Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:39, реферат
Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений и наказаний воспитателю добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание — это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.
Введение_____________________________________________3
История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей________________________________________________4
Поощрения и наказания как средства педагогической коррекции____________________________________________8
Физическое наказание_________________________________16
Виды и формы поощрения и наказания___________________18
Наказание и прощение_________________________________24
Заключение _________________________________________27
Литература__________________________________________28
Необходимость использовать поощрение в самых различных видах деятельности детей отмечал и В. Е. Гмурман. «Избежать захваливания отдельных учащихся и отдельных классов можно... путем поощрения самых различных достижений в различных областях деятельности», — писал он. Дело здесь не только в преодолении опасности захваливания, но еще и в том, что использование поощрения в различных областях деятельности школьников дает возможность стимулировать, способности и склонности не только в области учения, но и в разнообразной внеурочной деятельности. [5, стр. 170]
На первых порах работы с коллективом педагог, естественно, поощряет отдельные действия своих воспитанников: это может быть и образцово убранный класс, и организованно проведенный поход, воскресник и т. п. Однако по мере формирования здорового общественного мнения коллектива предметом поощрения все более становится устойчивое проявление тех или иных моральных качеств: ответственности, организованности, принципиальности, взаимопомощи. Поощрение в связи с выполнением тех или иных повседневных общеобязательных дел коллективного характера в возрастающей степени связывается с проявлением инициативы, самостоятельности, готовности и умения принести своему коллективу как можно больше пользы. [19, стр. 111]
От поощрений за отдельные положительные поступки и добросовестное выполнение своих обязанностей к поощрениям за устойчивое положительное поведение, проявление инициативной заботы о коллективе, товарищах, общем успехе — такова основная линия развития в вопросе — за что поощрять.
Ситуация
наказания — это конфликтная
ситуация. На мой взгляд,
неправильно сводить причины
всех возникающих в воспитательном
процессе конфликтов к ошибкам воспитателей
— педагогов, родителей. Практика убедительно
свидетельствует о том, что противоречия
между требованиями педагогов, коллектива
и поведением отдельных детей
между коллективными и личными
(иногда групповыми) перспективами
нередко могут становиться
Конкретный
пример. Во время урока ученик 3 класса
достал из кармана зеркальце и
пытался навести солнечный «
В практике известны случаи, когда педагог, что называется, ищет, за что бы поощрить ученика, значительная часть отношений которого приобрела отрицательную эмоциональную направленность. В этих случаях даже незначительный частный повод, чтобы высказать тем или иным действиям ученика одобрение, поощрить его, может иметь важное воспитательное значение. «Именно ребенок, постепенно «нащупывающий» правильную линию поведения, — писали в связи с анализом подобных ситуаций В. А. Крутецкий и Н. С. Лукин, — особенно нуждается в том, чтобы взрослые авторитетные люди подтвердили ему, что он идет правильным путем, что его первые шаги заслуживают всякой одобрения». [15, стр. 197]
С другой стороны, опытные педагоги стараются не ждать, когда груз отрицательных эмоций, опыта и поведения в целом станет преобладать настолько явно, чтобы можно было обрушить на воспитанника серию мер репрессивного характера. Смысл наказания как средства коррекции — в его относительно раннем использовании и осторожной дозировке. Поэтому использование наказания в условиях нормально протекающего воспитательного процесса вполне возможно и в ситуациях, когда отношения воспитанника в целом направлены положительно. К примеру, в опыте А. С. Макаренко широко известны случаи, когда за незначительное, на несколько минут, опоздание из увольнение в город Антон Семенович налагал сравнительно суровую меру наказания, особенно в отношении лучших воспитанников.
Соображения
о принципиальной возможности и
целесообразности использования поощрения
в ситуации, когда доминируют отрицательно
направленные отношения, и, напротив, наказания
в ситуации доминирования положительно
направленных отношений важны, на наш
взгляд, для понимания диалектической
взаимосвязи этих средств воздействия
как двух сторон единого метода педагогической
коррекции. В значительной части
реальных, жизненных ситуаций использование
поощрения и наказания в
Ситуативные,
индивидуально-личностные и возрастные
моменты в использовании
К
примеру, фраза учителя «Встаньте
прямо, руки опустите», произнесенная
в соответствующей ситуации младшем
или даже среднем, подростковом классе,
воспринимается как должное и
приводит, как правило, к желаемом
эффекту. Однако в 9-10 классах такая
фраза прозвучит наверняка, даже
у весьма авторитетного учителя,
диссонансом вызовет у
Опытная учительница начальных классов Е. П. Бурова рассказывала о таком любопытном эпизоде, имевшем место в практике ее работы с второклассниками.
-
Екатерина Павловна, а мою тетрадку
по арифметике вчера вечером
Мурзик порвал! — заявил ей
вдруг во время проверки
- А ну-ка, покажи язык! — неожиданно скомандовала учительница. — Так, все ясно... И когда только твой язык отучится говорить неправду? Ведь во всем, что ты сейчас сказал, правда, только то, что ты смотрел телевизор, а пр Мурзика все придумал. Так? Сознавайся.
- Я боялся, что вы двойку поставите, — заговорил немного ошалевший от неожиданности разоблачения мальчик. Я, правда, больше не буду вам врать...
Примерно такая же ситуация могла бы иметь место и не во втором, а, скажем, в пятом или седьмом классе. Однако едва ли было бы правомерно использовать по отношению к семикласснику подобный прием воздействия. Здесь же это получилось вполне естественно и, несмотря на некоторую экстравагантность формы, педагогически оправдано. [23, стр. 387-390]
Классная
руководительница оставила в классе
после уроков ученика 3 класса, который
насорил и испачкал парту чернилами.
Провинившийся должен был не только
убрать и вымыть за собой, но и вычистить
пятна на других партах, протереть
подоконники и батареи
— А ты все же молодец, — похвалила его заметившая это учительница. — Умеешь и любишь работать. Я надеюсь, что научишься также и следить за собой, будешь аккуратным.
«Радость, вызываемая сознанием выполненного долга», которую Н. Д. Левитов относит к числу психических состояний, подкрепилась здесь похвалой учительницы, ситуация наказания дополнилась ситуацией поощрения. Вместе о этим происходит как бы перемещение потребностей, мотивов, интересов личности «вовнутрь» ее деятельности, что совпадает с разрешением возникшего ранее конфликта. Воспитательный процесс, будучи скорректированным, вступает в нормальное русло. [16, стр. 129]
Способность ситуативных настроений и состояний переходить в эмоциональные личностные состояния, трансформироваться определенным образом в сознании, влиять на формирование всех качеств личности имеет принципиально важное значение для анализа эмоциональной сферы использования поощрений и наказаний. Лучше всего это прослеживается на примерах педагогических ошибок, связанных с ситуациями поощрения и наказания.
Во
время большой перемены на этаже,
где расположены начальные
— Все занимаются, а вы отправляйтесь вниз к тете Марусе за полотерными щетками, будете здесь натирать пол до тех пор, пока он не станет совсем чистым и блестящим.
К
удивлению педагога, «наказанные» с
улыбающимися лицами, вприпрыжку побежали
за щетками и с явным
Важным
условием развития самостимуляции в
использовании поощрений и
ФИЗИЧЕСКОЕ НАКАЗАНИЕ.
Остановимся кратко на вопросе о физических наказаниях, сторонниками которых в наши дни продолжают оставаться некоторые родители. Нетрудно понять, что физические наказания, связанные с болевыми ощущениями, приводят к срыву тормозных процессов коры и «буйству» безусловного оборонительного рефлекса, проявляющегося в чувстве страха. Именно этим, а не тем, что наказываемый ребенок будто бы «понял свою ошибку», объясняется его крик: «Простите, я больше не буду!» «Под влиянием болевого сигнала перестраивается работа всех органов организма, — отмечает Б. Ф. Ломов, - что приводит к повышению его реактивности. Особо следует отметить повышение тонуса скелетной мускулатуры, сократимости и возбудимости мышц, а также увеличение чувствительности всех анализаторов. Это обеспечивает быстроту оборонительных реакций и большую, чем обычно, предусмотрительность поведения».
Таким образом, в ситуации, где ребенок, по выражению родителей, проявляет упрямство, не подчиняется их требованиям, не хочет признавать их правоту и свои ошибки, физическое наказание создает иллюзию разрешения конфликта: ребенок, до этого долго упрямившийся, быстро подчиняется, просит прощения, проявляет все признаки покорности и послушания. Родителям в этих случаях невдомек, что подчиняется, просит прощения и т. п. не их ребенок, что сознание ребенка, все нормальные его связи с внешним миром нарушены и его языком с ними говорит инстинкт самосохранения, животная эмоция страха. [17, стр. 149-152]
На основании данных исследования П. П. Распопова в книге «О фазовых состояниях возбудимости мозговой коры в связи с некоторыми индивидуально-психологическими особенностями учащихся» можно предположить, что использование физических наказаний ведет к образованию у воспитанника состояния так называемой пароксизмальной фазы, характеризующейся крайней резкостью и напряженностью реакций, независимо от силы и длительности болевых ощущений, охранительным торможением, охватывающим деятельность коры больших полушарий, возникновением явлений «затмения» и большой склонностью к аффектам. Такое фазовое состояние может относительно прочно фиксироваться, становиться одним из личностных качеств.