьного детства нельзя считать окончательными и неизмененными. С научной точки зрения речь пока может идти об относительно устоявшихся, наиболее характерных чертах этого возраста.  Роль в психологическом развитии ребенка может меняться, в зависимости от изменения целей и значения начального обучения в общей исторически складывающейся системе общественного воспитания детей от детского сада до завершения среднего образования5. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов, которые начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребёнок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением6.

    Согласно О.Ю. Ермолаеву, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идёт интенсивное

развитие всех свойств: особенно резко увеличивается объём, повышается

 устойчивость, развиваются  навыки переключения и распределения7.

     Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы.

     По данным физиологов, к семи годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны8.

     Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В связи с переходом к обучению с шести лет и введением четырехлетней начальной школы в последние годы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась, и многие дети становятся школьниками, начиная не с семи лет, а с шести. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6 - 7 до 9 - 10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребёнка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе9. Обучение в первом классе школы предъявляет к ребенку много разнообразных требований. За год учебы необходимо освоить навыки письма, чтения, счета. Вступление в школьную пору знаменует собой определенный кризис. Как и любой возрастной кризис, протекает на основе как биологических, так и психологических особенностей развития. Возраст 7 лет связан с формированием произвольной регуляции действий и изменениями психологических и физиологических механизмов внимания. Не случайно специалисты по возрастной и педагогической психологии утверждают, что основными новообразованиями младшего школьного возраста, когда ведущей становится учебная деятельность, являются произвольность действий и способность планировать действия во внутреннем плане10. Из экспериментальной психологии восприятия хорошо известно, что процесс формирования образа начинается с различения и далее идет через опознание к полному и адекватному восприятию данного объекта. Также и историческое становление научных понятий начинается именно с различения. Так, формирование и развитие понятия психического явления или процесса, естественно, начинается с различения психического и непсихического, то есть с противопоставления сферы психических явлений всему многообразию остальной реальности, которая в эту сферу не включается11.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие и основные характеристики развития психических познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

     Речь является одним из важнейших психических процессов младшего школьника, и овладение речью идет на уроках родного языка по линии ее звуко-ритмической, интонационной стороны, по линии овладения грамматическим строем и лексикой, увеличения словаря и осознания собственных речевых процессов.

     Высказывания младших школьников свободны, непосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние, у ребенка может преобладать сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь.

     Одной из функций речи, которые выступают на первый план, становится коммуникативная.Раскрыть коммуникативную функцию языка для ребенка значит научить его планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции участника общения, контролировать свою речевую деятельность.

     Конечно, как и все люди, ребенок использует ситуативную речь. Эта речь уместна в условиях непосредственного включения в ситуацию. Но учителя интересует прежде всего контекстная речь, именно она - показатель культуры человека, показатель уровня развития речи ребенка.

     Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.

     В младшем школьном возрасте  весьма существенным приобретением

речевого развития ребенка  является овладение им письменной речью, которая имеет большое значение для умственного развития ребенка.  На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственнойписьменной речи). Обучаясь чтению и письму, ребенок учитсяпо-новому – связно, систематически, продуманно, – строить и свою устную речь.

     Развитием и коррекцией фонетической стороны речи (звукопроизношения) занимаются специалисты – логопеды.

     На уроке в школе учитель может использовать ряд заданий и упражнений, способствующих общему речевому развитию детей: обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи и др.

     В современных методических пособиях для учителей предлагаются приемы и методы работы с младшими школьниками, которые выступают как условие, организующее овладение ребенком устной и письменной речью, как условие, содействующее вхождению в реальный язык.

Информация о работе Познавательных процессов младших школьников в ходе учебной деятельности