Понятие учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:51, контрольная работа

Описание работы

Передача социально выработанного опыта новому поколению является важнейшим условием жизни человеческого общества. Она происходит в ходе особой, совместной деятельности, объединяющей усилия носителя социального опыта и обучаемых. Развитие представлений об этой деятельности, о содержательных и психологических характеристиках входящих в нее актов должно рассматриваться как важнейшее направление исследований педагогической психологии. В самом деле, в них находят свое выражение закономерности усвоения общественного опыта у человека. От того, насколько полной и проработанной будет система соответствующих знаний, во многом зависит также успешность их использования при реорганизации практики образования.
Актуальная потребность в детализированной модели деятельности передачи - усвоения социального опыта и отсутствие достаточно дифференцированного представления о составе и структуре этой деятельности определили проблему исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...........3
I. Определение учебной деятельности…………………………………………..4
II. Основные характеристики учебной деятельности…………………………6
III. Структура учебной деятельности…………………………………………..7
Заключение……………………………………………………………………….11
Список использованной литературы…………………………………………...13

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

     Учебные операции, входящие в состав действия, соответствуют конкретным условиям решения отдельных предметных задач. Такими учебными действиями являются:

  1. действие выявления проблемы (учебной цели) из поставленной учебной задачи;
  2. действие выявления общего способа разрешения проблемы на основе анализа общих отношений в изучаемом учебном материале, т.е. общего способа решения задач данного вида;
  3. действие моделирования общих отношений учебного материала и общих способов разрешения учебных проблем;
  4. действие конкретизации и обогащения частными проявлениями общих отношений и общих способов действия;
  5. действие контроля за ходом и результатами учебной деятельности;
  6. действие оценки соответствия хода и результата деятельности учащихся поставленной перед ними учебной задаче.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, ...такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть ...мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы, собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы, деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

     Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих элементов:

     1) учебные ситуации и задачи - как  наличие мотива, проблемы, её принятия учащимися;

     2) учебные действия, направленные  на решение соответствующих задач;

     3) контроль - как соотношение действия  и его результата с заданными  образцами;

     4) оценка - как фиксация качества (но  не количества) результата обучения, как мотивация последующей учебной деятельности, работы.

     Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и  к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и  инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

     Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации.

     Все составляющие элементы структуры учебной  деятельности и все её компоненты требуют особой организации, специального формирования. Всё это задачи комплексные, требующие для своего решения  соответствующих знаний и немалого опыта и постоянного каждодневного творчества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

  1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1981.
  2. Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа, 1985.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
  4. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.
  5. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
  6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
  7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  8. Зимняя И. А. Педагогическая психология  - М, 2003.
  9. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
  10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.
  11. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  12. Психологические особенности формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Кассаковски, И. Ломпшера и др.: Пер. с нем. М., 1981.
  13. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

Информация о работе Понятие учебной деятельности