Подготовка к будущей семейной жизни как педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 07:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Раскрытие темы «Подготовка к будущей семейной жизни как педагогическая проблема». Провести тщательный анализ и разобраться в значении и роли семьи рассматриваемой в данных аспектах.
Задачи работы:
- раскрыть теоретические основы подготовки к будущей семейной жизни;
- рассмотреть организацию подготовки к семейной жизни;
- выявить основные принципы и направления подготовки к семейной жизни.

Работа содержит 1 файл

ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Введение

     Брак  и семья относятся к числу  таких явлений, интерес к которым  всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих институтов и умение направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от состояния их в значительной мере зависит воспроизводство населения. Кроме того, содержание понятий «семьи» и «брака» при некотором сходстве существенно различается: семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью; брак – это общественно регулируемые половые отношения между женщиной и мужчиной, предполагающие установление их прав и обязанностей по отношению друг к другу и к детям.

     Особенно  велико экономическое значение семьи  в области организации потребления  и быта. В семье не только удовлетворяются, но отчасти и формируются материальные потребности человека, создаются  и поддерживаются определённые бытовые  традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства.

     Активная  роль семьи не ограничивается лишь областью общественного бытия, а  продолжается в других сферах общественной жизни. Как первичная форма общности людей, семья непосредственно сочетает в себе индивидуальное и коллективное начала. В этом смысле она является звеном, связующем не только биологическую и социальную, но также индивидуальную и общественную жизнь людей, служит для них первым источником социальных идеалов и критериев поведения. При этом семья не только передаёт, но и создаёт духовные ценности, такие, как супружеская и родительская любовь, уважение и любовь детей к родителям, семейная солидарность.

     Преобразование  и укрепление брачно-семейных отношений  в масштабе всего общества и создание прочной, дружной семьи в каждом отдельном случае требуют помимо желания ещё определённых знаний. Развитие семьи, как в социальном, так и в индивидуальном плане – это сложный и противоречивый процесс. Конечно, каждый человек обладает каким-то индивидуальным опытом жизни в семье, но этот не всегда совпадает с социальным опытом и данными науки, а главное – его обычно недостаёт как раз тогда, когда он особенно нужен: при вступлении в брак и в первые годы жизни молодой семьи.

     Брак  и семья выступают для каждого  человека и в качестве социальной, и в качестве индивидуальной необходимости. Значит, чем больше они изучаются и в чем большей мере результаты их изучения становятся достоянием масс, тем полнее и прочнее обеспечивается свобода людей в одной из самых важных для них сфер жизни. В свою очередь степень свободы в принятии решения прямо и непосредственно определяет как степень ответственности за него, так и величину тех усилий, которые будут направлены на его реализацию.

     Таким образом, научное исследование семьи, распространение социологических знаний о семье имеют не только познавательное, но и огромное нравственно-воспитательное значение, служат одним из средств формирования личности и общественных отношений.

     Семья – это такой фундамент общества и такая микросреда, климат которой способствует или препятствует развитию моральных и физических сил человека, становлению его как социального существа. Именно в семье закладываются те нравственные основы, которые способствуют развитию личности. Семья оказывает самое большое влияние на личность ребенка. В сфере воздействия семьи одновременно сказываются и интеллект и эмоции ребенка, его взгляды и вкусы, навыки и привычки. Семейное воспитание имеет практически всеобъемлющий характер, ибо оно не сводится только к внушению, а включает в себя все формы воздействия на формирующуюся личность: через общение и непосредственное наблюдение, труд и личный пример окружающих. Иными словами, развитие ребенка органически вписано в жизнедеятельность семьи. Воспитательную функцию семьи трудно переоценить.

     Все выше сказанное свидетельствует об актуальности избранной для курсовой работы темы.

     Цель  курсовой работы: Раскрытие темы «Подготовка к будущей семейной жизни как педагогическая проблема». Провести тщательный анализ и разобраться в значении и роли семьи рассматриваемой в данных аспектах.

     Задачи  работы:

     - раскрыть теоретические основы подготовки к будущей семейной жизни;

     - рассмотреть организацию подготовки к семейной жизни;

     - выявить основные принципы и  направления подготовки к семейной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Теоретические основы подготовки к будущей семейной жизни

     1.1 Сущность и содержание понятия семьи

     Семья, под каким бы углом зрения ее ни рассматривали, столь многослойное социальное образование, что неудивительны  упоминания о ней почти во всех разделах социологии. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и, шире, социализации социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений. Без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и истребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д.

     Интерес к семье, помимо собственно содержательного  изучения ее многофункциональности, поддерживается познавательным интересом к ее уникальной посреднической роли, в силу ее социокультурной природы как феномена, пограничного по своей сути, находящегося на пересечении структур при любом конструировании социума и на границе макро- и микроанализа. Семья обладает возможностями, позволяющими осуществлять редукцию социетальных процессов к результатам социального поведения микросреды, и позволяет выводить из эмпирически исследуемых фактов тренды глобального характера /2, с. 142/.

     Исходя  из этого, определения семьи должны стремиться соединить разнокачественные проявления семейной универсальности и, прежде всего, в дефиниции должны сочетаться, а не противостоять друг другу признаки семьи как социального института и как социальной группы. Прибегая к представлениям об общесемейной деятельности или о семейном поведении, можно получить удовлетворительные дефиниции семьи, объединяющие разнокачественные свойства семьи, брака и родства.

     Существует  множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений  различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья – это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи как исторически-конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения /4, с. 175/.

     Семья является таким эволюционным изобретением человечества, которое гармонично соединяет существование с продлением семейного рода, фамилии и тем самым обеспечивает статусно-ролевыми исполнителями остальные социальные институты, способствуя их выживанию и существованию общества в целом.

     Семья является предметом изучения многих общественных наук. Каждая их этих наук стремится дать дефиницию семьи и определить её функции. С точки зрения содержания, структуры и форм семьи есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются:

     - гетеросексуальная связь;

     - система родственных отношений;

     - обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности;

     - осуществление определённой экономической деятельности.

     Семья есть социальная группа, в которой  мужчины и женщины удовлетворяют естественно половые и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путём рождения потомства. В семье осуществляются производительно-потребительские или только потребительские виды экономической деятельности /6, с. 138/.

     Социологическая дефиниция семьи как парциальной  социальной группы указывает на то, что характер отношений в семье, её структура и форма исторически  изменчивы, отчего и сама семья является исторически изменчивой социальной группой. Одновременно социологическая дефиниция семьи указывает на её биологическую, биосоциальную и экономическую основу.

     В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это  социальный институт, с другой –  малая социальная группа, имеющая  свои закономерности функционирования и развития. Отсюда её зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно – относительная самостоятельность. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. Брак можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. Семья – малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства /8, с. 204/.

     Семья прежде всего создаётся отношениями  «родители-дети», а брак оказывается  легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнёрства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи – жилище, дом, собственность – и экономическую основу семьи – общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.

     Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами  супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержания существование членов семьи. Лишь наличие триединого отношения супружества – родительства – родства позволяет говорить о конституировании семьи как таковой в её строгой форме. Факт одного или двух или названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине «повзросления» и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти её членов, из-за разводов и других видов семейной дезорганизации) либо не ставших ещё семьями. Например, семьи молодожёнов, характеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие «родительством» (отцовством, материнством), и родством, кровным родством детей и родителей, братьев и сестёр /10, с. 173/.

     Наличие таких отношений (т.е. семьи в строгом  смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны. С другой стороны, несемейное население состоит  из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных, «осколочных» форм семьи лучше подходит термин "семейная группа", под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством, либо родительством или супружеством.

     Обычно  «ядром» семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к «ядру» детей, родственников, родителей супругов. С социологической точки зрения, правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством названных отношений – основной тип семьи, а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами. Данное уточнение связано с тем, что в последние годы в социологии семьи на Западе и в нашей стране стала заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего – к супружеству, и даже партнерству.

          1.2 Структура и функции семьи

     Жизнь семьи и ее социальные функции  многогранны. Они связаны с интимной жизнью супругов, продолжением рода, воспитанием  детей. Все это основывается на соблюдении определенных нравственных и правовых норм: любви, уважения, долга, верности и т.д.

     Социология  семьи уделяет первостепенное внимание выяснению структуры и функций  семьи. Структура семьи – это  не только её количественный состав и  число совместно живущих поколений, но и система позиций, социальных ролей отношений её членов. По структурным особенностям различаются семьи нуклеарные и расширенные. Нуклеарная семья – это семейная структура, состоящая из взрослых родителей и детей, находящихся на их иждивении. В большинстве обществ именно такая семья считается важным и даже основным социальным объединением. Расширенная семья – это такая семейная структура, которая помимо нуклеарной семьи (супругов и их детей) включает других родственников, например, дедушку или бабушку, внуков, дядю, тётю и т.д. /12, с. 72/.

     Структура семьи далеко не всегда совпадает со структурой брака, что обусловлено различиями этих двух тесно связанных друг с другом, но всё-таки разных социальных явлений.

Информация о работе Подготовка к будущей семейной жизни как педагогическая проблема