Подготовка к будущей семейной жизни как педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 07:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Раскрытие темы «Подготовка к будущей семейной жизни как педагогическая проблема». Провести тщательный анализ и разобраться в значении и роли семьи рассматриваемой в данных аспектах.
Задачи работы:
- раскрыть теоретические основы подготовки к будущей семейной жизни;
- рассмотреть организацию подготовки к семейной жизни;
- выявить основные принципы и направления подготовки к семейной жизни.

Работа содержит 1 файл

ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

     По  своим структурным параметрам выделяются следующие формы брака:

     Моногамия – это брак между одной женщиной и одним мужчиной;

     Полигамия – брак между одним и несколькими  дружными индивидами;

     Групповой брак – брак между несколькими  мужчинами и женщинами.

     В зависимости от предпочитаемого  партнёра брак может быть экзогамией (характерным для первобытнообщинного строя запретом браков в пределах одной родственной группы) и эндогамией (брачной связью внутри определённой социальной группой, например, внутри племени).

     По  мере развития общества брак из преимущественно  экономического института всё больше превращался в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви, личном выборе. Происходит перераспределение обязанностей мужа и жены в экономическом обеспечении семьи, ведении домашнего хозяйства и воспитании детей. В результате ослабления давления экономических и правовых уз в современной семье возрастает роль внутрисемейных отношений в обеспечении её устойчивости и прочности.

     Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних  членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, кода женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны, это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой – привело к снижению уровня рождаемости увеличению числа разводов.

     Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идёт об общественных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия, характеризуют роль семьи как социального института. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные; все семейные функции – главные, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других социальных институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи /14, с. 110/.

     Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают её особенности  как социального явления, тогда  как неспецифические функции  – это те, к выполнению которых  семья оказалась принуждённой или  приспособленной в определённых исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание, социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьёй и обществом может изменяться в ходе истории.

     Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением  и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, отражают исторический характер связи между  семьёй и обществом, раскрывают исторически переходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе /1, с. 85/.

     Важнейшими  функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

     Репродуктивная  функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из 2х детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но смотря на это иначе, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не  есть позитивная сторона /3, с. 122/.

     Хозяйственно-потребительская  функция семьи охватывает различные  аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда.

     Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье  главным образом воспитываются  дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

     Лучший  пример-это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.

     Восстановительная функция семьи состоит в поддержании  здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких.  Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.

     Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого  по-своему. Кто то смотрит ТВ, слушает  музыку и т.д. это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе–путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.

     Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая  помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах /5, с. 157/.

     Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних  членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина  вела домашнее хозяйство,  воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.

     Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.

        1.3 Подготовка к семейной жизни как объект педагогического исследования

     Как известно (к сожалению или к  счастью), осуществляющаяся в старших  классах подготовка к семейной жизни является последним по времени этапом формирования юношей и девушек как мужей и жен, непосредственно предшествующим их соответствующему поведению /7, с. 136/.

     Далеко  позади осталось серьезно предопределяющее их взрослую жизнь прямое усвоение родительского опыта в общении со взрослыми членами семьи и неизбежных для дошкольного возраста ролевых играх; незаметно прошел период расширения этого опыта во внутри- и внешкольном общении, и вот уже на повестку дня настоятельно встала проблема передачи юности всего необходимого для обретения счастья в их семейной жизни. И естественно, возникает вопрос: а что же должно входить в «список» этого необходимого?

     По  мнению специалистов в этот «список» входит:

     - повышение ответственности молодежи перед брачной и семейной жизнью;

     - увеличение социальной престижности отцовства и материнства;

     - повышение психологической готовности юношей и девушек к браку;

     - предоставление им необходимых знаний по гигиене и уходу за ребенком, психологии дошкольного возраста, детской психологии, психогигиене сексуальной жизни, основным проблемам взаимоотношений между супругами;

     - освещение вопросов наиболее рационального ведения домашнего хозяйства, эффективной и экономной организации бюджета семьи.

     Безусловно, что все эти задачи действительно должны быть решены в целях достижения готовности молодежи к семейной жизни.

     Начнем  с осознания социальной сущности семьи, т.е. того, что, будучи по сути своей  общественным явлением, она сполна подчиняется законам общественной жизни. Это хорошо выражено в определении К. Маркса, по которому никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак.

     Тот, кто заключает брак, не творит брака, не изобретает его, он также мало творит и изобретает брак, как пловец - природу и законы воды и тяжести. Брак поэтому не может подчиняться произволу вступивших в брак, а наоборот, произвол вступившего должен подчиняться сущности брака. Дело в том, что исходным моментом готовности человека к браку и семье является деятельное понимание им общественной значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничение личной свободы /9, с. 134/.

     К сожалению, понимание этого не всегда свойственно современным юношам и девушкам, отчего сплошь и рядом  переход от неформальных, основанных исключительно на эмоциях взаимоотношений  любви и предбрачного ухаживания к формализованным, достаточно регламентированным и, главное, обязательным отношениям супругов как брачно-семейных партнеров оказывается для них сопряженным со значительными, прежде всего чисто психологическими, трудностями – мучительным осознанием новизны и сложности ситуации, болезненной перестройкой своего и чужого поведения, а также неприятным ощущением предопределенности и заданности.

     Как исходное в этой связи, нужно помнить, что семья является исторически-конкретной системой взаимоотношений между  супругами, родителями и детьми; малой  группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения и трудовых ресурсах. И понимать, что историческая конкретность семьи заключается в том, что она меняется со временем, приспосабливаясь к изменяющимся общественным отношениям (хотя и является при этом одним из наиболее устойчивых общественных институтов); что о системе взаимоотношений упоминается постольку, поскольку в семье их довольно много; что малой группой семью можно назвать в связи с тем, что она вполне попадает под определение этого исходного для любого общества элемента социума, отличаясь, правда, характером объединения (очень личным) /11, с. 164/.

     Социальная  необходимость в семье действительно  есть, ибо, исчезни она, само существование  человечества оказалось бы под угрозой. И именно потому ни в одном обществе семья не была «личным делом», ибо любое общество вправе ожидать от семьи выполнения определенных функций, и, прежде всего двух важнейших, тесно взаимосвязанных: воспитательной и репродуктивной.

     Остановимся на функции воспитательной. Сущность ее достаточно ясна, ибо именно через семью наши дети входят в общество. В семье ребенок совершает свои первые шаги в осмыслении окружающего мира. В семье ему вручается эстафета опыта поколений, которую он обязан понести дальше, чтобы передать ее своим детям и тем самым будущему. В семье закладывается фундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта ребенка, его представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом и т. п.; основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина современного общества.

     Почему  именно в семье? Да потому, что за всю свою историю человечество так  и не создало – и, наверное, никогда не создаст – лучшего института воспитания. Специальные исследования психологов и педагогов убедительно доказали: ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что дает нормальная семейная атмосфера, общение ребенка с отцом и матерью. Дети, выросшие в этих учреждениях (как, впрочем, и те, хотя и меньше, кто в ранние годы лишился отца или матери и воспитывался в неполной семье), обычно отстают в чем-то от своих сверстников, растущих в полноценной семье, и они значительно труднее находят свое место в жизни.

Информация о работе Подготовка к будущей семейной жизни как педагогическая проблема