Подготовка к будущей семейной жизни как педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 07:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Раскрытие темы «Подготовка к будущей семейной жизни как педагогическая проблема». Провести тщательный анализ и разобраться в значении и роли семьи рассматриваемой в данных аспектах.
Задачи работы:
- раскрыть теоретические основы подготовки к будущей семейной жизни;
- рассмотреть организацию подготовки к семейной жизни;
- выявить основные принципы и направления подготовки к семейной жизни.

Работа содержит 1 файл

ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

     А раз так, нужно постоянно помнить, что мы воспитываем не только ребенка, но гражданина и человека. Теперь обратимся ко второй из важнейших функций семьи – репродуктивной. Главное здесь – воспроизводство в детях численности родителей. Естественно, что только в семье это воспроизводство может осуществляться полноценно. В масштабе общества для простого (даже расширенного) воспроизводства населения (т.е. чтобы нас не стало меньше) необходимо, чтобы на каждые двое лиц противоположного пола приходилось не меньше двух детей. С учетом же того, что далеко не все женщины и мужчины вступают в брак и обзаводятся семьей, весьма желательно, чтобы большинство семей у нас были трехдетными. Однако, к сожалению, пока лишь некоторые семьи выполняют эту «общественную нагрузку».

     Подготовка  к браку должна быть комплексной в своей основе, так как она призвана решить целый ряд очень важных задач. Необходимо повысить ответственность молодежи перед брачной и семейной жизнью, постоянно обращая внимание на социальную престижность отцовства и материнства, ориентируя женщин на брак, семью, детей.

     Одновременно с этим необходимо повысить психологическую готовность молодежи к браку, дать молодежи, вступающей в брак, емкие, концентрированные знания: по гигиене ухода за ребенком, психологии детского возраста, детской педагогике, психогигиене сексуальной жизни, осветить основные проблемы психологических взаимоотношений между супругами и т.д.

     Следует усилить и антиалкогольную пропаганду среди молодежи, постоянно обращая  внимание на опасность, которая может  возникнуть и отразиться на потомстве, если супруги употребляют алкогольные напитки, курят. Естественно, следует постоянно обращать внимание молодых супругов на пагубное влияние на психическое здоровье детей семейных конфликтов и ссор, учитывая, что семейные конфликты часто являются источником неврозов и других нервно-психических расстройств самих супругов. В комплексной программе подготовки молодежи к браку нельзя оставить без внимания и такие вопросы, как наиболее рациональное ведение домашнего хозяйства, эффективное и экономное распределение бюджета семьи. С точки зрения целей и задач демографической политики и полноценного воспитания будущих поколений необходимо ориентировать молодежь на рождение в семье не одного, а двоих-троих детей /13, с. 128/.

     Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в наши дни наметились значительные «ножницы» между физиологическим и социальным созреванием молодежи. За последние полвека половое созревание вследствие акселерации наступает в среднем на два года раньше (у девочек около 13 лет, а у мальчиков около 15 лет). Одновременно с этим усложнился процесс социализации, т.е. передачи молодежи всего многообразного культурного, воспитательного, производственного и научно-технического опыта. Социальная зрелость, экономическая самостоятельность молодежи в условиях урбанизации и стремительного научно-технического прогресса наступают значительно позже, порою затягиваются до 20 – 25 лет.

     Поэтому ценность брака, семьи, детей в системе  общекультурных ценностей человека формируется достаточно поздно. Подлинный  смысл и значение указанных ценностей открываются человеку тогда, когда он приобретает достаточный жизненный, опыт, начинает задумываться над смыслом своего личного бытия. Кроме того, по-видимому, существуют определенные этапы формирования жизненных ценностей у молодежи: на первом плане стоят вопросы выбора жизненного пути, призвания, профессии, обретения гражданской самостоятельности и т.д.

     Подготовка  к браку означает формирование определенного  нравственного комплекса чувств, свойств характера, готовность личности принять на себя новые обязанности по отношению к своему брачному партнеру и будущим детям. Понимание долга, своих обязанностей, как и прав других людей по отношению к ним самим, является очень важным для устойчивости брака. Нравственный долг в семейных отношениях означает и ответственность за поведение другого супруга, за воспитание детей, уважение достоинств брачного партнера, признание принципа равенства в человеческих отношениях. Вступление в брак требует существенного изменения образа жизни молодых людей, который вытекает из необходимости координировать, согласовывать ритм своей жизни с ритмом жизни другого человека /15, с. 147/.

     Совместная  жизнь требует постоянного согласования действий партнеров, от чего зависит  крепость брачных уз. Подготовленность к браку есть подготовленность к межчеловеческому общению и сотрудничеству, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру. Умение приспособиться к привычкам, чертам характера другого человека, понимание его душевных движений и состояний – важнейший показатель подготовленности человека к браку.

     Итак, нравственно-психологическая подготовленность к браку означает восприятие человеком  целого комплекса требований, обязанностей, социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. Разумеется, нравственно-психологическая подготовленность юношей и девушек к браку должна являться частью общего воспитания человека. Когда мы говорим о подготовке молодежи к браку, то, прежде всего, следует определить, какие бытовые навыки и умения, какие знания необходимы человеку для того, чтобы он мог успешно организовать свою жизнь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Подготовка к семейной жизни

     2.1 Организация подготовки  к семейной жизни

     Подготовка  к семейной жизни как объект педагогического  исследования

     Многообразие  социальных проблем, сопутствующих развитию российского общества, затронуло и современную семью. Множественность проблем современной семьи порождает ситуацию, когда дети оказываются оторванными от семейных традиций, что выражается в неготовности к созданию собственной семьи, а также ведет к нарушению адекватности представлений о брачных отношениях. Можно выделить общие черты, свойственные семьям в изменяющемся обществе: падение рождаемости, усложнение межличностных отношений, изменение представлений о ценностях брака и ожиданий от него. Сфера семейных отношений всегда регулировалась обществом с помощью ценностных ориентиров, норм морали и нравственности. В последние годы произошли достаточно важные изменения семейно-брачного института, наблюдается трансформация семейных ценностей и традиционных устоев /2, с. 137/.

     Общей закономерностью сегодня является процесс изменения в традиционной системе взаимоотношения полов. Рушатся привычные стереотипы маскулинности и фемининности, что дает большой простор для самореализации личности, но в то же время порождает ряд новых социальных и психологических проблем и конфликтов: происходит рост социально-психологической дезадаптации супругов и дисгармонии семейных отношений; усиливается неготовность молодежи к браку во всех его аспектах: социально-психологическом, материально-бытовом, сексуальном и др.

     По  мере того, как некоторые прежние  экономические и социальные функции  семьи отмирают или приобретают  подчиненное значение, все большая ценность придается психологической близости, интимности между членами семьи, будь то супруги или родители и дети, что ведет к повышению индивидуальной избирательности брака. Обратной стороной этого процесса является повышение уровня внутренней конфликтности семьи, а также рост разводов, снижение рождаемости. Разводы становятся все более привычной формой решения супружеских конфликтов, и в качестве мотива к ним выступают несходство характеров, отсутствие духовной близости. В связи с этим актуальность оказания помощи семье в укреплении супружеского союза, значение повышения удовлетворенности супругов брачными отношениями резко возрастает /8, с. 157/.

     Особую  роль в укреплении семьи играет процесс  подготовки молодого поколения к  семейным отношениям. Этому компоненту всегда уделялось существенное внимание в педагогической науке и практике.

     Исследование  историко-педагогической литературы показало, что до второй половины XVIII века проблема воспитания семьянина в педагогике как самостоятельная не выделялась, хотя отдельные ее аспекты были предметом философского анализа и педагогической мысли. Активизация отечественных исследований в этой области отмечается в начале ХХ века: проблемы подготовки молодежи к семейной жизни рассматривались в трудах П. П. Блонского, А. С. Макаренко, М. М. Рубинштейна.

     На  общегосударственном уровне проблему подготовки учащихся к семейной жизни пытались решать дважды. Первый раз – путем введения «родительского всеобуча» (1927 г.), второй – введением школьного курса «Этика и психология семейной жизни» (1982 г.). Эти меры, несмотря на свою созидательную направленность, не обрели популярности среди старшеклассников и их родителей.

     В период кризисов 90-х гг. XX в., когда  в обществе происходило обновление всех социальных институтов и систем, адаптация подрастающего поколения  к взрослой самостоятельной жизни также являлась важной педагогической задачей. Система подготовки молодежи к семейной жизни в основном включала направленность на половое просвещение, половое воспитание, формирование готовности к рождению и воспитанию нового поколения и обучение молодежи методам создания полноценной, здоровой и устойчивой семьи. Успех такой специальной подготовки молодых людей к будущей семейной жизни виделся в формировании у новых поколений соответствующей системы ценностей.

     Исследование  тенденций теории и практики воспитания будущего семьянина на современном этапе позволяет сделать вывод, что этот процесс не сводится к собственно воспитательным действиям, определяющим развитие заданных параметров личности, а выступает, скорее, как система организационно-дидактических мер, направленных на подготовку человека к выполнению разносторонних функций в семье.

     По-прежнему дискуссионным остается вопрос о  половом воспитании и просвещении  подростков и юношества. Надо отметить, что проблема половой жизни молодежи до брака является наиболее сложной, и до сих пор не найдены социально оправданные пути ее разрешения. Ни моральные и этические запреты, ни педагогическое просвещение в вопросах секса не являются действенными против сексуальной активности молодежи и ее негативных последствий (рост числа детей, рожденных вне брака, случаи искусственного прерывания беременности, заболевания половой сферы и пр.). Более того, в некоторых случаях моральные запреты приводят к дополнительным внутренним конфликтам и психическим травмам, или наоборот, к всплеску сексуальной активности – под лозунгом обеспечения «безопасности» интимных отношений, якобы требующей специфической информации, происходит «обучение», а тем самым и вовлечение в них и развращение еще не подросшего поколения, включая малолетних детей.

     Помимо  перечисленных, можно назвать следующие направления педагогического поиска: определение концептуальных основ подготовки молодежи к семейной жизни, выявление ее возрастной специфики, анализ возможностей реализации данного процесса в различных образовательных и социальных учреждениях, определение роли родительской семьи, методическое обеспечение формирования готовности подрастающего поколения к браку. Вместе с тем, ни в педагогической науке, ни в образовательной практике четко не определены сущность и содержание процесса подготовки молодежи к семейной жизни /3, с. 125/.

     Главная идея общей стратегии воспитания будущего семьянина заключается в формировании у учащейся молодежи психологической готовности к созданию, сохранению и укреплению брачно-семейных отношений, то есть к выполнению роли семьянина.

     Мы  рассматриваем готовность к семейной жизни как важнейший показатель социальной зрелости и психического здоровья молодежи.

     Отсутствие  этой готовности у человека – источник его личностной и общественной нестабильности. В большинстве определений готовность к брачно-семейным отношениям рассматривается как результат семейного воспитания, психологической подготовки и психологической мобилизации. По мнению Л. Б. Шнейдер, готовность к браку – интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:

     - формирование нравственного комплекса; подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству;

     - способность к самоотверженности по отношению к партнеру, основанной на качествах и свойствах альтруизма любящего человека;

     - наличие эмпатийного комплекса качеств, связанных с осуществлением психотерапевтической функции семьи;

     - высокая эстетическая культура чувств и поведения личности, умение разрешать конфликты конструктивным способом;

     - способность к саморегуляции собственной психики и поведения /11, с. 164/.

     Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна включать следующие основные аспекты: социальный, нравственно-эстетический, правовой, психологический, физиолого-гигиенический, педагогический, хозяйственно-экономический.

     Основываясь на указанных представлениях, в своем исследовании мы определяем готовность молодых людей к браку как сложное структурное образование. Оно включает отношение индивида к семье, характеризующееся наличием достаточно устойчивых мотивов заключения брака и необходимых для семейной жизни качеств личности, а также определенной совокупности знаний о семейной жизни, умений и навыков их применения на практике.

Информация о работе Подготовка к будущей семейной жизни как педагогическая проблема