Подготовка к будущей семейной жизни как педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 07:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Раскрытие темы «Подготовка к будущей семейной жизни как педагогическая проблема». Провести тщательный анализ и разобраться в значении и роли семьи рассматриваемой в данных аспектах.
Задачи работы:
- раскрыть теоретические основы подготовки к будущей семейной жизни;
- рассмотреть организацию подготовки к семейной жизни;
- выявить основные принципы и направления подготовки к семейной жизни.

Работа содержит 1 файл

ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

     Под формированием готовности молодежи к семейной жизни мы понимаем процесс формирования таких личностных качеств потенциально успешного семьянина, как активная жизненная позиция, наличие навыков многообразного межличностного взаимодействия, открытость социальному опыту, сформированность устойчивой системы ценностей. Именно определение формирования готовности к семейной жизни как целенаправленного процесса позволяет охарактеризовать системность и комплексность этого понятия, раскрыть его основные характеристики, а именно: целенаправленность, протяженность во времени, многоаспектность.

     Целенаправленно организованный процесс формирования готовности молодежи к браку должен учитывать факторы, препятствующие реализации потенциала личности будущего семьянина.

     К ним, в первую очередь, относятся  психосоматические, психолого-педагогические, социально-психологические факторы. Эти факторы необходимо не только учитывать в организации процесса подготовки подростков к семейной жизни, но и корректировать их проявления, предупреждать их дезадаптирующее влияние.

     Можно выделить следующие критерии готовности молодого человека к семейной жизни:

     - осознание ценности семьи и брака;

     - наличие собственных представлений о семейной жизни, согласующихся с существующей социально-нормативной системой;

     - определенность ролевой позиции личности в отношении будущего брака.

     Эти критерии, по моему мнению, определяют содержание подготовки подростков к семейной жизни в интегрированном образовательном процессе.

      2.2 Принципы подготовки и основные направления к семейной жизни

     Работа  по формированию готовности подростков к семейной жизни должна основываться на определенных принципах. Именно через применение этих принципов осуществляется непосредственное соотношение теоретических положений, воплощенных в закономерностях, с практикой организации процесса формирования готовности подростков к семейной жизни /13, с. 103/.

     Таким образом, принципы – это те основные требования, правила, нормы, которым должны соответствовать содержание, формы, методы педагогической деятельности, обеспечивающие формирование готовности подростка к будущей семейной жизни.

     Можно определить следующие принципы формирования готовности подростков к семейной жизни:

     - принцип дифференцированного подхода к организации процесса подготовки подростков к семейной жизни (процесс подготовки ориентируется на возрастные, половые, социальные и индивидуально-личностные особенности включенных в него подростков);

     - принцип субъектности включения подростка в процесс его подготовки к семейной жизни (ориентация на формирование рефлексивной позиции участников, работу по повышению мотивации к активному включению в предлагаемые виды деятельности);

     - принцип создания эмоционально положительной атмосферы в процессе подготовки (необходимость обеспечения комфортного самочувствия подростка в процессе формирования его готовности к семейной жизни, чувства защищенности и поддержки, отрицание директивного вмешательства в личную жизнь, построение взаимодействия на основе этических норм);

     - принцип создания условий для самореализации подростка в процессе подготовки (создание условий для реализации социально значимых свойств и качеств личности, поощрение успехов и достижений участников процесса, удовлетворение от общения со сверстниками, наличие положительных эмоций в процессе совместной деятельности);

     - принцип ориентации подготовки на интересы и потребности подростков (необходимость изучения данных интересов и потребностей, организация различных видов деятельности, в которых этот потенциал может реализоваться).

     В практике организации процесса подготовки подростков к будущей семейной жизни перечисленные принципы должны реализоваться опосредованно, то есть с учетом социальной ситуации развития и индивидуальных особенностей несовершеннолетних, являющихся объектом деятельности специалистов.

     С учетом сказанного выше содержание процесса формирования готовности подростков к семейной жизни может включать в себя ряд взаимосвязанных направлений:

     1. Информационное направление: информирование  подростков о нормативных регулятивах брачных отношений, функциях семьи, динамике семейных отношений и возможных проблемах взаимодействия, возникающих на различных этапах, а также об организациях, оказывающих психологическую и консультативную помощь семье. В рамках этого направления формирования готовности подростков к семейной жизни мы предлагаем, наряду с традиционными лекционными формами информирования, использовать изучение опыта родительской семьи, проектную деятельность обучающихся, игры-проблематизации. Указанные формы организации работы, на мой взгляд, позволяют развить интерес к изучаемой сфере, сформировать положительную мотивацию на включение в процесс подготовки к семейной жизни, активизировать субъектную позицию подростков.

     2. Ценностно-аксиологическое направление: формирование ценностей культуры семьи, быта и здорового образа жизни в обществе. Основной формой организации работы в данном направлении являются дискуссии, поскольку заявленные проблемы касаются жизненных принципов и личных переживаний участников. Дискуссия может подвигнуть человека задуматься, и изменить или пересмотреть свои установки. При формировании ценностной сферы мы предлагаем использовать и этические дилеммы, решение которых всегда затрагивает эмоциональную сферу подростка, а следовательно, способствует интериоризации нравственных норм.

     3. Личностно-формирующее направление: формирование свойств и качеств личности, необходимых для ее успешной самореализации в семейной сфере, моделирование личностного образа семьянина в соответствии с общечеловеческими идеалами и реалиями сегодняшнего времени. В качестве основных форм организации работ здесь мы выделяем моделирование и проигрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки и позитивного образа «Я», рефлексивной позиции подростков.

     4. Тренинговое направление: отработка  механизмов семейно-ролевого поведения,  формирование стратегий семейного взаимодействия. Тренинговая форма групповой работы строится на активности самих участников и имеет ряд преимуществ. Тренинг относится к типу активного обучения, но при этом имеет черты консультационной группы, что обусловлено высокой значимостью проблемы для участников. Работа в группах призвана оказать участникам помощь в исследовании и решении психологических проблем; изучении психологических основ общения; развитии самосознания с целью самоизменения и коррекции поведения; содействие личностному росту и саморазвитию /15, с. 166/.

     В проводимом мной исследовании доказано, что социально-педагогическая деятельность по формированию готовности подростков к семейной жизни, реализуемая в рамках перечисленных направлений, будет эффективной при условии:

     - анализа опыта, полученного ребенком в родительской семье, и осознания его значимости в перспективных брачно-семейных отношениях;

     - актуализации индивидуального социального опыта обучающихся, позволяющего им формировать собственные представления о семье и браке, адекватные сложившимся в обществе нормам и ценностям;

     - формировании свойств и качеств личности, потенциально успешной в сфере семейного взаимодействия.

     Выделенные  условия организации процесса подготовки подростков к семейной жизни определяют ее основные исходные положения.

     В заключение следует отметить, что  ведущей идеей в деле воспитания человека, способного реализовать себя в роли семьянина, может быть идея гармонизации, согласования идей и интересов ребенка, семьи, школы, поэтому процесс подготовки подростков к семейной жизни должен строиться на основе комплексного взаимодействия родителей и специалистов образовательных учреждений с ориентацией на субъектное включение в него самих обучающихся. 
 

                                          Заключение

     Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

     Известно, что правила, устои, обычаи и традиции семейной жизни отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества. Причем каждому кажется, что именно в его обществе устройство семейной жизни, семейные обычаи и устои самые лучшие и единственно возможные. Таким образом, семейная жизнь чаще всего рассматривается с точки зрения этноцентризма. Но если семья представляет собой такую важную часть общества, почему же человечество не может выработать единые образцы семейной жизни, которые наилучшим образом подходили бы для удовлетворения человеческих потребностей?

     Наличие личных потребностей в семье и  детях, личных желаний и влечений к браку и семье – очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и потребность в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные не на личных мотивах людей, а на принуждении, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социокультурном смысле, релевантном всем известным из истории типам семьи.Таким образом, мы видим, что семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, подразумеваем развитие общества в целом

Библиографический список

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Юрайт, 2005. – 264 с.
  2. Антонов А.И., Медков В.М. «Социология семьи». – М.: Дени, 2008. – 345 с.
  3. Бедный М.С., «Семья–здоровье–общество». – М.: Приор, 2006. – 276 с.
  4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. //Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова.-2-е изд.– М.: Академия, 2007. – 440 с.
  5. Выготский Л.С. «Педагогическая психология». – М.: Высшая школа, 2008. – 263 с.
  6. Гидденс Энтони. Социология. – М.: Академия, 2006. – 375 с.
  7. Филипченко А.Н. Социология. – М.: Высшая школа, 2008. – 342 с.
  8. Маркович Д.В. «Общая социология». – М.: Юрайт, 2008. – 250 с.
  9. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. Социология. – М.: Высшая школа, 2007. – 426 с.
  10. Павленко П.Д. Социология. – М.: Академия, 2007. – 274 с.
  11. Свенцицкий А.Л. «Социальная психология». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 235 с.
  12. Социальная психология. /Под ред. А.В. Петровского – М.: Просвещение, 2008. – 479 с.
  13. Харчев А.Г. Брак и семья. – М.: Дейли, 2006. – 463 с.
  14. Современная семья и её проблемы. – М.: Просвещение, 2008. – 215 с.
  15. Ян Щепаньский. «Элементарные понятия социологии». – М.: 2005. – 340 с.

Информация о работе Подготовка к будущей семейной жизни как педагогическая проблема