Планирование работы педагога- организатора с детьми девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучение особенностей планирования работы педагога-организатора с обучающимися девиантного поведения.
Задачи:
изучить отклоняющее поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации;
изучить организацию культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения.

Работа содержит 1 файл

Планирование работы педагога_организатора с обучающимися девиантного поведения.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

В целом мы можем констатировать, что на возникновение девиантного  поведения оказывают влияние  целый ряд факторов: физиологические, социальные (социальное, половое, имущественное  неравенство), педагогические и психологические (психологическая дезадаптация, затрудненный процесс самоопредления, самопознания и т.д.).

 

 

Глава 2. Организация культурно-досуговой  деятельности с подростками отклоняющегося поведения

 

2.1. Характеристика основных средств воздействия культурно-досуговой деятельности на подростков отклоняющегося поведения

 

Дети подросткового  возраста наиболее зависимы от микросреды, складывающейся в отношениях, в которой  формируется личность. Недостатки семейного  воспитания, углубленные недостатками школьного воспитания, несогласованность позиции школы и семьи в итоге становятся ядром конфликтной ситуации. Поэтому одну из важнейших задач в работе с трудными подростками исследователи видят во включении подростков в систему общественно значимых отношений, которое предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного и школьного обучения и воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого [11, с.87].

Система профилактики девиантного  поведения включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:

  • создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);
  • создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;
  • создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;
  • организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой прежде всего с детьми и подростками группы риска и их семьями;
  • создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т.д.);
  • организацию детского досуга. Как показывают исследования, дети и подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтому организация досуга детей и подростков является важным направлением воспитательно-профилактической работы. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности. Досуговая сфера жизнедеятельности детей и подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил детей и подростков, развитие их способностей и интересов и свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования. Профилактика девиаций через включение ребенка в деятельность УДО подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка [2, с. 107].

Организационные формы  работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности - психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Одна из таких форм - художественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия.

К данной форме можно  отнести - массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.

Вышеперечисленные формы  как вечера отдыха, шоу-представления вызовут особый интерес у подростков в двух случаях: если пронизаны духом соревнования, и проникнуты глубоким лиризмом. Ведь нереализованная нежность души и стремление во всем соревноваться со сверстниками являются особенностями трудных подростков.

Яркой формой организации  зрелищных представления являются балы и карнавалы. Они посвящаются  важнейшим событиям в жизни подростков, но, к сожалению, эти формы сейчас применяются редко, так как для  таких праздников нужны красивые костюмы, чего не могут дать многие досуговые учреждения.

Просветительные формы  включают в себя лекции, беседы, диспуты, конференции, экскурсии. Так, например, в процессе участия в диспуте, дискуссии подросток познает  не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения.

В практике культурно-досуговой  деятельности встречается такая  форма, как познавательно-развлекательная. Она имеет большое значение для  подросткового возраста. Именно в  этот период меняется характер игровой  деятельности, можно сказать, игра теряет свою «сказочность», «таинственность». На первый план выступает познавательная значимость игры.

Наибольший эффект дают формы, заимствованные с телевизионного экрана, например познавательно-развлекательные  игры «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?».

Наибольший интерес у подростков вызывает такая форма организации досуга, как дискотека - клуб. Существует два вида дискотеки - просветительно-образовательные (дискотека-клуб) и танцевально-развлекательные (дискотека-танцплощадка). Если в первом случае преследуется четкая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то вторая не имеет никакой цели. Так, создание диско-клуба способствует развитию музыкального вкуса.

Особую роль в развитии духовных начал личности подростка, ее специализации играют социально-практические формы. Учитывая социальные и практические интересы подростков, можно создавать комнаты психологической разгрузки, секции, кружки по физической культуре и спорта, обучения шитью, техническому творчеству [10, с. 40].

Итак, профилактику можно  рассматривать как особый вид социально-педагогической деятельности который находится на стыке педагогики, психологии, социологии, медицины и информационных технологий. Сложившиеся в настоящее время формы культурно-досуговой деятельности имеют целью, прежде всего, духовное развитие личности подростка, построенного на взаимоотношении с социальной средой и обществом в целом.

 

 

2.2. Анализ деятельности  учреждений социально-культурной  сферы с подростками отклоняющегося  поведения

 

Дополнительное образование  детей - один из социальных институтов, который создан и работает для детей, их обучения, воспитания, развития, социального становления.

Для успешной работы и  социальной защиты воспитанников в домах культуры, творчества, клубах города разрабатывают и реализуют социальные программы. К сфере дополнительного образования учреждений относится различная деятельность по организации воспитанников. Во-первых, организационно-массовая культурно-досуговая деятельность, включающая рекреативно-оздоровительную деятельность, социально-продуктивную деятельность воспитанников по преобразованию окружающей действительности (социальное творчество), работу в подростковых клубах по месту жительства, детское общественное движение. Во-вторых, образовательно-социальная деятельность, включающая: реализацию дополнительных комплексных социальных программ, социализацию воспитанников, оздоровление и пропаганду здорового образа жизни, развитие способностей профессиональной ориентации.

В Мурманске проводится целенаправленная работа по профилактике и коррекции девиантного поведения.

Муниципальная целевая  программа «Комплексные меры по профилактике наркомании в городе Мурманске на 2010 год» утверждена постановлением администрации города Мурманска от 02.10.2008 № 1506.

В 2008-2009 годах действовала аналогичная программа, объем финансирования в 2009 году составил 1750,1 тыс. руб.

Главной целью программы  является совершенствование антинаркотической  пропаганды в городе Мурманске, формирование негативного общественного мнения к незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ, дальнейшее развитие межведомственного сотрудничества в области профилактики наркомании и незаконного оборота наркотиков.

В соответствии с планом мероприятий программы организован  и проведен мониторинг вредных привычек, наркомониторинг среди воспитанников детских домов и интернатного типа. Для реализации данного мероприятия с Мурманским государственным техническим университетом заключен договор на проведение исследования по заявленной тематике.

Совместно с Управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков подготовлены к тиражированию информационно-методические материалы для детей и подростков «Игры с разумом», листовки и буклеты по антинаркотической тематике общим тиражом 9300 шт. Указанные материалы бесплатно распространены среди целевой аудитории в ходе проводимых профилактических мероприятий. Кроме того, в 2009 году проведено комплектование библиотечных фондов муниципальных библиотек книжными и электронными изданиями по профилактике наркомании, а также профинансировано издание 500 экземпляров журнала по профилактике наркомании «Территория жизни».

В рамках программы организованы и проведены профилактическая акция  «Мир без наркотиков», конкурс «От  слов к действию», выездная Школа  волонтеров-пропагандистов здорового образа жизни.

С целью повышения  роли физической культуры и привлечения  населения города Мурманска к  занятиям массовыми видами спорта и  формирования здорового образа жизни  проведены  мероприятия, повышающие эффективность профилактической деятельности. Среди них: фестиваль спорта «Мурманская миля», спартакиада по легкой атлетике «Спортивный образ жизни - дорога в будущее» среди подростковых клубов и летних оздоровительных лагерей, турнир по дворовому мини-футболу «Спорт в каждый двор» среди подростков и молодежи, «Ярмарка спорта».

В муниципальных учреждениях  культуры города Мурманска проведено  согласно текущим планам более 500 мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков, распространение  краеведческих знаний по истории родного города, достижениях в различных областях экономики, науки и культуры, являющихся, как следствие, профилактикой асоциальных явлений в молодежной среде.

В рамках программы проведены  мероприятия, направленные на снижение протестных проявлений в молодежной среде, такие как беседа «Уроки толерантности», игра «Я в ответе за свои поступки», вечер общения «Единство непохожих», ситуационная игра «Грани дозволенного», правовая беседа «Обязанности и ответственность», тренинговые занятия по формированию толерантного поведения у подростков и молодежи, проведены встречи с инспекторами по делам несовершеннолетних. Всего в данных мероприятиях приняло участие 639 человек.

Учреждениями культуры города Мурманска организована работа по предупреждению и профилактике правонарушений среди детей и подростков, молодежи города через привлечение данной категории жителей к участию в культурно-досуговой деятельности. Еще одним направлением работы учреждений по профилактике правонарушений является пропаганда в молодежной среде здорового образа жизни.

Активная работа муниципальных  библиотек по продвижению позитивного  образа читающего человека, особенно детей, молодежи, читающих семей, распространение  знаний о литературе края, поддержка  чтения и продвижение книги среди различных слоев населения способствуют повышению интеллектуального уровня молодежи и, как следствие, решению жизненно важных проблем, профилактике асоциальных явлений.

Сформирована система  работы по оказанию методической помощи педагогам: проведены семинары для классных руководителей, социальных педагогов, консультации по вопросам организации профилактической работы с обучающимися и семьями по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних: «Технологии работы по сопровождению детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации», «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, имеющих проблемы в поведении», «Методы работы с детьми девиантного поведения. Агрессивные дети» и др. В образовательных учреждениях реализуются профилактические программы «Правопорядок», «Здоровый образ жизни», «Мои права», «Спасибо нет», «Дисциплина» и др.

Вопросы формирования гражданской  ответственности и правового  самосознания несовершеннолетних включены в планы воспитательной работы всех образовательных учреждений. В школах проведены тематические классные часы, тренинговые занятия, ролевые игры, встречи с представителями правоохранительных органов и другие мероприятия. Большой комплекс профилактических мероприятий с несовершеннолетними проведен в рамках «недели правовых знаний».

Итак, анализ преступности в общественных местах и на улицах города показал, что по итогам года отмечается количественное снижение как общего числа зарегистрированных грабежей, так и числа грабежей, совершенных в общественных местах и на улицах, снижение удельного веса грабежей, совершаемых в общественных местах, и рост доли уличных грабежей. Общее число зарегистрированных разбоев сократилось, а удельный вес разбоев, совершенных в общественных местах и на улицах, остался на уровне прошлого года. Незначительно увеличился удельный вес краж, совершенных в общественных местах, и уличных краж.

В заключение сказанного в главе сделаем следующие  выводы. Социальная профилактика (предупреждение, превенция) деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и «групп риска»; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Информация о работе Планирование работы педагога- организатора с детьми девиантного поведения