Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 07:25, курсовая работа
Цель курсовой работы: Раскрытие темы «Подготовка к будущей семейной жизни как педагогическая проблема». Провести тщательный анализ и разобраться в значении и роли семьи рассматриваемой в данных аспектах.
Задачи работы:
- раскрыть теоретические основы подготовки к будущей семейной жизни;
- рассмотреть организацию подготовки к семейной жизни;
- выявить основные принципы и направления подготовки к семейной жизни.
А раз так, нужно постоянно помнить, что мы воспитываем не только ребенка, но гражданина и человека. Теперь обратимся ко второй из важнейших функций семьи – репродуктивной. Главное здесь – воспроизводство в детях численности родителей. Естественно, что только в семье это воспроизводство может осуществляться полноценно. В масштабе общества для простого (даже расширенного) воспроизводства населения (т.е. чтобы нас не стало меньше) необходимо, чтобы на каждые двое лиц противоположного пола приходилось не меньше двух детей. С учетом же того, что далеко не все женщины и мужчины вступают в брак и обзаводятся семьей, весьма желательно, чтобы большинство семей у нас были трехдетными. Однако, к сожалению, пока лишь некоторые семьи выполняют эту «общественную нагрузку».
Подготовка к браку должна быть комплексной в своей основе, так как она призвана решить целый ряд очень важных задач. Необходимо повысить ответственность молодежи перед брачной и семейной жизнью, постоянно обращая внимание на социальную престижность отцовства и материнства, ориентируя женщин на брак, семью, детей.
Одновременно с этим необходимо повысить психологическую готовность молодежи к браку, дать молодежи, вступающей в брак, емкие, концентрированные знания: по гигиене ухода за ребенком, психологии детского возраста, детской педагогике, психогигиене сексуальной жизни, осветить основные проблемы психологических взаимоотношений между супругами и т.д.
Следует
усилить и антиалкогольную
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в наши дни наметились значительные «ножницы» между физиологическим и социальным созреванием молодежи. За последние полвека половое созревание вследствие акселерации наступает в среднем на два года раньше (у девочек около 13 лет, а у мальчиков около 15 лет). Одновременно с этим усложнился процесс социализации, т.е. передачи молодежи всего многообразного культурного, воспитательного, производственного и научно-технического опыта. Социальная зрелость, экономическая самостоятельность молодежи в условиях урбанизации и стремительного научно-технического прогресса наступают значительно позже, порою затягиваются до 20 – 25 лет.
Поэтому ценность брака, семьи, детей в системе общекультурных ценностей человека формируется достаточно поздно. Подлинный смысл и значение указанных ценностей открываются человеку тогда, когда он приобретает достаточный жизненный, опыт, начинает задумываться над смыслом своего личного бытия. Кроме того, по-видимому, существуют определенные этапы формирования жизненных ценностей у молодежи: на первом плане стоят вопросы выбора жизненного пути, призвания, профессии, обретения гражданской самостоятельности и т.д.
Подготовка
к браку означает формирование определенного
нравственного комплекса
Совместная
жизнь требует постоянного
Итак,
нравственно-психологическая
2.1 Организация подготовки к семейной жизни
Подготовка к семейной жизни как объект педагогического исследования
Многообразие социальных проблем, сопутствующих развитию российского общества, затронуло и современную семью. Множественность проблем современной семьи порождает ситуацию, когда дети оказываются оторванными от семейных традиций, что выражается в неготовности к созданию собственной семьи, а также ведет к нарушению адекватности представлений о брачных отношениях. Можно выделить общие черты, свойственные семьям в изменяющемся обществе: падение рождаемости, усложнение межличностных отношений, изменение представлений о ценностях брака и ожиданий от него. Сфера семейных отношений всегда регулировалась обществом с помощью ценностных ориентиров, норм морали и нравственности. В последние годы произошли достаточно важные изменения семейно-брачного института, наблюдается трансформация семейных ценностей и традиционных устоев /2, с. 137/.
Общей
закономерностью сегодня
По мере того, как некоторые прежние экономические и социальные функции семьи отмирают или приобретают подчиненное значение, все большая ценность придается психологической близости, интимности между членами семьи, будь то супруги или родители и дети, что ведет к повышению индивидуальной избирательности брака. Обратной стороной этого процесса является повышение уровня внутренней конфликтности семьи, а также рост разводов, снижение рождаемости. Разводы становятся все более привычной формой решения супружеских конфликтов, и в качестве мотива к ним выступают несходство характеров, отсутствие духовной близости. В связи с этим актуальность оказания помощи семье в укреплении супружеского союза, значение повышения удовлетворенности супругов брачными отношениями резко возрастает /8, с. 157/.
Особую роль в укреплении семьи играет процесс подготовки молодого поколения к семейным отношениям. Этому компоненту всегда уделялось существенное внимание в педагогической науке и практике.
Исследование историко-педагогической литературы показало, что до второй половины XVIII века проблема воспитания семьянина в педагогике как самостоятельная не выделялась, хотя отдельные ее аспекты были предметом философского анализа и педагогической мысли. Активизация отечественных исследований в этой области отмечается в начале ХХ века: проблемы подготовки молодежи к семейной жизни рассматривались в трудах П. П. Блонского, А. С. Макаренко, М. М. Рубинштейна.
На общегосударственном уровне проблему подготовки учащихся к семейной жизни пытались решать дважды. Первый раз – путем введения «родительского всеобуча» (1927 г.), второй – введением школьного курса «Этика и психология семейной жизни» (1982 г.). Эти меры, несмотря на свою созидательную направленность, не обрели популярности среди старшеклассников и их родителей.
В
период кризисов 90-х гг. XX в., когда
в обществе происходило обновление
всех социальных институтов и систем,
адаптация подрастающего
Исследование тенденций теории и практики воспитания будущего семьянина на современном этапе позволяет сделать вывод, что этот процесс не сводится к собственно воспитательным действиям, определяющим развитие заданных параметров личности, а выступает, скорее, как система организационно-дидактических мер, направленных на подготовку человека к выполнению разносторонних функций в семье.
По-прежнему дискуссионным остается вопрос о половом воспитании и просвещении подростков и юношества. Надо отметить, что проблема половой жизни молодежи до брака является наиболее сложной, и до сих пор не найдены социально оправданные пути ее разрешения. Ни моральные и этические запреты, ни педагогическое просвещение в вопросах секса не являются действенными против сексуальной активности молодежи и ее негативных последствий (рост числа детей, рожденных вне брака, случаи искусственного прерывания беременности, заболевания половой сферы и пр.). Более того, в некоторых случаях моральные запреты приводят к дополнительным внутренним конфликтам и психическим травмам, или наоборот, к всплеску сексуальной активности – под лозунгом обеспечения «безопасности» интимных отношений, якобы требующей специфической информации, происходит «обучение», а тем самым и вовлечение в них и развращение еще не подросшего поколения, включая малолетних детей.
Помимо перечисленных, можно назвать следующие направления педагогического поиска: определение концептуальных основ подготовки молодежи к семейной жизни, выявление ее возрастной специфики, анализ возможностей реализации данного процесса в различных образовательных и социальных учреждениях, определение роли родительской семьи, методическое обеспечение формирования готовности подрастающего поколения к браку. Вместе с тем, ни в педагогической науке, ни в образовательной практике четко не определены сущность и содержание процесса подготовки молодежи к семейной жизни /3, с. 125/.
Главная идея общей стратегии воспитания будущего семьянина заключается в формировании у учащейся молодежи психологической готовности к созданию, сохранению и укреплению брачно-семейных отношений, то есть к выполнению роли семьянина.
Мы рассматриваем готовность к семейной жизни как важнейший показатель социальной зрелости и психического здоровья молодежи.
Отсутствие этой готовности у человека – источник его личностной и общественной нестабильности. В большинстве определений готовность к брачно-семейным отношениям рассматривается как результат семейного воспитания, психологической подготовки и психологической мобилизации. По мнению Л. Б. Шнейдер, готовность к браку – интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:
- формирование нравственного комплекса; подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству;
- способность к самоотверженности по отношению к партнеру, основанной на качествах и свойствах альтруизма любящего человека;
- наличие эмпатийного комплекса качеств, связанных с осуществлением психотерапевтической функции семьи;
- высокая эстетическая культура чувств и поведения личности, умение разрешать конфликты конструктивным способом;
- способность к саморегуляции собственной психики и поведения /11, с. 164/.
Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна включать следующие основные аспекты: социальный, нравственно-эстетический, правовой, психологический, физиолого-гигиенический, педагогический, хозяйственно-экономический.
Основываясь на указанных представлениях, в своем исследовании мы определяем готовность молодых людей к браку как сложное структурное образование. Оно включает отношение индивида к семье, характеризующееся наличием достаточно устойчивых мотивов заключения брака и необходимых для семейной жизни качеств личности, а также определенной совокупности знаний о семейной жизни, умений и навыков их применения на практике.
Информация о работе Подготовка к будущей семейной жизни как педагогическая проблема