Поощрение и наказание в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:39, реферат

Описание работы

Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений и наказаний воспитателю добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание — это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.

Содержание

Введение_____________________________________________3
История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей________________________________________________4
Поощрения и наказания как средства педагогической коррекции____________________________________________8
Физическое наказание_________________________________16
Виды и формы поощрения и наказания___________________18
Наказание и прощение_________________________________24
Заключение _________________________________________27
Литература__________________________________________28

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 51.72 Кб (Скачать)

    Педагоги  утверждают, что наказание имеет  тройное значение. Во-первых, оно  должно исправить вред, причиненный  дурным поведением. И ребенок обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить по возможности сломанную или  разбитую вещь. Из своих карманных  денег хотя бы частично возместить стоимость причиненного кому-либо ущерба.         Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий  смысл, о чем мы уже говорили. Но третье, и, по всей видимости, главное  значение заключается в снятии вины. “Провинность” представляет собой определенное отчуждение, преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимся. Грядущее наказание должно смыть эту вину. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виноватый признает и принимает.

    Из  этого следует, что если мы наказываем ребенка из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения, а также  по причине находящих на нас приступов  злобы, то свое самочувствие мы немного  улучшаем, но с точки зрения воспитательной наше поведение не только расходится с целью, но и приносит вред. Ребенок  с минуту страдает, может, и плачет, просит прощения, но в его понятия  о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения и урока на будущее.

    А как обстоит дело с поощрением? Оно как воспитательное средство более действенно. Если наказание  лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошие  и закрепляет их. Под поощрением нельзя понимать конфеты, футбольный мяч  или велосипед за школьные успехи. Лучшая награда для ребенка —  сознание того, что он принес радость  любимым людям, а подарок в  придачу лишь символизирует это. Там, где символ становится главным  и самоцельным, где лишь он заставляет ребенка хорошо вести себя, —  в семье что-то неладно.

    Если  за любую ошибку ребенка ждет наказание  и ничего больше, ребенок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания. Никакие упреки и наказания  не сделают школу привлекательнее  для менее одаренного ребенка. Но если за каждый маленький успех хвалить  и ободрять его, появится надежда, что  он будет работать с удовольствием  и полной отдачей. [20, стр. 104-121]

    А теперь немного о другом. Поощрение  и наказание — основные воспитательные средства. Это означает, что с  их помощью мы достигаем определенной воспитательной цели. Цель наказания, таким образом, не потопить грешника, а спасти и вытянуть! Способ для  этого — прощение!

    Мальчик из детского дома, сравнивая более  богатый детский дом с бедно  оборудованным, все же отдал предпочтение бедному, потому что, по его словам, там “нас за плохое поведение начальница накажет, а директор за нас заступится”. На первый взгляд, такое поведение  профессионалов — воспитателей кажется  непедагогичным, непоследовательным и  даже бессмысленным. Но в той ситуации, дети прекрасно чувствовали, что  дело тут не в слабости, а, наоборот, в привязанности к ним, и понимали, чего недоставало им в других детских  домах. К тому же, начальница и директор были супругами, и их детский дом, в сегодняшнем понимании, назывался  бы “детдом семейного типа”. А  в какой семье не заступаются  за детей именно так, как у тех  двоих воспитателей в детском  доме!

    Прощение  — это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или  уже полученного наказания. Это  по сути примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства  к освободителю. Только тогда ребенок  будет любить наказывающего отца или мать и переживать новые проступки  как стремление исправиться, помириться, хорошо вести себя впредь.

    Но  и здесь следует избегать крайностей. Никогда ничего не прощать означает бесчувственное, бесчеловечное, антипедагогичное поведение. Оно лишь углубит пропасть между воспитателем и ребенком. Но всегда с готовностью прощать  все — значит потерять авторитет  и возможность влиять на ребенка. Так что и здесь рассудительность и понимание индивидуальных качеств  ребенка будут служить нам  лучшим ориентиром. [2, стр. 45-56]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Многие  педагоги прошлого и наши современники, касавшиеся проблемы поощрения и  наказания в воспитании детей, любили повторять крылатые слова К. Д. Ушинского: «Если мы до сих пор применяем  поощрения и наказания, то это  показывает несовершенство нашего искусства  воспитания. Лучше, если воспитатель  добьется того, что поощрения и  наказания станут ненужными». [26, Т.2 стр. 151]

    Выше  мы обстоятельно рассмотрели причины  появления такой точки зрения, отметили, что для своего времени  она была во многом прогрессивной. Автор  отдает себе отчет в том, что спор этот, в конечном счете, решит время. Бесспорно одно: в наши дни в  воспитании без этих средств не обойтись, и задача заключается в том, чтобы  их использование было, как минимум, элементарно грамотным в педагогическом отношении.

    Овладение же искусством применения поощрений  и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий. «Наказание — очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного  такта и осторожности», — подчеркивал  А. С. Макаренко. То же самое следует  сказать и в отношении поощрения. Именно поэтому А. С. Макаренко советовал  и учителям, и в особенности  родителям использовать поощрения  нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости. [19, Т.4 стр. 371]

    Можно высказать предположение, что по мере совершенствования воспитательного  процесса, роста педагогической квалификации учителей, их мастерства в школах все  меньше будет случаев неумелого, порой противоречащего элементарным нормам этики и права, использования  поощрений и наказаний. Напротив, все более станет использоваться поощрение и наказание как педагогическая коррекция, точно рассчитанное и тонко осуществленное воздействие учителя и общественного мнения коллектива. Однако само собой это не произойдет.

 

Литература.

  1. Х. Бектенов. Поощрение и наказание в советской школе. Алма-Ата, 1954.
  2. А. С. Белкин. Проступки можно предупредить, Свердловск, 1967.
  3. Н. Ф. Бунаков. Избранные педагогические сочинения, М., 1953.
  4. А. И. Герцен. Избранные педагогические высказывания, М., 1951.
  5. В. Е. Гмурман. Дисциплина в школе, М., 1958.
  6. В. Е. Гмурман. Поощрение и наказание в школе, М., 1962.
  7. А. Ю. Гордин. Нравственное воспитание школьников в труде, М., 1967.
  8. А. Ю. Гордин. Формирование товарищеских взаимоотношений педагога и воспитанников в школе, М., 1970.
  9. Л. Ю. Гордин. Поощрения и наказания в воспитании детей, М., 1971.
  10. А. Дистервег. Избранные педагогические сочинения, М., 1956.
  11. П. Ф. Каптерев. О страхе и мужестве в первоначальном воспитании, С.-П., 1957.
  12. И. Ф. Козлов и др. методика воспитательного процесса, М., 1969.
  13. В. М. Коротов. Педагогическое требование, М., 1966.
  14. В. А. Крутецкий. Возрастные психологические особенности подростка, М., 1970.
  15. В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. Воспитание дисциплинированности у подростков, М., 1960.
  16. М. Д. Левитов. О психических состояниях человека, М., 1964.
  17. Б. Ф. Ломов. Человек и техника. Очерки инженерной психологии, М., 1966.
  18. Н. Е. Магарик. О мерах поощрения и взыскания в школе, Л., 1979.
  19. А. С. Макаренко. Сочинения, в 7 томах, М., 1957-1958.
  20. Б. И. Наумов. Поощрение и наказание в семье, М., 1962.
  21. М. А. Олесницкий. Полный курс педагогики, К., 1955.
  22. С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии, М., 1960.
  23. И. И. Рыданов. О поощрении и наказании детей в семье, М., 1980.
  24. Г. Спенсер. Воспитание умственное, нравственное, физическое, М., 1972.
  25. В. В. Струбицкий. Меры поощрения и наказания и методика их применения в нравственном воспитании учащихся, С., 1961.
  26. К. Д. Ушинский. Избранные сочинения в 2 томах, М., 1952-1953.
  27. В. И. Фармаковский. Методика школьной дисциплины,  О., 1931.

Информация о работе Поощрение и наказание в семье