Планирование работы педагога- организатора с детьми девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучение особенностей планирования работы педагога-организатора с обучающимися девиантного поведения.
Задачи:
изучить отклоняющее поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации;
изучить организацию культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения.

Работа содержит 1 файл

Планирование работы педагога_организатора с обучающимися девиантного поведения.doc

— 148.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

Введение

 

Общество само, как  это ни парадоксально, посредством неоправданных действий и чересчур серьезных наказаний, воспитывает преступников, от которых хотело бы избавиться. Такой ход мысли многим покажется не столь уж очевидным, поскольку при оценке соотношений между индивидуальными делинквентными личностями и преследующим их обществом задействованы личные защитные механизмы. Это проективные процессы, состоящие в том, что криминальные компоненты любого человека проецируются на людей, реально совершающих те или иные преступления, и которые вследствие этого кажутся еще более криминальными, нежели являются таковыми на самом деле. Поэтому наказания часто бывают строже, чем человек того реально заслужил. Можно даже допустить, что наказание представляет собой бессознательное заменяющее удовлетворение личных агрессивно - криминальных импульсов. Как известно, в последние годы сохраняются негативные тенденции в обществе - снижение качества жизни, неудовлетворительное состояние социальной сферы, постоянные стрессовые воздействия.

К сожалению, все эти негативные процессы отражаются и на подрастающем поколении. Их следствием явился кризис в идеологической и духовной жизни, разрушение существовавших ранее идеалов, стереотипов поведения. Новые же ценностные ориентации еще не сформировались.

Многие дети и подростки утрачивают связь со старшими. Родители, педагоги, в свою очередь, не всегда могут оказать им психологическую помощь и социальную поддержку.

Молодые люди, не имея необходимых  жизненных навыков, нередко вынуждены  делать самостоятельно выбор своего поведения и не готовы к преодолению стрессовых ситуаций, страдают от их последствий. Все это, в свою очередь, приводит к формированию саморазрушающего поведения.

Профилактика девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних бесспорно необходима и актуальна на данном этапе развития социальных отношений в России. Социальную напряженность в стране порождает серьезный рост различного рода нарушений несовершеннолетними социальных норм: ширятся масштабы преступлений, алкоголизма, проституции и других проявлений девиантного поведения.

Главная роль в решении этой острейшей  проблемы отводится социальной педагогике, хотя, конечно, решить ее можно только комплексно, с привлечением всех сил  общества. Однако, интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы перевоспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.

Цель исследования - изучение особенностей планирования работы педагога-организатора с обучающимися девиантного поведения.

Задачи:

  • изучить отклоняющее поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации;
  • изучить организацию культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения.

Объект исследования - подростки с девиантным поведением.

Предмет исследования - социально-культурная работа с подростками отклоняющегося поведения.

Теоретическая основа - исследования в области социальной педагогики: А.Ф. Воловик, И.Н. Ерошенков, Л.В. Мардахаев, В.Г. Степанов и др.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

 

Глава 1. Отклоняющее поведение  несовершеннолетних как нарушение процесса социализации

 

    1. Общая характеристика девиантного поведения несовершеннолетних

 

Ф. Знанецкий рассматривал отклоняющееся поведение через  призму норм и стандартов морали. «Несмотря на то, что всякий мыслящий наблюдатель имеет множество различных действий, данных ему для сравнения в его собственной социальном среде, он должен обычно обращаться к другим обществам, чтобы найти правила, отличные от тех, что признаны в его собственном сообществе. И даже тогда трудно достичь чисто объективной точки зрения для теоретической рефлексии, поскольку он привык относиться к морали, в которой он был воспитан, как к единственно обоснованной морали, как к критерию оценки других моральных систем, а не как к тому, что подлежит сравнению с ними.

Нравственное правило в глазах субъекта - индивида или коллектива, который признает его как валидное и пытается действовать в соответствии с ним, выступает как обязанность, связывающий   его   по   отношению   к  некоторому другому индивиду или коллективу, ждущему от него ее выполнения» [7, с. 72].

Любое отклонение отдельной  функции или системы психических  функций от «программы развития»  вне зависимости от знака этого  изменения «+» или «-» (опережение или запаздывание), выходящее за пределы социально-психологического норматива, определяемого для данной образовательной, социокультурной или этнической ситуации данного возраста ребенка следует рассматривать как отклоняющееся развитие данной функции или системы психических функций. Ребенок, демонстрирующий подобные феномены, должен быть отнесен к категории детей с отклоняющемся поведением [15, с.15].

А.И. Селецкий и С.А. Тарарухин  девиантное поведение рассматривали  как трудновоспитуемость. Исследователи  различают понятия «педагогически трудного», «труднообучаемого» и «социально запущенного» ребенка. Исходя из этого, специалисты предлагают различные подходы к коррекции поведения. «В качестве основных причин трудновоспитуемости выступают: неблагоприятные условия жизни и воспитания; различные отклонения в состоянии здоровья, в том числе психические. Различия источников трудновоспитуемости требуют дифференцированного подхода к избранию соответствующих мер воздействия. В одних случаях достаточно дополнительного применения педагогических мер воздействия, в других - медико-педагогических, в-третьих - лечения в условиях психоневрологического учреждения. Не исключена также уголовная ответственность трудновоспитуемого, если его поведение сопряжено с совершением преступлений» [14, с. 55].

Как считают А.И. Селецкий и С.А. Тарарухин, в основе педагогической запущенности лежат, во-первых, серьезные недостатки внутрисемейного воспитания, пробелы в знаниях и связанный с этим неуспех в учебе - «труднообучаемость»; во-вторых» нарушения во взаимоотношениях с окружающими, носящие конфликтный характер, в-третьих, биологическая ущербность, недостатки и дефекты психофизиологических свойств личности.

Трудновоспитуемый подросток  характеризуется ущербным и искаженным отношением к действительности. В то же время трудновоспитуемый нередко обладает повышенной активностью, творческой энергией и другими положительными качествами, которые, однако, в силу негативных условий формирующей среды не находят социально полезной реализации.

Трудновоспитуемость обычно выражается в форме разного рода конфликтов подростка с его ближайшим окружением. Черты трудновоспитуемости сначала проявляются неподатливостью воспитательному воздействию, эмоциональной неуравновешенностью, отсутствием выдержки, грубостью, аффектированными вспышками немотивированного гнева, а потом могут трансформироваться, при неблагоприятном нравственном формировании личности, в правонарушения [15, с. 56].

Представленное выше мнение во многом разделяет А.И. Кочетов. Автор также не использует термин «девиантное поведение», а говорит о трудновоспитуемости. По мнению А.И. Кочетова, термин «трудновоспитуемость» применяется в двух значениях: как педагогическая запущенность, вызывающая сопротивление воспитательным влияниям, и как особое соотношение положительных и отрицательных качеств, характеризующееся невосприимчивостью или неправильной оценкой воспитательных воздействий. Автор применяет данный термин для обозначения типа отрицательных явлений в психике, при котором происходит объединение между собой отрицательных качеств, личностных недостатков вокруг какого-то ведущего отрицательного образования [8, с. 35].

Е.В. Змановская под девиантным поведением понимает отклоняющееся поведение, т.е. отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам [6, с. 65]. При этом З.А. Зимилева выделяет следующие виды отклонений в поведении: отклонения корыстной ориентации; агрессивной ориентации; отклонения социально-пассивного типа [5, с.45].

Анализируя труды исследователей девиантного поведения, можно выделить следующие подходы к определению девиантности:

  • девиантность как разрешение внутреннего либо внешнего конфликта подростка в его микросреде (Б.Н. Алмазов, Н.В. Вострокрутов);
  • девиантность как отклонение от нормы (Л. Ауэвярт, В. Вахинг, н.Дж. Смелзер);
  • девиантность как поведение, не совпадающее с поведением большинства (М. Лайне);
  • девиантность как несоответствие нормам и ожиданиям определенной социальной группы (Г.А. Аванесов, В.Т. Кондрашенко, Л.А. Запорожец).

Следует отметить, что  в настоящее время рядом исследователей не разделены четко понятия девиантности и делинквентности. Так, отталкиваясь от исследований Э. Дюркейгма, можно вывести определение  девиантности как проявление индивидуальности преступника, его возможность выразить себя, которые необходимы для прогресса. В аналогичном направлении мыслит К.Ю. Добрин, который определяет девиантность как «личностную характеристику, предрасположенность к девиантному поведению» [4, с. 10].

Наиболее точным представляется определение, данное В.Д. Менделовичем. Под девиантностью понимается система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированных психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного или эстетического контроля над собственным поведением.

Большинство современных  ученых и практиков к группе трудных  относят подростков с девиантным поведением (Гонеев А.Д., Клейберг Ю. А., Потанин Г. М., Рожков М. И., Степанов В. Г. и др.). В настоящее время в психолого-педагогической литературе сложился и дифференцированный подход к характеристике самого отклоняющегося поведения. Так, В.Д. Менделевич, Л.М. Зюбин выделяют четыре варианта отклоняющегося поведения [9, с. 69]:

  1. отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм. Это может быть поведение, не соответствующее возрасту при нормальном психическом развитии (подросток любит играть с игрушками для маленьких);
  2. нарушения общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями. Это, например, жадность, эгоизм, замкнутость, недоверчивость, жестокость, которые, если их не преодолеть, приведут к правонарушениям;
  3. правонарушения, т.е. поведение, нарушающее правовые нормы, статьи административного или уголовного законодательства;
  4. отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями. Оно может быть у подростков с психопатическими чертами личности, у невротиков, у психически больных людей.

Классификация типов  девиантного поведения, основанная на социально-психологическом подходе, разработана психиатрами А.Г. Амбрумовой и Л.Я. Жезловой. Они выделяют четыре основных типа девиантного поведения у детей и подростков:

1. антидисциплинарное поведение;

2. антисоциальное (антиобщественное);

3. делинквентное (противоправное);

4. аутоагрессивное поведение.

  1. К девиантному поведению антидисциплинарного типа могут быть отнесены нарушения режима и дисциплины в учебно-воспитательном учреждении. Например, систематический срыв уроков, отказ от выполнения учебных заданий и т.д.
  2. К антисоциальному поведению могут быть отнесены поступки, связанные с невыполнением или непризнанием общепринятых нравственных норм поведения, отказ от учебной и трудовой деятельности, бродяжничество, раннее вступление в половую жизнь, сексуальные эксцессы, употребление спиртных напитков, наркотиков, токсических средств.
  3. Понятие «деликвентное поведение» применяется только в случаях противоправных действий несовершеннолетних. Сюда относятся вымогательство, угон транспортных средств. В этом случае важна своевременная диагностика с целью лечения и реабилитации, а также профилактики более тяжелых форм нарушения поведения и дезадаптации личности ребенка. К ним относятся, прежде всего, многочисленные психопатоподобные состояния различной этиологии, некоторые формы психопатий и акцентуаций характера, психогенно обусловленные патохарактерологические реакции личности и более стойкие формы патохарактерологического формирования личности [8, с. 89].

Используя «теорию ярлыков» Г. Беккера, предлагается выделять две разновидности девиаций, различающихся механизмами формирования: первичные и вторичные. Первичные девиации представляют собой любые формы ненормативного поведения. Вторичные девиации возникают в результате вольного или невольного следования девианта за «приклеенным» ему обществом «ярлыком», стремления оправдать ожидания, подтвердить справедливость суждений в отношении его отклоняющегося поведения.

Глубинные архаические  аффекты как страх, тревога возникают  не как проявление расстройства эмоциональной  сферы, а ситуационно. Примечательна  незначительность повода для провокации этих аффектов. Другими словами, это  те случаи, когда имеет место эмоциональное недоразвитие: недостаточточность высоких эмоций и эмоциональная жизнь на уровне древних, примитивных эмоций. Отсюда понятно неумение вчувствоваться в переживания других, неспособность к беспричинной симпатии (просто так», как благорасположение к миру), а также грубость. Но нельзя не учитывать, что некоторые черты поведения оказываются следствием воспитания: грубость, привычные реакции и т.п. Особенности семейного быта, научение по примеру близких определенному типу реагирования, в том числе избыточно аффектированному, злобному или истерическому, ж-редко являются причиной постановки ошибочного психиатрического диагноза и у взрослых, в то время, как здесь - всего лини, хамство.

Информация о работе Планирование работы педагога- организатора с детьми девиантного поведения