Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:39, реферат
Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений и наказаний воспитателю добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание — это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.
Введение_____________________________________________3
История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей________________________________________________4
Поощрения и наказания как средства педагогической коррекции____________________________________________8
Физическое наказание_________________________________16
Виды и формы поощрения и наказания___________________18
Наказание и прощение_________________________________24
Заключение _________________________________________27
Литература__________________________________________28
Следует
иметь в виду, что в зависимости
от индивидуально-личностных и возрастных
особенностей проявления фазовых состояний
могут быть весьма различными. При
определенных условиях внешней реакцией
на использование физического
Виды и формы поощрения и наказания.
Поощрения
и наказания — это совокупность
средств регулирования
1.
Поощрения и наказания,
2.
Поощрения и наказания,
3.
Поощрения и наказания,
Внутри каждой из этих групп поощрений и наказаний большое разнообразие форм их использования, однако их тоже можно подразделить на следующие основные формы:
а) поощрения и наказания, осуществляемые по логике «естественных последствий»;
б) традиционные поощрения и наказания;
в) поощрения и наказания в форме экспромта. [9, стр. 151]
Классификация видов и форм поощрения и наказания во многом условна и не отражает всего богатства практических возможностей использования этих воспитательных средств. Назначение этой классификации — помочь разобраться в многообразии реальных жизненных ситуаций поощрения и наказания. Вместе с тем воспитателю необходимо иметь представление и о наиболее типичных конкретных мерах поощрения и наказания, используемых в воспитании детей и подростков. При этом необходимо иметь в виду, что та или иная мера связывается с поступком ребенка не непосредственно, а лишь через анализ конкретной ситуации, с учетом всех отношений, составляющих данную ситуацию. [9, стр. 169-171]
Рассмотрим
вначале основные меры поощрения
в воспитании детей. В числе наиболее
употребительных мер
Мерой
поощрения является и предоставление
дополнительных прав. В качестве индивидуального
поощрения это не редко связывается
с присвоением различных
Одна
из наиболее распространенных мер поощрения
— присуждение почетного места
в соревновании. Это сопровождается
коллективными и
Своеобразной формой присуждения почетных мест в соревновательно-творческой деятельности школьников являются различные выставки лучших работ детей: рисунков, сочинений, поделок разного рода (моделей, приборов, наглядных пособий и проч.). Будучи обычно связанными с традиционными олимпиадами, проводимыми ежегодно по ряду предметов школьной программы, или конкурсами, такие поощрения способствуют развитию творческих способностей и интересов учащихся.
Распространенными
формами поощрения в
Обратимся к характеристике наиболее употребительных и оправданных мер наказания в школе и семье. В числе их следует, прежде всего, назвать официально действующие в школе меры наказания учащихся.
Наиболее
распространенной мерой наказания
является замечание учителя. Замечание
должно быть обращено к конкретному
нарушителю требований педагога, правил
для учащихся. Оно делается в вежливой,
но официальной категорической форме
и осуществляется обычно с помощью
прямого непосредственного
В
отдельных случаях педагогом
может быть использована такая мера,
как приказание ученику встать у
парты. Такое наказание целесообразно
в младших и подростковых классах,
по отношению к непоседливым, несобранным
ученикам. Встав возле парты, находясь
под пристальным взглядом учителя,
привлекая к себе внимание всего
класса, ученик невольно сосредоточивается,
приобретает собранность. Убедившись,
что до него дошел смысл наказания,
учителю следует
Не говоря уже о том, что для ребенка такое длительное стояние попросту вредно, утомляет его, наказание, превращаясь в своеобразное унижение, вызывает естественный протест. Улучая минутку, когда учитель не смотрит на него, такой возле парты стоящий ученик начинает развлекать окружающих, ища их поддержки и сочувствия. Обычно дело заканчивается тем, что учитель удаляет провинившегося из класса, а тот, чувствуя себя «героем», отправляется в коридор, провожаемый одобрительными усмешками товарищей.
Не случайно, поэтому удаление из класса — одна из мер наказания, целесообразность использования которой вызывает среди учителей и родителей горячие споры.
Удаление из класса возможно лишь в случае явного, открытого, демонстративного неподчинения ученика требованиям учителя, когда ученик ведет себя вызывающе, оскорбительно по отношению к учителю и своим товарищам, когда педагог чувствует, что ему обеспечена поддержка общественного мнения класса. К сожалению, надо признать, что в значительной части случаев, когда эта мера используется, ее применение не диктовалось такой жесткой необходимостью, а было вызвано раздражением учителя, его неумением предусмотреть конфликт, иногда — нетактичным обращением к ученику.
Учитель должен предвидеть опасность неподчинения ученика его приказанию удалиться из класса. Тогда может возникнуть конфликт наподобие того, который был описан в диссертации Х. Бектенова.
«Ученик С. пришел на урок в состоянии крайнего возбуждения (на перемене была драка). Он продолжает что-то говорить товарищу, бросает через весь класс записку на последнюю парту, затем что-то кричит ученику, сидящему в другом ряду.
Учитель: Выйди сейчас же из класса!
Ученик: Не выйду!
Учитель: Я тебя выведу!
Ученик: Не пойду! (Хватается руками за парту.)
Учитель: Сейчас же оставь парту и уйди!
Ученик стучит крышкой парты: потом вскакивает с места, бежит к последней парте, забивается в угол:
— Не пойду! Не пойду! Через окно выброшусь!.. Не смейте меня трогать!..». [1, стр. 150]
Учитель своими действиями в этой ситуации все время, что называется, «подливал масло в огонь», провоцируя и без того находившегося в состоянии крайнего возбуждения ученика на дальнейший срыв, который и происходит незамедлительно.
Однако и в том случае, когда удаление из класса действительно необходимо и учитель сумел спокойно, но вместе с тем твердо и уверенно осуществить эту меру, ему необходимо иметь в виду, что наказание не завершено. Чтобы исчерпать конфликт, необходимо, в зависимости от конкретной ситуации, так пли иначе завершить наказание уже после урока. Иногда педагог, находясь в состоянии раздражения, провожает удаляемого сакраментальной фразой: «Больше на мои уроки не приходи!..» Трудно сказать, какой из следующих «педагогических» маневров хуже: тот ли, когда учитель преспокойно ведет дальнейшие уроки, не обращая внимания на то, что наказанный действительно перестал посещать класс, или тот, когда он из урока в урок неумолимо показывает несчастному провинившемуся на дверь.
Весьма серьезная мера наказания — выговор. Смысл выговора — в моральном осуждении поступка ученика. Поэтому педагогическое действие данного наказания нельзя сводить лишь к формальному акту объявления выговора, к его записи в дневнике (хотя это и необходимо) или в приказе по школе. Если выговором завершается острое, принципиальное обсуждение поведения ученика на совещании при директоре или педагогическом совете, с участием его товарищей, эта мера наказания становится весьма сильной.
Для того чтобы у детей формировалось убеждение, что выговор — это очень серьезная мера наказания, ни в коем случае не следует объявлять выговор «для острастки», как порой, к сожалению, случается.
Обсуждение
отрицательного поступка ученика может
и не завершаться выговором, а
ограничиваться лишь объявлением ему
устного замечания или
Наряду с предусмотренными официальными документами, в школах используются и такие педагогически целесообразные меры наказания, применение которых связано с традициями, особенностями конкретных коллективов. Используется, в частности, такая мера, как поручение дополнительных трудовых обязанностей (наряд).
Другой мерой наказания, также обусловливающей регулирование прав и обязанностей ученика, является отстранение на какое-то время от работы, от участия в коллективном общественно полезном деле. Использование этой меры целесообразно в том случае, если наказанный положительно относится к данной деятельности, дорожит возможностью участвовать в ней вместе со своими товарищами. [9, стр. 184-191]
Нельзя в качестве меры наказания лишать ребенка прогулки, еды, того, что необходимо ему для нормального развития.
Кроме того, следует вообще помнить, что наказания, связанные с теми или иными ограничениями, лишениями, приемлемы в основном лишь в отношении дошкольников и младших школьников.
В
качестве наказания может быть использована
и отсрочка ожидаемого поощрения.
К примеру, можно на некоторое время отложить
покупку какой-то вещи: велосипеда, фотоаппарата.
Однако рекомендовать отмену ранее данного
обещания как меру наказания едва ли можно.
Ведь в наказании, как и в поощрении, чрезвычайно
важна его справедливость. [23, стр.23]
наказание
и прощение.
Для
начала зададимся вопросом, что же
такое наказание. В голову сразу
лезет воспоминание о полученных
в детстве нескольких затрещинах
или домашнем аресте за небрежно нацарапанное
домашнее задание, либо за шалость. Но,
наверняка, вспомнятся и друзья, для
которых затрещины были обычным
делом, поскольку сыпались справа и
слева, и никакая “домашняя тюрьма”
не могла заставить их аккуратнее
писать. Ибо наказание — это
вовсе не действие со стороны наказывающего,
а то, что происходит в наказываемом
ребенке. То, что он при этом переживает.
С точки зрения психологии это
хорошо всем известное неприятное,
давящее чувство стыда и
Так же обстоит дело с поощрением. Награда — это отнюдь не всегда то, что мы считаем таковой, а то, что воспринимается ребенком как поощрение. Приятная, возвышающая удовлетворенность делом, за которое похвалили дорогие нам люди. Удовольствие от того, что нас любят и симпатизируют нам. Разумеется, подобное чувство хочется подольше удержать и почаще переживать в будущем.
Итак,
на вопрос как правильно распределять
наказания и поощрения, мы не дадим
точного ответа, сколько того и
другого должно приходиться на каждого
ребенка. “Сколько затрещин и сколько
конфет”. Воспитательная проблема заключается
тут не в количестве, а в отношении
ребенка к наказывающему и
поощряющему. Это глубоко личное,
индивидуальное дело воспитателя и
ребенка, в нем сфокусировано
все, что их связывает и сближает.
Важно, как формировались их взаимоотношения,
насколько они эмоционально близки
друг другу! Чтобы наказание возымело
действие, ребенок должен пережить
чувство вины. Ему надо осознать,
что он неким образом нарушил
хорошие взаимоотношения с